iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Общество
Костомаровский Свято-Спасский женский монастырь (в меловых холмах)
2 марта 2011 г.
версия для печати версия для печати

Христос за морем, или О духовной пользе паломничества

В Греции о людях, без всякой пользы для своей души посетивших святые места, в старину говорили: «И пошел ты чесноком, и вернулся луком». Бывает, что кто-то ждет чудес у святых мощей или источников, а ничего сверхъестественного не происходит. И тогда человек говорит, что никакой духовной пользы он не получил, только зря ездил. Но так ли это и в чем духовная польза паломничества? На этот вопрос мы попросили ответить самых разных людей, для которых паломничество является одной из сторон духовной жизни.

Покаяние без попечения
«Духовная польза, можно сказать, — это польза душе в ее восхождении к Господу. У человека есть жизненная цель — приобретение Божественных свойств, приобщение к Божественному естеству, по апостолу Павлу», — говорит руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш). Лучше или хуже мы становимся в результате предпринимаемых нами действий, ближе к Божественному естеству или, наоборот, удаляемся от него. В этом смысле любое наше дело так или иначе можно измерить этой духовной пользой.

По мнению протоирея Романа Братчика, настоятеля Успенского храма города Курчатова (Курская область), духовная польза состоит в получении Божьей благодати. Ее первые признаки — когда в душе наступает мир, тишина, умиротворенность. Душа как бы отрывается от мирской суеты, становится свободной от ее торжества, освобождается от ее зависимости. Это чувствуют даже невоцерковленные люди, и бывает, пребывая в этой внутренней тишине, находясь в дружелюбном окружении православных людей, человек приходит к Богу. «В одной из моих поездок на Святую землю в нашей группе был человек, занимающий высокую руководящую должность, — вспоминает священник, — поехал он с нами из любопытства, а получилось, что попал в среду, где его окружали нормальные православные люди, настроенные очень дружелюбно и с любовью друг к другу. И кончилось тем, что он в этой поездке воцерковился. Этот человек вдруг увидел и понял, что есть вообще другая жизнь и этой жизни ему как раз не хватало. А часто бывает, что человек живет своей жизнью, именно жизнью, а храм для него — это не жизнь, а ее некое такое периодическое явление».

В таком преображении человека не видит ничего удивительного и сотрудник паломнической службы «Радонеж» Александра Черненко: «Паломничество — это исход, дорога плача. Исход из своего дома, оставление попечения обо всем, что отвлекает и мешает молитвенно соприкоснуться с Богом, без суеты осмыслить уже прожитую жизнь. Время на покаяние без попечения. Святые места — своеобразный «камертон» чистого звука и духовной высоты, который помимо воли человека резонирует с его душой. И душа не может остаться равнодушной».

«Сама святыня — это некая чистая нота. И цель паломничества — поклониться святыне и соразмерить свою душу с этой святыней, проверить ее, как по камертону», — соглашается с Александрой руководитель Центра религиоведческих исследований им. священномученика Иринея Лионского Александр Дворкин. Человек может получить духовную пользу от паломничества, только если оно совершается с особым молитвенным настроем. Если такого настроя нет, если мы совершаем паломничество ради того, чтобы просто повидать какие-то новые места, посидеть в кафе, покупаться в море, то это будет самое обычное путешествие. Конечно, от любого путешествия есть какая-то польза, но о духовной пользе говорить в данном случае не приходится.

«Живя в миру, в постоянной суете и заботах о собственном благе и благе ближних, мы не всегда находим время подумать о вещах духовных. Я согласен, что если человек совершенный, ему не нужно паломничество. И для него применим совет святого Серафима Саровского, который говорил насельницам Саровского монастыря, что нечего им делать в Киеве и Иерусалиме: "Помолитесь, и Саров будет для вас как Иерусалим и Афон". Но многие ли из нас могут сказать это о себе? — размышляет настоятель храма Ильи Пророка в Нижнем Новгороде протоиерей Николай Горбатовский, регулярно организующий паломнические поездки. - Между тем на пути к святыне и возле нее у нас появляется время спокойно подумать о вечном. Может быть, даже разъяснить какие-то давно мучающие тебя вопросы, на которые не нашел ответа в повседневности. Мы приезжаем к святыням и для того, чтобы поддержать свою немощную веру, вспомнив опыт жизни святых людей, которые, подвизаясь в этих местах, обрели духовные плоды и Царство Небесное».

Духовные дары даются по смирению
Наверное, каждый, кто паломничал, знаком с ситуацией, когда ни молитвы, ни терпение уже не помогают. Как быть в этой ситуации?

«Святые отцы в таком состоянии советуют сохранять непреложность молитвы и доверие к Богу, — считает руководитель паломнической службы Ростовской епархии иерей Вадим Толмачев. — Ни в коем случае не расстраиваться, а сказать себе: я прошу Бога рассеять мою бесчувственность, и Он поможет мне, когда моей душе будет полезно воспринять присутствующую в этом месте благодать».

«Они также рекомендуют переносить это состояние со смирением, ведь поездка состоялась и изменить уже ничего нельзя. Поэтому остается только войти в клеть своего сердца и помолиться уединенной и сокрушенной молитвой», — добавляет руководитель паломнической службы Курской епархии протоиерей Андрей Иванов.

А как сохранить, как сберечь полученную благодать, не растеряв эти духовные дары?

«Это самое сложное в паломничестве, — продолжает священник Николай Горбатовский. — У человека должна быть воля принять конкретное решение и стремление его выполнить. Например, в память о паломничестве дополнить свое молитвенное правило или, допустим, больше читать Евангелие. Может быть, даже чаще причащаться».

В свое время Паисий Святогорец говорил, что мы предпринимаем труд паломничества по святым местам, потому что верим: святой, к которому едем, будет помощником в нашей жизни, а на Страшном суде — ходатаем перед Господом в нашей участи. Старец Паисий ссылается на два эпизода Евангелия. В одном друзья разобрали крышу дома, чтобы Господь исцелил их расслабленного товарища. Причем Господь даже не спрашивал его как других, веришь ли, что это возможно, просто исцелил его по вере друзей (ср.: Лк. 5, 18). И второй — случай с хананеянкой, за которую ходатайствовали Его ученики (ср.: Мф. 15, 22). Ради этого терпим в дороге немощи друг друга, ради этого молимся коленопреклоненно у святых мощей. И по нашему смирению Бог подает нам духовные дары.

У Льва Толстого есть рассказ «Два старика», в котором два друга — пожилых крестьянина отправились в паломничество в Иерусалим. Один благополучно добрался до Святой земли и поклонился Гробу Господню. А другой, встретив в пути умирающую от голода семью, помог им, но был вынужден вернуться домой, так как истратил на эту помощь почти все свои деньги. Он очень хотел побывать в Иерусалиме, но подумал: «Как бы не случилось, что пойдешь за морем Христа искать, а в самом себе потеряешь. Из рассказа следует, что он-то как раз и получил духовную пользу от своего «неудачного» паломничества. Может, потому, что, в отличие от своего спутника, оставил за воротами все мирские заботы, сумел свою веру доказать делами. И хотя сегодня подобная ситуация выглядит абсурдной, может быть, следует понимать паломничество не только как особую форму аскезы, но и как служение тем, с кем свела нас эта поездка. Не только молитва, но и помощь ближнему именем Христовым изменяет и преображает нас духовно.

Капсула с кровью Христовой
Александр Дворкин рассказал "ЦВ", как однажды его экскурсионная поездка в бельгийский город Брюгге неожиданно стала для него и его спутника настоящим паломничеством и встречей с величайшей святыней:

- Как-то раз, когда я был на конференции в Бельгии, один день выдался свободный. Мы с протоиереем Александром Новопашиным из Новосибирска (известным миссионером) поехали в город Брюгге посмотреть достопримечательности. Перед этим мы некоторое время спорили, какой город выбрать, Брюгге или Гент, так как у нас было всего полдня и хотелось провести их с пользой. Решили поехать в Брюгге. Неожиданно для нас этот средневековый город оказался очень большой. Стало ясно, что за полдня мы мало что увидим. Тогда мы арендовали два велосипеда и поехали на них. На нашу беду, хлынул дождь. Карта у нас была, но пользоваться ей постоянно под дождем невозможно. Мы колесили наугад по этим средневековым улочкам в надежде, что Господь сам выведет нас туда, куда нужно, и не ошиблись. Так мы выехали на центральную площадь. Смотрим, в углу стоит небольшой готический храм, весь отреставрированный. На дверях объявление, что здесь для поклонения выставлена капсула с кровью Христовой. Причем этот храм специально для нее выстроили. Сообщалось, что капсула прибыла сюда в 1204 году. Я вспомнил, что это произошло во время Четвертого крестового похода, когда крестоносцы разграбили Константинополь. В то время императором был Болдуин Фландрский, который был из Фландрии. А Брюгге — центр Фландрии, значит, он ее из Константинополя украл и, соответственно, привез в свой родной город. Стало быть, это действительно капсула с кровью из Гроба Господня из Константинополя! Но вот беда: ее выставляли раз в месяц и только по пятницам. А мы-то приехали в среду! Я огорчился, но читаю дальше, и выясняется, что в этом месяце они почему-то не в пятницу, а в среду выставляют. И как раз в ту самую среду и в то время, когда мы там оказались!
Мы зашли храм, он был совершенно пуст, ни одного человека, кроме католического ксендза. Перед ним подушечка, и на этой подушечке капсула с кровью Христа. Очевидно, засохшая кровь Христова была соскоблена с плащаницы, так как иудеям запрещалось прикасаться к жидкой крови, после этого требовался особенный акт очищения. Мы помянули всех близких, кресты приложили и молились около часа, пока в храм не зашли какие-то туристы. И мы потихонечку удалились. Вот такое совершенно неожиданное вышло паломничество. То, что мы туда попали, на мой взгляд, — настоящее чудо. Это всё случилось на Крестопоклонной седмице в Великий пост.

СПРАВКА
Слово «паломник» дословно переводится с латинского как «пальмовник» (palmarius), или «несущий пальмовую ветвь». Так в древние времена называли путешественников, посещающих Святую землю для поклонения Гробу Господню. Они шли с пальмовой ветвью в руках, которую избрали символом встречи с Господом Иисусом Христом. Ведь с пальмовыми ветвями в руках встречал Господа народ при входе в Иерусалим. Главная цель паломничества — это поклонение святыне и молитва возле нее. Первым паломничеством считается посещение Иерусалима в 326 году (в поиске места распятия и погребения Христа) царицей Еленой, матерью императора Константина Великого. В России паломничество в Святую землю началось уже в XI веке, первый русский паломник был дмитриевский игумен Варлаам (1060 год). В дальнейшем паломничество распространилось и к святым местам внутри России, где жили угодники Божьи (или пребывали их мощи) или находились чудотворные иконы. В этом случае паломников называли богомольцами.

Фото А.Реутского

2 марта 2011 г.
Ключевые слова: святыни, Афон
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00