![]()
Помоги человек человеку Церковь Христова — собрание верующих людей, возглавляемое Господом Иисусом Христом. Одна из Его заповедей — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). А если ближний в данный момент нуждается в твоей поддержке и внимании? Заботу и помощь тем, кому она необходима, оказывают благочиния, храмы, сестричества, благотворительные столовые Московской митрополии. Курирует эту работу Межъепархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Все социальные отделы епархий работают в тесном сотрудничестве с профильными государственными и общественными учреждениями и с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. PDF-версия.
26 июля 2023 г. 17:00
Наше правило — не отказывать никому Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, — крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. Основанная 120 лет назад как небольшая лечебница с богадельней, сегодня она представляет собой многопрофильный медицинский центр, в традиции которого уход за неизлечимыми больными. Последние несколько лет больница приобрела особую значимость для общества и Церкви: в период пандемии коронавируса ее врачи круглосуточно работали в «красной зоне», а сейчас регулярно оказывают помощь пострадавшим в Донбассе. О прошлом и настоящем церковной клиники, ее миссии и служении «Журналу Московской Патриархии» рассказал Алексей Заров, главный врач и директор больницы святителя Алексия. PDF-версия.
21 июля 2023 г. 15:00
Протоиерей Марк Ермолаев: «Долг пастыря — укрепить бойца в вере» Протоиерей Марк Ермолаев — председатель Отдела по взаимодействию с вооруженными силами Московской митрополии. В интервью нашему изданию он рассказал о взаимодействии Церкви и силовых структур и о главных задачах военных священников. PDF-версия.
15 июня 2023 г. 14:00
На войне как на войне Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Душепопечение в военных госпиталях С началом специальной военной операции в сферу пастырского и социального служения Русской Православной Церкви вошли госпитали, где военнослужащие восстанавливают здоровье после ранений. Опыт духовного окормления и ухода за больными, приобретенный священнослужителями в «красной зоне», вновь оказался востребован. Как и в период пандемии, многие пастыри снова по зову сердца пришли на помощь тем, кому трудно. Но сложностей в этом деле оказалось немало. О сложившейся практике окормления раненых военнослужащих и трудностях, с которыми пришлось столкнуться, священники рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
25 апреля 2023 г. 15:30
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Чтим Державный образ святыни Твоея Ровно 106 лет назад, 15 марта 1917 года по новому стилю, в подклете старинной Вознесенской церкви подмосковного государева села Коломенское священник Николай Лихачев среди старых досок, тряпок и прочей рухляди обнаружил черную икону. Когда священнослужитель тщательно промыл и очистил находку от грязи и копоти, ему открылось изображение величественно восседающей на троне Царицы Небесной. На коленях у Нее находился благословляющий Богомладенец, а в руках Пречистая держала царские регалии — скипетр и державу. Так была обретена Державная икона Божией Матери. PDF-версия.
14 марта 2023 г. 16:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна В первой части материала, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» в № 1 за 2023 год, подробно освещались формы и методы работы с детьми с особенностями здоровья в церковных образовательных учреждениях. В этом номере тему инклюзии продолжит рассказ о том, как Церковь помогает взрослым верующим с ограниченными возможностями здоровья участвовать в работе приходских организаций и общин. PDF-версия.
9 февраля 2023 г. 13:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна Люди с ограниченными возможностями здоровья все больше вовлекаются в активную жизнь общества. С развитием производственных и интернет-технологий, упрощающих наш быт, инвалидность постепенно перестает быть приговором к уединенному образу жизни. Как приходские общины и церковные организации могут помочь в социализации верующих с ограниченными возможностями здоровья, анализирует обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
20 января 2023 г. 16:30
Император Петр Великий и его церковная реформа В год 350-летнего юбилея Петра Первого «Журнал Московской Патриархии» продолжает тему петровской церковной реформы статьей протоиерея Валентина Асмуса, не без оснований утверждающего, что византийские традиции, в частности влияние императоров на область церковно-государственных отношений, имели большое значение для Петра. Выстраивая параллели между византийским императором Юстинианом и Петром Великим, автор показывает предпосылки реформ русского царя и приходит к выводу, что церковная реформа Петра Первого не была революционной на фоне предшествующей истории России и вписывалась в общую тенденцию европейского «просвещенного абсолютизма». PDF-версия.
8 декабря 2022 г. 16:30
|
![]()
25 ноября 2013 г.
Нет традиции, которая оправдывает насилие против детей и женщин25 ноября - Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. В отличие от средневековья, семейно-бытовое насилие наших дней в большинстве случаев — выражение неуправляемого поведения одного из членов семьи, а не осознанная система жестоких телесных наказаний за провинность жертвы. О причинах и разнице этих явлений, о пастырском сопровождении дисфункциональной семьи рассказывает ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус. Исповедь неудобного человекаМеня зовут Марина (имя по просьбе девушки изменено), до двадцати лет я жила в маленьком провинциальном городке с отцом, матерью и младшей сестрой. Ссориться родители начали еще до моего рождения. Отец был против рождения детей, мать же хотела нас и вскоре после свадьбы забеременела. Тогда же отец впервые избил ее. Пока я была маленькой, отец бил мать, а как немного повзрослела, побои перешли на меня. Раз в неделю-две обязательно случался скандал с насилием: я стояла на прокуренной кухне, отец подыскивал повод для издевательств. Оценки, помощь по дому, игры с друзьями — всё могло стать причиной его истерики. Шестилетней он посадил меня за изучение вузовского учебника, я должна была подготовить пересказ главы. Или «армейские» издевательства: простоишь 20 минут, «укрепляя спину», — молодец, не простоишь — «угадай, что будет». Побои были не частые, не только кулаками, но и ремнем. Контроль отца был жестким. Под предлогом заботы меня никуда, кроме школы, из дома не выпускали. Бабушка и мама участия в моей судьбе не принимали. Каждый день я боялась прихода отца с работы, поворот ключа в замке вызывал панику. Я научилась вести себя тихо и незаметно, в его присутствии не говорила лишний раз, не смеялась, не улыбалась даже, потому что любое действие могло спровоцировать многочасовое, а иногда и многодневное «вынимание из меня жил». В 1990-е годы отец пришел к вере, в храм, отговорил маму от аборта — так родилась моя сестра. К сожалению, веры в нем было мало, сплошное обрядоверие и философские разговоры со священниками на догматические темы. В 13 лет меня впервые повели к исповеди, но я ничего толком не поняла, да и никто ничего не объяснил. Осознанно я пришла в храм в 15 лет. Начала причащаться. Сначала раз в месяц, потом раз в неделю. Моя вера стала искренной и захватывающей, младшая сестра потянулась за мной в храм, и мы ходили на службы вместе. Это была отдушина. Господь стал для меня другом, Отцом. Однако родители не обрадовались, а озадачились, ведь они не могли меня контролировать, пока я была в храме. Решение поступать в Свято-Тихоновский богословский институт встретило еще большее сопротивление, подать документы не удалось, но посещать храм еще какое-то время удавалось, это дало возможность втянуться в жизнь прихода. Через год воцерковления, в 16 лет, я впервые встретила отца Алексия. Ему было 30 лет — молодой, активный, интересный. Он вел воскресную школу, собирал вокруг себя молодежь. Все вместе мы ездили в паломнические поездки, пели под гитару песни, пили чай. Какое это произвело впечатление на меня: оказывается, вера может быть и такой, яркой, занимательной! Через год в храме стали проводиться «Евангельские чтения». Я писала стихи, работала с текстами, с друзьями ставили постановки на темы притч. Вокруг отца Алексия сложился молодой коллектив, всем было очень интересно. Батюшка стал первым человеком в моей жизни, с которым я чувствовала безопасность и уверенность в его поддержке. Именно поэтому я решила поделиться с ним не только грехами, которые приносила на исповедь, но и рассказать обо всем кошмаре, который мне пришлось пережить в родной семье. Однако, батюшка стал сторониться этой беседы, посчитав, как мне потом передали друзья, что я «требую лишнего внимания» и попросту «выпендриваюсь», а после и вовсе стал избегать меня, так ни разу и не объяснив, почему он не хочет ответить вниманием на мою просьбу. Так я встретила совершеннолетие. Папа продолжал придирки по поводу посещения храма, а я понимала, что могу жить отдельно от родителей. Не выдержав очередного скандала, собрала вещи и уехала жить к подруге. Терять жертву отец не хотел, он устроил в храме скандал: обвинял общину в сектантстве, в совращении дочери и, наконец, в моем уходе из родительского дома. Затем пригрозил благочинному, что, если дочь не вернут, он дойдет до высшего церковного и городского начальства с самыми худшими жалобами. Отец в то время работал в администрации города на небольшой должности, однако знал всех руководителей. Результат оказался ошеломляющим. Благочинный отругал отца Алексия, а тот отлучил меня от причастия «до возвращения домой». Причастие было моей единственной в жизни поддержкой! Я была безголосая, измотанная, совершенно одинокая и потерянная. Что мне было делать? Сейчас бы пошла в другой храм и рассказала всё другому священнику, но тогда у меня совсем не было сил и не хватало опыта. И это было еще не всё. По требованию духовника я должна была полностью уладить отношения в семье. На вопрос «как?» он не ответил, аргумент же его был такой: «Тебя же не насилуют (сексуально), нужно смириться и терпеть». Что было делать? Выяснять отношения с приходом, оправдываясь и отвечая на многочисленные вопросы, не хотелось. Подумав немного, я вернулась домой. Через неделю меня допустили к причастию. А позже, успокоившись и придя в себя от этого стресса, я поняла, что меня обманули. Обманул священник, для которого причастие должно быть главной святыней, шантажируя ей! Обманул духовник, которому я открывала душу, не поддержав меня, а предав в заведомо опасные для меня условия. Но я продолжала посещать свой храм. Через полтора года тяжело заболела мать, отец переживал и скандалил всё чаще. В один из вечеров он толкнул меня в спину, и я впервые дала ему сдачи. Так я опять ушла из дома. На этот раз к родной тете. Родственники сразу нашли работу, можно было оставаться у них, но из больницы домой вернулась мать, она умирала, нужно было ухаживать. Я вернулась. Терпела психологическое и физическое насилие от отца и окормлялась у отца Алексия. Все мои силы и внимание были направлены на больную мать. На мой уход из дома и на возвращение батюшка внимания не обратил и поддержки не выразил. Вскоре его перевели в другой храм. Среди своих прихожан в новом храме он меня видеть не захотел. Я исповедовалась у разных священников, причащалась. Проводив маму ко Христу, я переехала в Санкт-Петербург, где живу и сейчас. Отца Алексия я с тех пор не видела. Лишь однажды он внезапно позвонил мне, вспоминал, «какое хорошее было время», когда мы все вместе, с общиной пили чай, пели песни, ездили в поездки. В Санкт-Петербурге моя церковная жизнь не сложилась. Приехав, я пришла в ближайший к снятой квартире храм, попросила меня исповедовать, но священник мне отказал, не объяснив причины. На исповедь, конечно, я в итоге попала, но эта история стала для меня последней каплей. С тех пор в Церковь к таинствам не хожу. Вернуться в храм? Но ведь никто не понес ответственности за беззакония, отвратившие меня от Церкви. Всем всё кажется нормальным. Помню, я сказала отцу Алексию, что за подобное «отлучение» от причастия получают «по шапке», а он ответил: «Ну хотите, идите еще и пожалуйтесь!» Я поняла, что справедливости не добиться, ведь все — и благочинный, и священники храма — были в курсе этой истории. Может быть, я вернусь в храм со временем, когда боль от пережитого хотя бы немного утихнет. Нет традиции, которая оправдывает насилие против детей и женщин— Отец Андрей, расскажите, что, на ваш взгляд пастыря и психолога, случилось в жизни Марины? — В этой истории есть несколько тем: отношения с отцом, с отцом Алексием и с Церковью. Отношения супругов явно носят конфликтный характер. Агрессия и насилие отца к Марине — его реактивная агрессия на жену, мать девушки. Это называется «канализация агрессии», она направлена в сторону слабого члена системы. В народе это называется «найти виноватого». Насилие в истории Марины — аффективная реакция отца, к причинам которой дочь не имеет отношения. Подобные ситуации встречаются в половине семей, к сожалению. С христианской точки зрения, это преступление, нравственное и уголовное, и подлежит суду как церковному, так и светскому. Отношения Марины с духовником типичны для нашего времени: молодой священник-неофит, мечтающий о сплоченной общине, берет на себя отцовские обязанности над девушкой. Подмена отца — типичный несчастный случай. Марина с отцовским антисценарием, мечтающая найти принимающего, понимающего, теплого, заботливого отца; молодой священник, желающий всем своим «чадам» стать отцом родным. Это происходит легко и быстро. Ситуация Церкви 1990-х этому способствовала, историй таких тысячи, сам проходил. Но, поскольку цели такого родства разные, начинаются противоречия и конфликты: священнику нужна дружная, работящая, сплоченная община, без склок и проблем; девушке нужен заботливый отец и лидер. Как только девушка становится проблемой в общине — священник ее отвергает; для девушки это предательство, уподобление страшному отцу. Для Марины священник важнее Церкви, как часто бывает в неофитстве. Когда он внимателен — она любит Церковь, когда он отвергает чадо — она уходит из нее. — Как нужно было поступить Марине, когда она столкнулась с отлучением от причастия? Пойти пожаловаться в другой храм? Но город маленький, все друг друга знают — священники и паства. Она была в трудной ситуации. — Если запрещение совершилось, нужно его выполнять. Но возвращаться домой или нет, это ее решение. Конечно, девушке трудно стать вдруг самостоятельной, тем более что она инфантильна. Ее возврат в семью не просто покорность, но и согласие на насилие. Так часто бывает: жертва соглашается на насилие, лишь бы не отделяться от семьи. Самостоятельность и независимость пугают инфантильную личность больше, чем насилие. — Стоило ли священнику отлучением возвращать Марину в семью? — У священника выбор не велик — в семейных конфликтах у него нет авторитета и средств воздействовать на членов семьи. Запрещение причащения — единственное средство, впрочем крайнее, которым он может подействовать на церковное чадо. Но это приемлемо только для тех, на кого может произвести впечатление. На отца, судя по словам Марины, отлучение бы не подействовало. Значит, остается воздействовать на девушку. Цинично, ложно, бессмысленно, жестоко, но именно так дело выглядит в этой истории. Вполне возможно, что на самом деле всё было не так или не совсем так. — Девушка сетует на отсутствие душевной поддержки со стороны духовника. Иногда священник и в самом деле не может поддержать — устал, нет времени или желания. Что вы посоветуете молодому пастырю, когда внимания к чаду и сопровождение его в трудных жизненных обстоятельствах не хватает? Отцу Алексию было тогда всего 30 лет. — Всем священникам нужен психологический ликбез, чтобы они не попадались в сети зависимости. Молодым из них лучше всего духовного окормления вообще не поручать. Проблема семейно-бытового насилия пока только начинает осознаваться в церковном пастырском труде. Многие священнослужители, сталкиваясь с ней, пытаются помогать людям решать ее своими силами. — Отчего родители порой так жестоко обращаются с детьми? — Проблема насилия заключается в том, что в большинстве случаев мы наблюдаем не просто жестокое отношение, а именно аффективную реакцию родителей на стрессовые ситуации. Например, ко мне обратилась многодетная мать, которая под гнетом трудностей с детьми отчаялась успешно их воспитывать. Сталкиваясь с неуправляемым поведением детей, она их бьет. Эта жестокость обусловлена не ее отношением к телесным наказаниям, а агрессией, которая возникает в результате ее беспомощности. Старший брат прищемил пальцы младшей сестре, за этот проступок мать его жестоко избила, а на следующий день в слезах раскаяния она прибежала в храм и спрашивала совета, как ей быть. Она чувствует себя беспомощной. В этой ситуации часто родители жестоко бьют детей. Мы говорим не о насилии со стороны асоциальных типов — невменяемых алкоголиков или наркоманов, а о воцерковленных людях. В проблеме насилия нельзя выделить некоего агрессора-негодяя. Нормальные якобы люди издеваются над своими детьми. И причина их жуткого поведения именно психологическая, а не греховная, потому что эти родители не хотят бить детей, но не могут собой управлять. Сам факт этого насилия греховен, это преступление. Однако к «Домострою», который велел «сечь детей перед баней», эти истории не имеют отношения. — «Домострой» — часть нашей истории. В нем описано традиционное восприятие семьи и быта средневековой Руси. В том числе и странные для современника советы: «Наказывать жену легкой плеткой либо тонким прутом», и более жесткое «не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет». Что мы вынесли для себя из родовой истории? Допускает ли традиция русской православной семьи жестокость и насилие? — Традиции, которая бы оправдывала применение насилия против детей и женщин, нет, как вообще нет в русском православии разработанной системы семейных ценностей. Скорее мы должны говорить о некоторых подразумеваемых ценностях, которые передавались из рода в род и были родительскими моделями семейных отношений. В этом «предании» насилие существовало, но никогда не приобретало принципиальный характер, а скорее допускалось в некоторых минимальных пределах и понималось как нечто само собой разумеющееся, что имеет педагогический смысл. Для огромного числа русских православных людей применение телесных мер является допустимым, многие молодые люди удивляются: как это детей не наказывать? Но, безусловно, всегда осуждались и не являлись ценностью меры, наносящие физический ущерб. Давайте посмотрим на еще один аспект: а было ли насилие реальностью для семьи? Оно было, есть и долгое время еще будет таковым. Насилие не связано ни с какой традицией, ни с моралью, ни с религиозностью, ни с философией или идеологией — это семейно-родовой симптом, следствие дисфункциональной патологической страсти, симптом разрушения семейных отношений. Этот вид насилия на сейчас с психологической точки зрения хорошо изучен. Есть представление о том, каковы его корни — они многообразны: социальные, психологические, семейно-родовые, ситуационные, личностные. Семейное насилие часто оправдывается архаическими остатками былой традиционности. Никто сейчас «Домострой» не почитает для себя законом, но, как только нужно оправдать безобразные действия против детей или женщин, он тут же используется в оправдание. «Домострой» является замечательным литературным памятником ХVII века, но именно памятником, а не нормативно-правовым документом в сфере народной жизни. Для Церкви документом он никогда не был. Описание общего климата семейной жизни Москвы на его страницах выглядело мягким и либеральным в средневековье, хотя, с точки зрения нашего современника, «Домострой» читается как жесткий традиционалистский документ. Каноническое право Церкви, которое включало в себя наказания за проступки членов семьи и подразумевало жестокие наказания, сегодня не имеет никакого права на существование. Ни биение камнями, ни отлучения от Церкви, ни смертная казнь уже не являются наказанием за многие грехи и преступления, которые в русском средневековье почитались достойным смерти или физических истязаний. На Руси XVII века часто случалось, поили мужа ядом, что вне зависимости от исхода наказывалось смертью для женщины. Разумеется, сейчас вряд ли это возможно. Колдовство, ворожба, магия наказывались смертью — сегодня даже в тюрьму не посадят. За аборт — отлучение от причастия на 20 лет, оно до сих пор прописано в наших Требниках, но этого никто не использует. Мы должны понимать, что многие правовые церковные канонические нормы, которые были приняты на Руси в средневековье, сейчас не применимы. Это же необходимо отнести и к любым формам телесных наказаний. Когда мы говорим о телесных наказаниях, надо подразумевать процедуру, запланированное действие, судилище, после которого назначается наказание, и оно исполняется. Семейное насилие относится к разряду аффективных реакций. Говоря о телесных наказаниях, мы не говорим об аффективной реакции родителей, когда они шлепают детей, раздают подзатыльники, бьют их по щеке или по губам. Это не наказание, а именно аффективная реакция. Я не встречал семью, где существуют регулярные телесные наказания, где они вообще бы продумывались. Зато семей с аффективными реакциями, использующих избиение друг друга до семейного насилия, сейчас огромное количество.
25 ноября 2013 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|