iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Церковь
ЦВ № 22 (443) ноябрь 2010 /  16 ноября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Церковь не занимается прозелитизмом

В чем заключается сущность миссионерского служения священников и мирян, чем отличается миссионерство от прозелитизма? Своим мнением по этим вопросам делится делегат съезда, декан факультета дополнительного образования ПСТГУ священник Лев Семенов.

— Отец Лев, в каких формах, на ваш взгляд, может выражаться миссионерское служение священнослужителей и мирян?
— На мой взгляд, миссионерское делание каждого священника, помимо собственно пастырской деятельности, которая органично включает огласительную и катехизаторскую, реализуется уже самим его присутствием в нашей повседневной жизни. Когда священник в рясе, с крестом идет по улице, он уже одним своим видом напоминает людям о Боге, необходимости спасения души. Но если пастырское служение и проповедь с амвона — это дело духовенства, то каждый мирянин как носитель царственного священства должен в идеале также свидетельствовать, но уже самой своей жизнью во Христе, собственным примером следования заповедям Господним. Такое солидарное, соработническое свидетельство всей церковной полноты — клириков и мирян — о Христе и вере Христовой действительно принесет плоды.
— А какова вообще цель миссии?
— Цель миссии сформулирована Господом в Евангелии. Она состоит в том, чтобы донести до как можно большего числа людей Слово Божие. Христос сказал апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19–20).
— Но в этом случае Церковь могут обвинить в прозелитизме… В чем отличие прозелитизма от миссионерства?
— Прозелитизм принципиально свойственен не Церкви, а различным сектантским организациям, которые заинтересованы в вербовке новых членов. При этом они используют обманные приемы и методы, скрывают свои истинные цели, стараются заманить в секту, пока человек еще мало знает о ней. Тогда как православный священник, когда к нему обращается взрослый человек, желающий принять святое крещение, первым делом постарается как можно больше рассказать ему о вере, Христе, Церкви, провести хотя бы минимальное оглашение. Это необходимо для того, чтобы человек сознательно принял таинство. Мне известны случаи, когда в экстренных ситуациях, при отсутствии у человека возможности пройти полный огласительный курс, священник по ходу чинопоследования таинства поясняет те или иные моменты. Например, когда дело доходит до Символа веры, батюшка раскрывает и поясняет его содержание. Таким образом, со стороны Церкви делается всё возможное, чтобы дать человеку, желающему оказаться в церковной ограде, хотя бы азы понимания христианства, подвести его к сознательному вхождению в новую для него жизнь в Церкви. А это ярчайший показатель, что здесь, в отличие от мира сектантства, нет никакого прозелитизма, стремления затащить к себе любой ценой.
— Как вам кажется, миряне готовы взять на себе миссионерскую ответственность?
— Если речь идет о подлинно воцерковленных, верующих мирянах, однозначно отвечу «да». При этом я имею в виду не некую проповедническую деятельность и даже не преподавание в воскресной школе, а то, с чего мы начали разговор: свидетельствование о Христе своей жизнью в соответствии с заповедями Божиими. А это величайшая ответственность. И взять ее на себя должен каждый православный христианин.

Беседовал Артем Погосов

16 ноября 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00