Говорить о слове Божием Библейские встречи, на которых прихожане изучают Священное Писание, все чаще становятся неотъемлемой частью приходской жизни православных храмов, причем не только в России, но и за рубежом. И все чаще их берутся вести миряне. Как получилось, что они стали заниматься этой непростой катехизаторской деятельностью, и что дает им этот опыт? Об этом корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали прихожане зарубежных и российских епархий. PDF-версия.
15 августа 2022 г. 16:00
Мы нашли Мессию! Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Невольник не богомольник Минуло десять лет со времени утверждения Священным Синодом документа о катехизическом служении в Русской Церкви*. К моменту его подготовки стало очевидно, что время, когда желающие креститься не помещались в храме, прошло, и Церкви нужно вновь обратить пристальное внимание на свое просветительское служение. Наш опрос показал, что сегодня опять появилась необходимость вернуться к этому документу, чтобы обобщить накопленный опыт и выявить наиболее эффективные формы и методы работы. Как пробудить в людях интерес к Православию, кто должен проводить огласительные беседы — священник или мирянин, какими должны быть эти встречи, чтобы люди захотели остаться в Церкви, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
19 июля 2021 г. 19:00
Протоиерей Валериан Кречетов: «Я свой выбор сделал в детстве» Что самое страшное может случиться с молодым пастырем, какие изменения сегодня нужны Церкви, полезно ли священнику работать, с помощью чего надо изучать богословие и как изобретение самовара стало душеполезным занятием? Ответы на эти и другие вопросы о пастырстве — в интервью со старейшим клириком Московской епархии, почетным настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Одинцовского района протоиереем Валерианом Кречетовым. PDF-версия.
8 июля 2021 г. 16:30
Человек Церкви: протоиерей Лев Махно Нью-Йорк, Париж и Москва не могли задержать этого священника дольше, чем на время церковных командировок. В незнакомый ему город Тулу протоиерей Лев Махно приехал когда-то по послушанию своему духовнику, ныне прославленному в лике святых схиархимандриту Андронику (Лукашу), старцу Глинской пустыни. «Слова духовника всегда были законом, у меня и в мыслях не было где-то еще остаться. В Тулу значит в Тулу», — вспоминает отец Лев. PDF-версия.
7 июля 2021 г. 13:00
Молитва на краю света Архипелаг Шпицберген находится в Северном Ледовитом океане и принадлежит Норвегии. Согласно международному праву, Россия также имеет там свои интересы, занимаясь угледобычей и научными исследованиями в сфере геологии, археологии и гляциологии. В русском поселке Баренцбург живут шахтеры, ученые и обслуживающий всю инфраструктуру персонал. Здесь есть домовый храм, часовня и небольшая община, которая по воскресеньям собирается на совместную молитву. И каждый приезд священника для них значимое событие. Настоятель прихода преподобной княгини Анны Новгородской в Тронхейме (Норвегия) священник Александр Волохань рассказал о своей недавней поездке на Шпицберген "Журналу Московской Патриархии".
8 июля 2020 г. 12:01
Жизнь по Евангелию 8 октября 2019 года архимандриту Кириллу (Павлову), одному из самых почитаемых пастырей наших дней, исполнилось бы 100 лет. К этой памятной дате в издательстве Троице-Сергиевой лавры приурочен выход книги, в которой воспоминаниями о старце поделились его духовные чада — пастыри и архипастыри Русской Православной Церкви. Им выпало счастье жить под духовным руководством отца Кирилла в святой обители. Материал для книги собирался в течение 10 лет. Юбилей отца Кирилла — это еще один прекрасный повод вспомнить о человеке, сохранившем преемственность традиции старчества в современном монашестве. PDF-версия.
23 декабря 2019 г. 14:31
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: Нужно уметь давать человеку надежду Один из старейших иерархов Русской Православной Церкви, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, глава Воронежской митрополии, в августе нынешнего года отмечает 70-летие со дня рождения. На страницах нашего журнала владыка делится с читателями воспоминаниями о своем жизненном пути, работе в международных христианских организациях за границей, организации и становлении деятельности Синодального отдела по социальному служению и церковной благотворительности, а также рассказывает о современной жизни Воронежской митрополии. PDF-версия.
23 августа 2019 г. 11:52
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия. PDF-версия.
21 августа 2019 г. 12:10
|
2 марта 2011 г.
Христос за морем, или О духовной пользе паломничестваВ Греции о людях, без всякой пользы для своей души посетивших святые места, в старину говорили: «И пошел ты чесноком, и вернулся луком». Бывает, что кто-то ждет чудес у святых мощей или источников, а ничего сверхъестественного не происходит. И тогда человек говорит, что никакой духовной пользы он не получил, только зря ездил. Но так ли это и в чем духовная польза паломничества? На этот вопрос мы попросили ответить самых разных людей, для которых паломничество является одной из сторон духовной жизни. Покаяние без попечения По мнению протоирея Романа Братчика, настоятеля Успенского храма города Курчатова (Курская область), духовная польза состоит в получении Божьей благодати. Ее первые признаки — когда в душе наступает мир, тишина, умиротворенность. Душа как бы отрывается от мирской суеты, становится свободной от ее торжества, освобождается от ее зависимости. Это чувствуют даже невоцерковленные люди, и бывает, пребывая в этой внутренней тишине, находясь в дружелюбном окружении православных людей, человек приходит к Богу. «В одной из моих поездок на Святую землю в нашей группе был человек, занимающий высокую руководящую должность, — вспоминает священник, — поехал он с нами из любопытства, а получилось, что попал в среду, где его окружали нормальные православные люди, настроенные очень дружелюбно и с любовью друг к другу. И кончилось тем, что он в этой поездке воцерковился. Этот человек вдруг увидел и понял, что есть вообще другая жизнь и этой жизни ему как раз не хватало. А часто бывает, что человек живет своей жизнью, именно жизнью, а храм для него — это не жизнь, а ее некое такое периодическое явление». В таком преображении человека не видит ничего удивительного и сотрудник паломнической службы «Радонеж» Александра Черненко: «Паломничество — это исход, дорога плача. Исход из своего дома, оставление попечения обо всем, что отвлекает и мешает молитвенно соприкоснуться с Богом, без суеты осмыслить уже прожитую жизнь. Время на покаяние без попечения. Святые места — своеобразный «камертон» чистого звука и духовной высоты, который помимо воли человека резонирует с его душой. И душа не может остаться равнодушной». «Сама святыня — это некая чистая нота. И цель паломничества — поклониться святыне и соразмерить свою душу с этой святыней, проверить ее, как по камертону», — соглашается с Александрой руководитель Центра религиоведческих исследований им. священномученика Иринея Лионского Александр Дворкин. Человек может получить духовную пользу от паломничества, только если оно совершается с особым молитвенным настроем. Если такого настроя нет, если мы совершаем паломничество ради того, чтобы просто повидать какие-то новые места, посидеть в кафе, покупаться в море, то это будет самое обычное путешествие. Конечно, от любого путешествия есть какая-то польза, но о духовной пользе говорить в данном случае не приходится. «Живя в миру, в постоянной суете и заботах о собственном благе и благе ближних, мы не всегда находим время подумать о вещах духовных. Я согласен, что если человек совершенный, ему не нужно паломничество. И для него применим совет святого Серафима Саровского, который говорил насельницам Саровского монастыря, что нечего им делать в Киеве и Иерусалиме: "Помолитесь, и Саров будет для вас как Иерусалим и Афон". Но многие ли из нас могут сказать это о себе? — размышляет настоятель храма Ильи Пророка в Нижнем Новгороде протоиерей Николай Горбатовский, регулярно организующий паломнические поездки. - Между тем на пути к святыне и возле нее у нас появляется время спокойно подумать о вечном. Может быть, даже разъяснить какие-то давно мучающие тебя вопросы, на которые не нашел ответа в повседневности. Мы приезжаем к святыням и для того, чтобы поддержать свою немощную веру, вспомнив опыт жизни святых людей, которые, подвизаясь в этих местах, обрели духовные плоды и Царство Небесное». Духовные дары даются по смирению «Святые отцы в таком состоянии советуют сохранять непреложность молитвы и доверие к Богу, — считает руководитель паломнической службы Ростовской епархии иерей Вадим Толмачев. — Ни в коем случае не расстраиваться, а сказать себе: я прошу Бога рассеять мою бесчувственность, и Он поможет мне, когда моей душе будет полезно воспринять присутствующую в этом месте благодать». «Они также рекомендуют переносить это состояние со смирением, ведь поездка состоялась и изменить уже ничего нельзя. Поэтому остается только войти в клеть своего сердца и помолиться уединенной и сокрушенной молитвой», — добавляет руководитель паломнической службы Курской епархии протоиерей Андрей Иванов. А как сохранить, как сберечь полученную благодать, не растеряв эти духовные дары? «Это самое сложное в паломничестве, — продолжает священник Николай Горбатовский. — У человека должна быть воля принять конкретное решение и стремление его выполнить. Например, в память о паломничестве дополнить свое молитвенное правило или, допустим, больше читать Евангелие. Может быть, даже чаще причащаться». В свое время Паисий Святогорец говорил, что мы предпринимаем труд паломничества по святым местам, потому что верим: святой, к которому едем, будет помощником в нашей жизни, а на Страшном суде — ходатаем перед Господом в нашей участи. Старец Паисий ссылается на два эпизода Евангелия. В одном друзья разобрали крышу дома, чтобы Господь исцелил их расслабленного товарища. Причем Господь даже не спрашивал его как других, веришь ли, что это возможно, просто исцелил его по вере друзей (ср.: Лк. 5, 18). И второй — случай с хананеянкой, за которую ходатайствовали Его ученики (ср.: Мф. 15, 22). Ради этого терпим в дороге немощи друг друга, ради этого молимся коленопреклоненно у святых мощей. И по нашему смирению Бог подает нам духовные дары. У Льва Толстого есть рассказ «Два старика», в котором два друга — пожилых крестьянина отправились в паломничество в Иерусалим. Один благополучно добрался до Святой земли и поклонился Гробу Господню. А другой, встретив в пути умирающую от голода семью, помог им, но был вынужден вернуться домой, так как истратил на эту помощь почти все свои деньги. Он очень хотел побывать в Иерусалиме, но подумал: «Как бы не случилось, что пойдешь за морем Христа искать, а в самом себе потеряешь. Из рассказа следует, что он-то как раз и получил духовную пользу от своего «неудачного» паломничества. Может, потому, что, в отличие от своего спутника, оставил за воротами все мирские заботы, сумел свою веру доказать делами. И хотя сегодня подобная ситуация выглядит абсурдной, может быть, следует понимать паломничество не только как особую форму аскезы, но и как служение тем, с кем свела нас эта поездка. Не только молитва, но и помощь ближнему именем Христовым изменяет и преображает нас духовно. Капсула с кровью Христовой - Как-то раз, когда я был на конференции в Бельгии, один день выдался свободный. Мы с протоиереем Александром Новопашиным из Новосибирска (известным миссионером) поехали в город Брюгге посмотреть достопримечательности. Перед этим мы некоторое время спорили, какой город выбрать, Брюгге или Гент, так как у нас было всего полдня и хотелось провести их с пользой. Решили поехать в Брюгге. Неожиданно для нас этот средневековый город оказался очень большой. Стало ясно, что за полдня мы мало что увидим. Тогда мы арендовали два велосипеда и поехали на них. На нашу беду, хлынул дождь. Карта у нас была, но пользоваться ей постоянно под дождем невозможно. Мы колесили наугад по этим средневековым улочкам в надежде, что Господь сам выведет нас туда, куда нужно, и не ошиблись. Так мы выехали на центральную площадь. Смотрим, в углу стоит небольшой готический храм, весь отреставрированный. На дверях объявление, что здесь для поклонения выставлена капсула с кровью Христовой. Причем этот храм специально для нее выстроили. Сообщалось, что капсула прибыла сюда в 1204 году. Я вспомнил, что это произошло во время Четвертого крестового похода, когда крестоносцы разграбили Константинополь. В то время императором был Болдуин Фландрский, который был из Фландрии. А Брюгге — центр Фландрии, значит, он ее из Константинополя украл и, соответственно, привез в свой родной город. Стало быть, это действительно капсула с кровью из Гроба Господня из Константинополя! Но вот беда: ее выставляли раз в месяц и только по пятницам. А мы-то приехали в среду! Я огорчился, но читаю дальше, и выясняется, что в этом месяце они почему-то не в пятницу, а в среду выставляют. И как раз в ту самую среду и в то время, когда мы там оказались! СПРАВКА Фото А.Реутского
2 марта 2011 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Вышел в свет №3 «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год Пятнадцатилетие Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — важнейшая историческая веха в жизни мирового и отечественного Православия.
25 марта 2024 г. 16:00
«Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-версия.
14 марта 2024 г. 15:00
Святая бригада В условиях активных военных действий помощь врачей и сестер милосердия в больницах и госпиталях Донбасса оказалась неоценимой. Ирина Худякова, сестра милосердия госпитального отделения Свято-Димитриевского сестричества при Первой градской больнице, побывала на новых территориях уже несколько раз. По роду деятельности она — социальный работник, ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. О духовной миссии сестер милосердия в военных госпиталях в Донбассе и о том, почему она стала добровольцем, Ирина рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
12 марта 2024 г. 13:30
Священник Владимир Суханов: «Военным госпиталям не хватает сестер милосердия» Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов. PDF-версия.
5 марта 2024 г. 14:00
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения. Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.
1 марта 2024 г. 16:00
|