iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Репортажи
Собственно, это и есть борисоглебский родильный дом
27 декабря 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Бабий бунт

История о захвате роддома в Ярославской области

Информационные сообщения о захвате беременными женщинами закрывающегося роддома в поселке Борисоглебский очень напоминали боевые сводки. Вооруженные и хорошо обученные боевики, было дело в новейшей российской истории, и больницы захватывали, но чтобы роженицы? Это, пожалуй, впервые. И вот уже кое-где проскальзывают сообщения о готовящемся штурме и о бедных женщинах, которых силой собираются увозить рожать из родного поселка... Корреспондент "Церковного вестника" отправился на место событий.

Захватчицы

Вот они, милые "террористки" - три женщины с округлившимися животами мирно пьют чай, рассказывают подробности и устраивают репортеру мини-экскурсию по роддому. "Значит, было так, - вспоминает Ольга Аниканова, у которой на свет в этом роддоме уже появилось трое малышей. – Утром в понедельник мы услышали, что власти собираются мебель выносить, чтобы замок повесить. Стихийно собралась инициативная группа – восемь человек на разных сроках беременности – которая пришла сюда и по своей инициативе попросилась на обследование. Мы рассудили, что с живыми людьми роддом не закроют. Пока наверху выясняли, согласовывали, судили да рядили, пришел врач-гинеколог. Обследовал всю нашу честную компанию и у трех из нас зафиксировал ухудшение состояния (видимо, от переживаний). С того дня мы здесь...

Осторожно заглядываем в интерьеры старинного сельского купеческого дома. Где-то из утробы круговой анфилады доносятся младенческие крики: двое малышей родились здесь как раз в понедельник. Обстановка уютная, почти домашняя: за окном в сугробах мяукает киска, во входном тамбуре отдыхают смешные санки, на которых из больницы сюда привозят обед. Все это патриархальное царство доживает последние денечки.

"Посмотрите, какой ремонт нам по инициативе общественности сделали, - голос дежурной акушерки Асьмы Аманулиной слегка подрагивает от волнения. – Душевая кабина с баком для подогрева воды (централизованного горячего водоснабжения на нашей Лесной улице нет), теплый современный туалет. Полы из нового линолеума настелили, белье закупили..."

Скупые деревенские радости. Быть может, правы чиновники, и о подобных роддомах следует забыть? "Эту избушку некоторые жители называли и чудом, и своими главным достижением. На собранные 300 тысяч рублей они там поставили новую сантехнику, душевую кабину и утверждали, что не каждый роддом может похвастаться этим", - подтверждает заместитель губернатора Ярославской области Александр Сенин.

Но по мнению замдиректора областного Департамента здравоохранения и фармации Натальи Даниленко, это не роддом, а всего лишь три акушерские койки. Так что не верьте глазам своим, если на стене дома увидите вывеску, а внутри – согласованный план эвакуации при ЧП именно из роддома, а не "с коек".

Впрочем, ладно, койки так койки. Чем они так дороги местным, что те решились на отчаянный жест в их защиту?

Метод гильотины

С тремя "захватчицами поневоле" - наиболее мобильным контингентом роддома и настоятелем Ильинского храма в селе Ивановское священником Федором Божковым грузимся в машину и выдвигаемся в Ростов, чтобы заверить у нотариуса исковые заявления. Женщины хотят обжаловать в суде приказ № 2239 директора департамента Сергея Вундервальда от 26 октября о сокращении акушерских коек или хотя бы приостановить его исполнение.

"Дело в том, что нынешняя попытка ликвидации не первая, - объясняет о. Федор. – Четыре года назад от членов Совета представителей (местный орган самоуправления) мы узнали о планах местной власти закрыть роддом. Кинули клич по семи окрестным приходам, собрали деньги, закупили стройматериалы. Своими силами отремонтировали здание. Все были довольны..."

Сельская община защищала свое кровное. А чиновники... сообразили, чем им грозит развитие художественной самодеятельности на тему ремонта. Не сегодня, нет, и не завтра – в отдаленной перспективе. Пока активность граждан ограничена деревянными стенами роддома, она наивна и не опасна. Но рано или поздно встанет вопрос: если мы сами можем управлять жизненно важными объектами, для чего тогда чиновники?

Добавилось и еще одно обстоятельство. Все районные больницы Ярославщины вместе с их отделениями – прежде муниципальные – с начала 2012 года переведены в областное подчинение. Ситуация в поселке Борисоглебский ухудшилась: если раньше каждая больница финансировалась из бюджета своего района, теперь все они легли дополнительной нагрузкой на областную казну. И, возможно, команда назначенного весной нового губернатора Сергея Ястребова решила слегка оптимизировать затраты.

Правда, навестивший райцентр (но так и не выкроивший времени на визит в сам роддом) 25 декабря директор областного департамента Сергей Вундервальд на встрече с заинтересованными лицами о нерентабельности уже не говорил. В качестве главной причины, препятствующей дальнейшей работе роддома, он назвал отсутствие лицензии: "Получить новую для работы в таком здании невозможно. И если даже роддом не будет закрыт по моему приказу, это сделает прокуратура из-за отсутствия лицензии".

Роды экстерном

Звоню готовившей упомянутый приказ заведующей отделом организации помощи женщинам и детям департамента Наталье Олендарь и прошу разъяснить ее, что же все-таки мешает продолжению работы роддома в первую очередь – невозможность пройти лицензирование или избыточная нагрузка на бюджет.

- Ни то ни другое, - удивляется моему вопросу Наталья Владимировна. – Лицензия – головная боль главного врача, об экономической неэффективности пусть тоже он думает. Просто мы в области проводим последовательную политику наращивания качества оказания медицинской помощи всем категориям населения. А в таком здании, как борисоглебский роддом, качественную помощь оказывать нельзя.

- Допустим. Но, позвольте, вот же в вашем приказе преамбула начинается с таких слов: "В целях приведения фактической коечной мощности акушерских стационаров к нормативной, а также принимая во внимания низкие показатели работы акушерских коек в 2011 году и за 9 месяцев 2012 года..."

- Что вы читаете? – отчего-то пугается собеседница. – Приказ Вундервальда? Не может быть, там нет таких слов. Вы что-то путаете.

- А вот еще, третья сноска в пункте 2, Наталья Владимировна: "обеспечить наличие условий для оказания медицинской помощи при экстерном родоразрешении". Что такое роды экстерном, не разъясните?

Доктор Олендарь отчего-то сильно обижается и просит выслать официальный редакционный запрос. Запрос – не вопрос. А вот, похоже, и тот самый экстерн подоспел. Наша машина намертво застревает на переезде в Ростове Великом. Случись что, только и остается рожать экстерном. И еще хорошо, если везешь роженицу в Ростов. А если в перинатальный центр в областном городе – это еще 115 километров по магистрали.

И все же окончательно мозаика пока не складывается: что-то мешает. Пока женщины оформляют нотариальную доверенность, еще раз читаю приказ: роддома ликвидируются в семи райцентрах Ярославщины, включая такие крупные города, как Мышкин, Данилов, Пошехонье. А на открытый протест решились только в Борисоглебском! Тут что, какие-то особенные люди обитают?

Системная оппозиция и несистемная администрация

- Да мы ведь почти все переселенцы! – объясняет, вернувшись, Ира Макарова из деревни Чухолза. – Я, к примеру, перебралась в Борисоглебский из Ростова-на-Дону, Ольга – из Тольятти.

- Зачем?! – не понимаю я. – Тут ведь депрессивный регион!

- Кто вам сказал?! Заросшие подлеском поля опять распахиваются, сельское хозяйство поднимается, народ потихоньку отстраивается. А какая школа в Ивановском – на всю Россию знаменитая! Монастыри, храмы, природа опять же. К нам и из Москвы, и из Ярославля на ПМЖ перебираются. Хоть меня возьмите. Я сбежала из большого города, потому что теряла на улице 10-летнего сына. Тут вышла замуж, родила двух дочерей, теперь еще одного ребенка ношу. Вот чиновники как могут поливают борисоглебский роддом. А я вам так скажу: по сравнению с учреждением в Ростове-на-Дону, где я рожала сына – небо и земля. Там я с трепетом соображала, кому дать деньги и сколько, чтобы все нормально обошлось. Здесь не то что за деньги – за мысли такие обидятся. Людей и специалистов подобных в провинции, наверное, больше не осталось...

- Двух первых детей моя супруга рожала в Москве, - рассказывает о Федор, - потом еще двух – здесь. Ни малейших проблем! Персонал очень чуткий, обстановка домашняя, нет казенщины и гигантизма. Что еще надо? Больше всего обидно из-за двух вещей. Мы пытались помочь роддому не словом, не размахивая флагами, не выходя на демонстрации, а делом. И сами же оказались, получается, виноваты. И второе. Сейчас областные чиновники, столкнувшись с нашим упорством и сопротивлением, предлагают нам заняться проектом отдельного здания роддома или капитальной пристройки к больнице. Это, конечно, можно сделать. Но, видя отношение к нашим бедам и нуждам, уверенности в успехе все меньше. Теоретически, конечно, за два сезона, вложившись деньгами, хороший роддом построить реально. Но персонал-то за это время мы потеряем безвозвратно...

Почему, мне по возвращении объясняет санитарка Марина Бугрецова: "Нас-то переводят в больницу, а акушеркам предлагают фельдшерские должности. Кто же из них согласится работать за 4-5 тысяч, если сейчас их оклад 16-18? Естественно, они разойдутся – кто в аптеки, кто по другим частным структурам, кто на пенсию. А обратно собрать будет ох как трудно".

Возможно, читатель уже ждет счастливого конца той истории. Увы, никого обнадежить пока не получается. Областным властителям повседневная жизнь маленького Борисоглебского поселка видится не лучше, чем москвичам. Возможно, уровень гражданского самосознания и готовности действовать в крошечном райцентре удивил их самих, но отступать они не намерены. Единственное, что нам остается – официально обратиться к министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой. Уважаемая Вероника Игоревна! Просим вас дать правовую оценку Приказу директора Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области № 2239 от 26 октября с.г. "О сокращении акушерских коек в государственных учреждениях здравоохранения" и высказать свое личное мнение по этому поводу.

Эпилог

"Мы бы только рады, если б роддом нам оставили, - не скрывая горечи в голосе, говорит заместитель главного врача Борисоглебской центральной районной больницы Альбина Тен. – Но сейчас нами управляют экономические расчеты. Вопрос ставится так. В районе 3094 женщины в детородном возрасте, из них здесь рожают 60 человек в год (еще примерно столько же или чуть больше – в других городах области). Значит, наши койки надо сокращать, и от нас тут ничего не зависит. Единственное, чего нам удалось добиться: с Нового года в в нашем стационаре резервируется одна койка для патологий при беременностях плюс еще одна – для экстренных родовспоможений. Остальных рожениц придется отправлять за пределы района: позиция учредителя беспрекословна".

Комментарий Владимира Легойды, председателя Синодального информационного отдела:

- Активная позиция жителей Борисоглебского района – свидетельство их заботы о благополучии своих жен и детей. Это то, что мы называем семейными ценностями и их последовательной защитой, которую Церковь не может не поддержать. Считаю нравственно сомнительным вообще говорить о рентабельности, когда речь идет о создании условий для рождения детей. Эта логика может нас привести к утверждению, что абортарии выгоднее роддомов, школ и детских садов. В последнее время в России наблюдается небольшой, но уверенный демографический прирост, который надо поддерживать всеми средствами, и Церковь будет активно в этом участвовать. Надеюсь, что местные власти осознают свою ответственность, и в ближайшее время проблема будет разрешена.

P.S. В конце января редакция получила официальный ответ из Минздрава РФ. Предлагаем вниманию читателей связанный с этим новостной сюжет.

27 декабря 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи