iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Новости
Заключительный концерт Второго Рождественского фестиваля духовной музыки
23 января 2012 г. 04:59
версия для печати версия для печати

В Москве состоялась мировая премьера "Stabat mater" митрополита Волоколамского Илариона

Новое произведение председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, написанное для хора и оркестра, стало главной премьерой завершившегося накануне в Москве второго Рождественского фестиваля духовной музыки. Кантата "Stabat mater" прозвучала в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова и хора Академии хорового искусства имени В.С. Попова.

Сочинение написано на традиционный латинский текст Stabat mater. Как рассказал ЦВ митрополит Иларион, "по своему содержанию он очень близок православному пониманию богослужебных текстов Страстной седмицы, посвященных Богоматери". Владыка пояснил, что первая часть средневекового молитвословия Stabat mater "повествует о страданиях Богородицы у креста, а вторая – это молитва грешника о прощении и спасении его души".

"Это очень эмоциональный текст, который очень естественно ложится на музыку, не случайно на протяжении многих веков он привлекал композиторов: ведь на этот текст написано более 200 музыкальных произведений, от Гайдна и Перголези до Арво Пярта и Карло Дженкинса", - считает митрополит Иларион.

Автор сочинения также рассказал, что кантата создавалась в течение нескольких лет. По словам владыки Илариона, идея произведения у него возникла еще в 2007 году, во время работы над "Страстями по Матфею", в которых также большое значение имел образ Богородицы, стоящей у креста. "Тогда я сделал несколько набросков и для нового сочинения", - отметил митрополит Иларион. "Две части из четырех некоторое время существовали как оркестровые пьесы. Это фуга в 12 минорных тональностях Memento, которая впоследствии стала основой для второй (хоровой) и третьей (ария сопрано с оркестром с солирующим гобоем и трубой) частей кантаты, а также пьеса "Perpeto mobile", которая стала четвертой частью кантаты", - рассказал он.

Исполнитель сочинения, известный дирижер и один из художественных руководителей Рождественского фестиваля Владимир Спиваков в беседе с корреспондентом ЦВ рассказал, что обращается к музыке митрополита Илариона в своем творчестве не впервые, и за несколько последних лет у них сложилось плодотворное сотрудничество. "Мы уже записали "Рождественскую ораторию" и "Песнь восхождения", - отметил музыкант. Владимир Спиваков считает: "Его Высокопреосвященство – не только известный церковный деятель, но еще и замечательный композитор. Его произведения исключительно профессионально написаны и музыканты с удовольствием их играют и поют". "Для каждого композитора его музыка – это его личное обращение к Богу", - добавил Владимир Спиваков.

Рождественский фестиваль духовной музыки, который уже во второй раз проводился в Московском международном доме музыке, собрал исполнителей разных духовных традиций. В этом году состав участников расширился, в фестивале приняли участие десять хоровых коллективов из России (Московский синодальный хор, камерный хор "Древнерусский распев", хор Московского Сретенского монастыря, хор Московского Данилова монастыря, хор Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, хор старообрядческого Успенского храма в Нижнем Новгороде, хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова), Греции ("Ergastiri Psaltikis"), Франции (литургический вокальный ансамбль аббатства Сильванес) и США (Госпел-хор Aeolians).

Как отметил митрополит Волоколамский Иларион, подводя итоги фестиваля, "здесь прозвучала музыка разных народов и разных эпох: от древнего византийского пения и знаменного распева, до произведений русских композиторов XIX века, творений современных композиторов, американских госпелов. В течение двух с небольшим недель слушатели смогли соприкоснуться с очень широким спектром духовного музыкального искусства, принадлежащего разным народам и одновременно принадлежащего всем. Ведь музыка - это тот универсальный язык, который понимает всякое открытое сердце".

Владыка Иларион также отметил необычайный интерес публики к фестивалю, каждый концерт которого проходил с аншлагом. По подсчетам организаторов, музыкальный форум посетили почти 11 тысяч человек.

"Не случайно фестиваль проходит в Рождественские дни. Концерты являются как бы продолжением Рождественских богослужений и тексты, которые здесь исполняются, говорят о том же, о чем говорят литургические тексты Православной Церкви. О том, что " И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины". О том, что Бог воплотился и стал человеком, он пришел к нам не когда-то давно, а пришел, чтобы оставаться с нами. И сегодня, и всегда Он пребывает среди нас. Именно Его божественное присутствие наполняет смыслом нашу человеческую жизнь", - заключил митрополит Иларион.

23 января 2012 г. 04:59
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00