iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Общество
капитан 2 ранга Александр Бондаренко
ЖМП № 4 апрель 2011 /  1 апреля 2011 г.
версия для печати версия для печати

Протоиерей Александр Бондаренко: Главное - это молитва за паству

Первым штатным военным священником в новейшей истории России стал протоиерей Александр Бондаренко. В мае прошлого года он был назначен на должность помощника командующего Черноморским флотом по работе с верующими военнослужащими. О специфике своей работы отец Александр рассказывает нашему корреспонденту.


— Отец Александр, вы первый священник, назначенный на штатную должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими. Но, насколько мне известно, вы и раньше окормляли военнослужащих Черноморского флота.

— Действительно, с 2000 года (когда я был рукоположен в священный сан) и в течение десяти последующих лет я по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря совмещал пастырское служение и службу в Вооруженных силах в качестве офицера управления штаба Черноморского флота. Однако после того как решением министра обороны мою кандидатуру утвердили на должность помощника командующего флотом по работе с верующими военнослужащими, я уволился из рядов Вооруженных сил в звании капитана 2-го ранга с 25 годами выслуги, а с 4 мая прошлого года приступил к выполнению своих новых обязанностей.

— Севастополь, где вы живете и служите, находится на территории иностранного государства. Какова специфика работы военного священника в этих условиях?

— Севастополь — город российского и украинского флотов. И Симферопольская и Крымская епархия окормляет военнослужащих двух государств, что, естественно, имеет свои особенности. Например, в ВМС Украины все официальные мероприятия проходят на украинском языке. Поэтому для украинских частей приходится подбирать священников со знанием языка. Севастополь вообще город военный. Здесь живут либо военнослужащие (российские или украинские), либо их семьи, либо военные пенсионеры, либо гражданские служащие воинских частей. Эти категории населения составляют больше половины города. А деятельность военного священника включает в себя работу с военнослужащими, проходящими службу по призыву, по контракту, с офицерами, членами семей военнослужащих и ветеранами. Также мы окормляем МВД, казачество и т.д. Поэтому из сорока священнослужителей благочиния Севастопольского округа тридцать человек распоряжением митрополита Лазаря закреплены за воинскими частями. Наш благочинный протоиерей Сергий Халюта сам активно взаимодействует с командованием двух флотов и строго спрашивает со священников за возложенные на них послушания.

— Каково ваше видение работы помощника по работе с верующими военнослужащими? Что бы вы, основываясь на личном опыте, могли посоветовать тем, кто еще только собирается занять соответствующую должность?

— Помощник командира по работе с верующими военнослужащими должен владеть такими инструментами, как организация деятельности и контроль. Он должен планировать работу в части на год, на месяц и утверждать у командира. Также необходимо составлять план взаимодействия с епархией и утверждать его у правящего архиерея. Но это только верхняя часть айсберга. План нужно составлять для каждого мероприятия. В нем должны быть прописаны тематика, время и место проведения, кто руководит, какие силы привлекаются, какое обеспечение и т.д. Это может показаться ненужным, но без планирования многие встречи и мероприятия могут быть сорваны или отменены по разным причинам. Это когда вы приходите в воинскую часть со стороны, вам нужно только позвонить и договориться о мероприятии, а всю черную работу выполняют ответственные офицеры. А как только вас поставят на должность и будут платить деньги, то всю организационную работу офицеры с удовольствием переложат на ваши плечи. Мне уже пришлось с этим столкнуться.

Кроме планирования необходимо организовывать мероприятия, то есть создать приходящему священнику условия для проведения встречи. Или от имени командира соединения дать указания и проконтролировать исполнение.

Необходимо также организовывать регулярные встречи правящего архиерея и благочинного с командованием и участие владыки в праздничных мероприятиях соединения.

Конечно, такая деятельность отнимает много времени и сил, поэтому я бы рекомендовал штатным военным священникам найти себе помощника из отставных офицеров штаба.

Кроме того, нужно изучить распорядок дня и регламент служебного времени, которого для деятельности священника остается не так много. Это воскресенье (после Литургии), понедельник (общественно-государственная подготовка) и среда или пятница (информирование). Или вечером после ужина.

— Изменит ли, на ваш взгляд, введение штатных должностей для священнослужителей нравственную ситуацию в Вооруженных силах?

— Конечно, 240 священников, которых планируется назначить на штатные должности в Вооруженных силах, не хватит для полноценного окормления военнослужащих. Например, на одном только Черноморском флоте, где всего две ставки для военных священников, нужно от 16 до 18 должностей. Судите сами, флот дислоцируется на территории трех государств: Россия (Кавказское побережье), Украина (четыре гарнизона) и Абхазия. Корабли регулярно участвуют в боевых службах, учениях, походах и т.д. В целом Черноморский флот состоит из более чем 20 крупных соединений и частей. Для того чтобы поверхностно изучить положение вещей в части, необходима хотя бы одна неделя.

Поэтому в обязанности назначенных священников входит самое тесное сотрудничество с правящими архиереями и благочинными тех районов, где дислоцируются воинские части. Благочинный по благословению Преосвященного закрепит за воинскими частями местное приходское духовенство, организует работу отдела катехизации, воскресных школ. А назначенный на должность священник должен уже координировать эту работу.

Но все-таки главное — это молитва за вверенную Богом и Церковью паству и личные беседы с военнослужащими.

1 апреля 2011 г.
Ключевые слова: армия, духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00