В единстве с Русской Православной Церковью Гродно, отметивший в 2023 году 895 лет со дня основания, наряду с Брестом является одним из самых западных городов Беларуси, на границе с Польшей. Близость к Польше и Литве и исторические перипетии определили для жителей этого региона непростую судьбу. Об истории, современной жизни и деятельности Гродненской епархии, сосуществовании православных и римо-католиков на западе Беларуси и о личности выдающегося белорусского иерарха митрополита Филарета (Вахромеева) «Журналу Московской Патриархии» рассказал глава епархии архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний. PDF-версия.
25 декабря 2023 г. 14:00
Митрополит Минский и Заславский Вениамин: «Мы все происходим от купели князя Владимира» Белорусский экзархат Московского Патриархата объединяет епархии на территории всей Беларуси. Православие на этой земле распространено с 992 года, и на протяжении более 1030 лет белорусский народ свидетельствует о своей преданности православной вере. О служении в Беларуси в преддверии 35-летия создания Белорусского экзархата, жизни Минской епархии и единстве Русской Православной Церкви в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин. PDF-версия.
20 декабря 2023 г. 14:00
В рамках фестиваля «Вера и Слово» прошел семинар «Журнал Московской Патриархии. Взаимодействие с регионами» В Москве и Подмосковье в оздоровительном комплексе «Клязьма» с 16 по 20 октября 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проходит X Международный фестиваль «Вера и Слово».
18 октября 2023 г. 19:00
Митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии: «Видеть образ Божий в каждом» В 2021 году на территории подмосковной части Московской епархии были созданы пять новых епархий, объединенных в Московскую митрополию. С какой целью был предпринят этот шаг и как изменилась церковная жизнь Подмосковья? Каким образом митрополия координирует осуществление общих епархиальных проектов. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии. PDF-версия.
13 июня 2023 г. 19:00
Протоиерей Тимофей Фетисов: «Случайных людей у нас быть не должно...» Ректор Донской духовной семинарии — о том, как удалось войти в десятку лучших духовных школ по успеваемости студентов, чем хорош принцип сетевого обучения будущих регентов и иконописцев и на кого из священнослужителей ориентирована специализация «государственно-конфессиональные отношения». PDF-версия.
26 апреля 2023 г. 18:00
Донская икона Божией Матери В Ростовской-на-Дону епархии завершается подготовка к прославлению для местного почитания точного списка Донской иконы Божией Матери, созданного восемь лет назад по патриаршему благословению под патронатом Государственной Третьяковской галереи и Министерства культуры РФ. В результате кропотливой научной и творческой работы иконописцам удалось создать не только высокохудожественную точную копию, но и образ удивительной красоты. PDF-версия.
24 апреля 2023 г. 15:00
Священник Евгений Осяк: «Работа с беженцами и вынужденными переселенцами приобрела устойчивый и стабильный характер» Руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской-на-Дону епархии и председатель правления Православной службы помощи «Милосердие-на-Дону» — о том, почему начал служение с опеки бездомных мужчин, можно ли удаленно катехизировать подопечных церковных приютов и что из опыта, приобретенного за десять лет помощи беженцам, для него самое важное. PDF-версия.
21 апреля 2023 г. 13:30
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Время, которое учит быть вместе» «В любых условиях Церковь остается Церковью. Она исполняет свою миссию, которая на нее возложена Господом: свидетельство Евангелия и спасение человеческой души. Условия могут быть мирные или далеко не мирные, они могут меняться. Но слово евангельское и служение Церкви настолько универсальны, что доносят христианские смыслы при самых сложных обстоятельствах. Меняются формы, суть остается неизменной». PDF-версия.
14 апреля 2023 г. 16:30
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
Веруем, что только по ея молитвам и сохранились мы Семьдесят пять лет назад в Церковь вернулись мощи святой благоверной Анны Кашинской. Это значимое и важное событие произошло в рамках так называемого сталинского «потепления» в отношении Церкви, которое началось во время войны и завершилось в 1948 году. PDF-версия.
12 января 2023 г. 13:00
|
ЖМП № 9 сентябрь 2021 /
5 октября 2021 г. 18:00
Крещение в Тихом океанеОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ НА ФИЛИППИНАХ В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия. Пример отца Даниила Свой рассказ о миссионерском служении отец Корнилий начинает издалека, вспоминая, как он учился в Московском инженерно-физическом институте и рядом со студенческим общежитием, в котором он жил, находился храм апостола Фомы на Кантемировской, где служил настоятелем отец Даниил Сысоев. Молодой человек стал ходить в этот храм, поступил в миссионерскую школу к отцу Даниилу. — После убийства отца Даниила в 2009 году мы другими глазами стали смотреть на его служение, в том числе в качестве миссионера, — вспоминает отец Корнилий. — Стало понятно, что это был не просто хороший священник и богослов, а человек, пострадавший за свою проповедь, — убитый за Христа. И стало невозможно оставить дело, начатое отцом Даниилом. Я до сих пор преподаю в созданной им школе. Сегодня она называется Школа православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе. Обучаясь в ней и будучи еще мирянином, я принял участие в нескольких миссионерских поездках в Африку, Монголию, Камбоджу, затем на Филиппины, когда наши священники только начали туда приезжать. После окончания МИФИ я продолжил обучение в Белгородской семинарии с миссионерской направленностью. Ректором семинарии в то время был митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, который уже тогда возглавлял Синодальный миссионерский отдел. Он меня взял к себе учиться в 2013 году, поскольку я хотел после окончания семинарии отправиться служить куда-нибудь за границу, тем более у меня уже было приглашение нести послушание в Камбодже или Лаосе. Но пока я учился и проходил послушания в Москве и Белгороде, Церковь в Азии значительно выросла, приходы Московского Патриархата в Камбодже и на Филиппинах были под окормлением архиепископа Солнечногорского Сергия (Чашина; сейчас митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский, Патриарший Экзарх Юго-Восточной Азии). Так я стал служить сначала в Камбодже, позднее владыка перевел меня на Филиппины, так как там была гораздо большая нужда в священниках. И уже три года я служу на Минданао, втором по величине острове на юге страны. Приют для русских беженцев Первая православная община в 1923 году в Маниле (столице Филиппин) была образована эмигрантами из России. В 1934 году на основании обращения русской диаспоры в Маниле епископом Китайским и Пекинским Виктором (Святиным) был учрежден приход в честь Иверской иконы Божией Матери. Иверский храм существовал до 1945 года, когда он был разрушен при освобождении города от оккупантов. В 1949 году, после прихода к власти в Китае коммунистов, около шести тысяч русских беженцев покинули Шанхай. Из всех стран мира только Республика Филиппины согласилась их временно принять. Русские были размещены на небольшом острове Тубабао. Одними из первых устроенных зданий были две церкви: в честь Архангела Михаила и в честь Серафима Саровского. Из бывшей военной походной церкви был устроен Свято-Богородицкий собор. В числе беженцев был епископ Иоанн (Максимович) — будущий святитель Иоанн Шанхайский, который периодически выезжал из Филиппин в другие страны, в первую очередь в США, чтобы организовать туда переезд беженцев. И это получилось: в 1951 году русские в основном покинули Филиппины. Большая волна интереса к Русской Православной Церкви началась в 2013 году. В этот год случился страшный по разрушительности тайфун Хайян, когда погибло несколько тысяч человек. Немало людей приехало из России, чтобы помочь филиппинцам вернуться к нормальной жизни, были среди них и священники. Одним из первых с гуманитарной помощью из Тайваня на остров Тубабао (Филиппины) прибыл отец Кирилл Шкарбуль. Общаясь с ним, многие местные жители заинтересовались Православием, задумались о крещении, приглашали его посещать их чаще. Поскольку отец Кирилл служил и на Тайване, он стал искать миссионеров или священников, которые могли время от времени приезжать на Филиппины и рассказывать всем заинтересованным об основах православной веры. Так одним из первых откликнувшихся стал священник Георгий Максимов. Они же с отцом Кириллом и совершили первые массовые крещения. В октябре 2016 года Священный Синод назначил епископа Солнечногорского Сергия (Чашина) управляющим приходами Московского Патриархата во Вьетнаме, Филиппинах, Сингапуре, Индонезии, Малайзии, Камбодже, Лаосе, КНДР и Республике Корея. Владыка начал работу с возобновления деятельности прихода в честь Иверской иконы Божией Матери в Маниле на Пасху в апреле 2017 года. Приход объединил православных многих национальностей, а костяком его стали православные филиппинцы, интересующиеся русской культурой. С назначением владыки Сергия приехал потрудиться на Филиппины священник Станислав Распутин. В декабре 2018 года решением Священного Синода РПЦ был образован Патриарший Экзархат Юго-Восточной Азии, в котором были созданы четыре епархии: Корейская, Сингапурская, Таиландская и Филиппинско-Вьетнамская. Главой Экзархата был назначен митрополит Сергий. Миссия идет снизу — Вы служили в Камбодже, теперь служите на Филиппинах. В чем основные отличия в восприятии религии в этих странах? — спрашиваю я у отца Корнилия. — Камбоджа — это буддийская страна, Филиппины — католическая. У филиппинцев христианское мировоззрение. Они искренне верят в Бога. Можно увидеть, к примеру, водителя трайсикла (это местная разновидность общественного транспорта — мотоцикл с коляской, где перевозят людей), который перед дорогой обязательно перекрестится. И это не единичный случай. Когда было землетрясение, люди выбегали на улицу и кричали: «Господи, помоги!» А в Камбодже распространена буддийская культура. И представления о Едином Боге там у людей нет, оно просто вымыто этим буддийским мировоззрением. Там буквально на каждом углу кормят духов. Повсюду стоят специальные домики, где камбоджийцы оставляют для них пищу. У филиппинцев такого не встретишь. Да, здесь имеются свои оккультисты и шаманы. Но в целом у них есть, как я уже говорил, христианское понимание мира. Говоря об особенностях миссии на Филиппинах, мой собеседник подчеркивает, что это не «классический» вариант просвещения, когда миссионеры приезжают на новую землю, проповедуют, после чего люди начинают изучать основы веры, креститься. Здесь миссия идет «снизу». Местные жители сами узнают о Православии из книг, через интернет и просят о крещении. — Но сложность заключается в том, — объясняет отец Корнилий, — что приходят здесь к Православию не по одному или по два человека, а часто целыми общинами. Так, к примеру, в 2015 году крестились сразу четыре общины аглипайцев. Это представители так называемой Независимой филиппинской церкви, которая возникла в начале ХХ века и носит имя ее основателя Грегорио Аглипая — католического священника, который, протестуя против колониальной политики Католической Церкви, ушел в раскол. Со временем у аглипайцев стал происходить кризис веры, они увидели, что каждая из общин, каждый из священников, каждый из епископов верит во что-то свое. И они были в поиске единой веры. Услышали о Русской Церкви, узнали, что на Филиппинах есть русские священники, пригласили их рассказать о Христе, и начался процесс катехизации. В итоге эти общины были приняты в лоно Русской Православной Церкви. А это тысячи людей, которых надо научить вере. У них, конечно, была своя церковная культура, но совсем далекая от нашей. Помогает то, что они готовы меняться, учиться, им это очень нравится. И здесь действительно большой объем работы, а кадров не хватает. Это похоже на наши девяностые, когда люди массово пошли в Церковь и надо было их принять и наставить, а священников было недостаточно. Учеба для священников и прихожан Отец Корнилий замечает, что когда Синод назначил владыку Сергия нести служение в странах Юго-Восточной Азии, в том числе и на Филиппинах, то это был уже другой уровень организации труда священников. Была образована епархия, приходы объединились, появились благочиния: Манильское (острова Лузон и Себу), Даваовское (Минданао и Лейте), Генерал-Сантовское, Давао дель Сурское и Вьетнамское. Сформировались епархиальные отделы: миссионерский, социальный и катехизаторский. Сложилась полноценная епархия. — Есть кадровый голод, много проблем, но сейчас работа более целенаправленная, и нам есть куда расти. Понимание православной христианской жизни здесь вышло на другой уровень. В августе 2019 года решением Священного Синода быть правящим архиереем Филиппинско-Вьетнамской епархии было поручено митрополиту Ханты-Мансийскому и Сургутскому Павлу (Фокину) с титулом «Митрополит Манильский и Ханойский». Как раз недавно было 10-летие Ханты-Мансийской епархии, в которой он трудится. У него большой опыт организации епархиальной жизни. И этот опыт он привнес на Филиппины. Для меня было знаком, что владыка Павел служил, будучи священником, в соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, где покоятся мощи святителя Иоанна Шанхайского. В 1949 году, во время 27-месячного периода жизни русских беженцев в лагере на острове Табабао, святитель Иоанн каждую ночь обходил весь лагерь и осенял его крестным знамением со всех четырех сторон. После того как лагерь был почти весь эвакуирован и люди разъехались по разным странам, налетел страшный тайфун и разрушил его до основания. И теперь святитель Иоанн привел владыку Павла потрудиться на Филиппины; мы верим, что это неспроста. После того как тысячи жителей архипелага обратились к Православию, их надо было где-то учить. Так возник образовательный центр блаженной Матроны Московской в Давао, которым руководит отец Корнилий. Здесь ведутся занятия с певчими, старостами общин, с будущими матушками, ведется просветительская деятельность среди прихожан. Знания даются самые разные — изучение устава богослужения, в том числе совершение служб мирским чином, и клиросное пение, и премудрости выпечки просфор и пошива церковного облачения. — Сначала этот центр был организован в городе Генерал-Сантос, но не все священники могли там постоянно трудиться. Да и назвать его полноценным центром было нельзя, скорее — как база. И когда назначили владыку Сергия, то он сразу понял, что необходимо создать более мощный центр для обучения, который и был открыт в Давао. Здесь постигают основы веры филиппинцы, которые, получив базовые знания, потом едут в Россию учиться в семинариях и духовных академиях. А перед этим им нужно пройти некоторую подготовку здесь, где обстановка приближена к семинарским реалиям, насколько это возможно. Важно, чтобы ребята, прежде чем решиться на обучение, посмотрели на уклад и распорядок дня в учебном заведении. Первые хиротонии были совершены владыкой Сергием. Впервые сразу пять местных жителей были рукоположены в диаконы и потом один стал священником. Затем владыка Павел рукоположил двух диаконов в пресвитеров. В феврале 2020 года в ходе архипастырского визита в Республику Филиппины митрополит Павел рукоположил в сан диакона пять старост церковных общин острова Минданао. И все они также проходят обучение в нашем центре. Бамбуковый храм Интересуюсь у отца Корнилия, как выглядят православные храмы на Филиппинах. И священник рассказывает, что в Давао, где он служит, это арендованные дома, о которых снаружи и не скажешь, что это храм, — ни куполов, ни креста, ни типичной архитектуры. В сельской местности в основном — это постройки из бамбука с земляным полом. Внутри все более узнаваемо — иконостас, подсвечники. — Нашей Церкви удалось построить здесь три здания более или менее классической храмовой архитектуры. Правда, одно из них сильно пострадало из-за землетрясения полтора года назад и сейчас восстанавливается. Работы по возведению другого храма тоже идут полным ходом. Митрополит Павел освятил место под строительство храма в Кинабалу. 22 февраля 2020 года впервые в истории РПЦ на Филиппинах митрополит Павел освятил Великим чином храм в честь преподобного Серафима Саровского в Макаланге. И хотя храмовых зданий здесь совсем немного, сегодня на Филиппинских островах действует 31 православный приход, где служат в общей сложности 13 клириков. Силами Филиппинско-Вьетнамской епархии сейчас делается перевод на себуано и тагалог (наиболее распространенные диалекты филиппинского языка) Евангелия, молитвослова и богослужебных текстов. Конечно, в филиппинских храмах есть книги с переводом Евангелия на английский язык, но они остаются невостребованными, поскольку большинство филиппинцев его не знают. Тексты с последованием богослужения основных праздников уже переведены, и православные филиппинцы теперь могут совершать Литургию на своем родном языке. Отец Корнилий рассказывает, что традиции встречи праздника праздников — Пасхи филиппинцы перенимают у русских православных. Длительные посты филиппинцам в новинку, но они стараются их соблюдать. Ночные службы — тоже, и это удивительным образом воодушевляет их. А вот особенности национальной кухни отражаются на их пасхальном столе. — Куличи местные жители попробовали, и они им не очень понравились, поскольку и хлеб филиппинцы едят редко, и кулич им показался не настолько сладким, как они любят, для них он почти безвкусный. А вот когда местная жительница приготовила пасхальные куличи по русскому рецепту, положив туда, наверное, раз в пять больше сахара, они стали, на их взгляд, уже более съедобны. Им бы сладкого риса поесть — вот это для филиппинцев радость. Для местных жителей главное блюдо любого праздничного стола, и конечно же пасхального, это лечон — запеченный целиком поросенок. Мясо они в обычное время едят нечасто, поскольку большинство живут бедно и не могут себе этого позволить. Поэтому приготовить свинью — большой праздник. Мясо запекается на вертеле, на костре, без специй (потому что они дорого стоят) и поэтому получается внутри как вареное, довольно пресное. Говорят, что на наш вкус это блюдо не очень аппетитное. Но это все частности. Главное, что у нас с филиппинцами совпадает вкус к Церкви и Истине, а не к еде. А в центре праздника остается служба в храме и пасхальная радость, которая переполняет филиппинцев точно так же, как и нас, русских православных верующих.
5 октября 2021 г. 18:00
Ключевые слова:
Филиппины, Камбоджа, воцерковление, Даниил Сысоев, Евхаристия, крещение, миссия, Пасха, богослужение, Евангелие, Иоанн Шанхайский, католичество, Православие
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
«Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-версия.
14 марта 2024 г. 15:00
Святая бригада В условиях активных военных действий помощь врачей и сестер милосердия в больницах и госпиталях Донбасса оказалась неоценимой. Ирина Худякова, сестра милосердия госпитального отделения Свято-Димитриевского сестричества при Первой градской больнице, побывала на новых территориях уже несколько раз. По роду деятельности она — социальный работник, ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. О духовной миссии сестер милосердия в военных госпиталях в Донбассе и о том, почему она стала добровольцем, Ирина рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
12 марта 2024 г. 13:30
Священник Владимир Суханов: «Военным госпиталям не хватает сестер милосердия» Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов. PDF-версия.
5 марта 2024 г. 14:00
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения. Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.
1 марта 2024 г. 16:00
Жемчужина древнего Арзамаса «По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Николай Померанцев. Впечатление на путешественника, особенно впервые прибывающего в Арзамас, кафедральный храм города производит действительно необыкновенное. В конце 2022 года собор пережил второе рождение — завершилась первая в его истории уникальная, полномасштабная научная реставрация. PDF-версия.
14 февраля 2024 г. 14:00
|