iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пастырское воспитание души
«В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.  
9 сентября 2021 г. 15:00
Ковчег для Заступницы усердной
Это событие вышло за рамки церковного торжества, став заметной вехой в жизни и Татарстана, и всей России. Ему сопутствовала Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Само же торжественное богослужение посетили как представители государственной власти Российской Федерации — спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, — так и исламское духовенство во главе с председателем Центрального духовного управления мусульман России верховным муфтием шейх-уль-исламом Талгатом Таджуддином. Это не случайно: Казанская икона Божией Матери прочно вошла в историю Отечества, освятив своим сиянием века бытования всех народов России, а место ее чудесного явления свято для каждого соотечественника. PDF-версия.
6 сентября 2021 г. 13:45
Православие как судьба
Традиция получения образования в российских духовных школах иностранными студентами имеет давние корни. В XIX веке Россия оказалась не только оплотом Православия в мире, но и центром церковного образования. Начиная с 1850-х годов в российских духовных академиях и семинариях получали образование греки, болгары, сербы, черногорцы, а также сирийцы. Одни из них после учебы возвращались на родину, другие оставались в России. Среди иностранцев-выпускников были будущие архиереи, богословы, церковные деятели. Сегодня среди иностранцев по-прежнему популярна идея получения богословского образования в России. Какое применение они планируют найти знаниям, полученным в российской духовной школе, легко ли дается изучение предметов, о чем они мечтают и планируют ли служить на родине, отправился выяснять корреспондент «Журнала Московской Патриархии» в Санкт-Петербургскую духовную академию. PDF-версия.  
31 августа 2021 г. 14:30
Новости
Исследование георадаром в Свято-Успенском Александро-Ошевенском монастыре
10 февраля 2015 г. 17:37
версия для печати версия для печати

Круглый стол в Госдуме выявил проблему необходимости расходов на церковную археологию

В комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций 6 февраля т.г. состоялся круглый стол, по итогам которого были утверждены рекомендации для федеральных и региональных органов власти с целью сохранения памятников деревянного зодчества, поиска и сохранения памятников церковной археологии. Эти рекомендации были разработаны экспертным сообществом, включающим в себя священников, искусствоведов, архитекторов и депутатов Госдумы. Однако, по словам секретаря Попечительского совета фонда «Император» (Архангельская область) Владимира Станулевича, инициатора заседания в Госдуме, принятое на круглом столе решение не имеет прямого распорядительного действия. Как сообщил ЦВ Владимир Станулевич: «Утвержденные рекомендации разосланы в более, чем в 40 адресов разных федеральных структур, в том числе в администрацию Президента РФ, в Совет по культуре при Президенте, Минкультуры РФ, Минэкономразвития РФ и др. и чиновники, неравнодушные к проблеме церковной археологии и сохранению деревянных храмов, могут найти там полезную информацию и сослаться на эти рекомендации в повседневной деятельности». По словам Станулевича, на это есть небольшая надежда, но кроме этого в ближайшее время в Госдуме должна быть создана рабочая координационная группа по этим двум направлениям, в состав которой войдут в том числе и представители Министерства культуры РФ – федерального органа ведущего основную часть работы.

Дел в том. что наряду с сохранением памятников древнего зодчества, не менее остро стоит и проблема возрождения церковной археологии. От года к году в вузах страны сокращается финансирование бюджетных мест по этому предмету, говорит Владимир Станулевич. И это происходит на фоне возросшего интереса к археологии со стороны Церкви и общества. Так на территории Архангельской митрополии с помощью георадара был исследован грунт на местах захоронения пяти святых: Антония Сийского, Кирилла Челмогорского, Александра Ошевенского и Антония и Феликса Корельских. Для подтверждения подлинности этой информации, поднятия мощей и передачи их Церкви необходимо археологическое исследование захоронений. Но по закону это могут сделать только профессиональные археологи, иначе это уголовно наказуемо. «Однако эти работы стоят не мало. Так, в прошлом году раскоп 2 х 3 метра стоил по государственным расценкам с антропологией 700 тыс. рублей, сегодня, я думаю, это за миллион, - отметил Владимир Станулевич. – Но средства на это государство не включает в программу «Культура России». Если возврат утраченного в смысле передачи храмов Церкви и их реставрации ведется, то возврат церковных святынь, мощей святых подвижников не финансируется (за редким исключением) почти на всей территории России. Таким образом, задача, еще раз озвученная на круглом столе в Госдуме: не дать погибнуть деревянным храмам и включить церковную археологию отдельным разделом в эту федеральную целевую программу Минкультуры РФ».

10 февраля 2015 г. 17:37
Ключевые слова: мощи
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00