iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Точка отсчета
В истории монашества Афона, и прежде всего русского Пантелеимонова монастыря, есть важная, точная и непреложная дата — «февраль 14-го индикта» как хронологически первое документально верифицированное упоминание «обители Рос(а)», игумен которой Герасим собственноручно подписал документ с указанием своего развернутого титула. Грамота из архива Святогорской лавры Святого Афанасия (Акт. Лавр. I.19: P. 155.37–38) сохранилась в подлиннике и издана в 1970 году Полем Лемерлем с коллегами в парижской серии «Архивы Афона» по этому оригиналу с приложением альбома фотографий. Подлинный документ представляет собой гарантийное подтверждение (Ἀσφάλεια) игумена обители Святого Илии Николая, который, судя по тексту, намерен обосноваться в монастыре Предтечи τοῦ Ἀτζιιωάννη, где игуменом являлся Симеон, чтобы исполнять свои обязанности (игумена) по управлению (обителью) — временно, на один год. Акт подписан свидетелями — игуменами афонских монастырей, среди которых и «пресвитер и игумен обители Рос(а)» Герасим.
15 мая 2017 г. 12:59
Десять веков Русского Афона
От расположившейся в центре Македонии материковой части Халкидик в Эгейское море Творец бросил три полуострова-«пальца». Западная Кассандра — скопление молодежных курортов, пристанище любящих вольный морской ветер серферов. Центральная Ситония, еще несколько десятков лет назад сплошь покрытая рыбацкими деревушками, теперь превратилась в облюбованное немецкими, сербскими и русскими отпускниками место для спокойного семейного отдыха. Восточный Афон, отделенный от Ситонии заливом Святой горы, — удел Пресвятой Богородицы, единственное в мире монашеское государство и один из центров мирового Православия. Перед празднованием тысячелетнего присутствия русских на этой земле корреспондент «Журнала Московской Патриархии» совершил краткое паломничество в Пантелеимонов монастырь, которое, впрочем, едва не затянулось.
12 мая 2017 г. 17:59
Новости
Фото Алексея Реутского
23 сентября 2016 г.
версия для печати версия для печати

Три ключевые проблемы монастырской жизни

В Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось ежегодное открытое Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви. В этом году мероприятие приурочено к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон и 150-летия со дня рождения преподобного Силуана Афонского.

В своем выступлении, посвященном проблемам монастырской жизни, Предстоятель выделил три наиболее острые из них. Это приоритет участия в богослужениях над всеми послушаниями, значение духовного авторитета игумена и противостояние мирским соблазнам (в частности, интернету). «Если нет молитвы, нет богослужения, не может быть и монашеской жизни,- отметил Святейший Патриарх.- Это духовный, мистический центр. Именно через соприкосновение с богослужением, через молитву инок чувствует присутствие Божие в своем сердце». Все остальные труды находятся в зависимости от богослужения , а не наоборот. Если пренебрегать богослужением, в сердце монаха незаметно для него войдет мирской дух, служение каждодневной суете будет вытеснять общение с Богом. В обоснование значимости молитвы Святейший Патриарх привел пример из собственной жизни. Однажды, во время учебы в Духовной академии и готовясь к очередному экзамену, он пропустил богослужение, посвященное погребению Пресвятой Богородицы.

«На следующий день мой духовный отец спросил, почему я не был на службе. Я ответил, что у меня экзамены, огромный объем информации и я не успеваю подготовится. Ты никогда ничего не будешь успевать и никогда ничего не добьешься, если будешь делать свои дела в ущерб богослужению, сказал он мне, - вспоминает Святейший Патриарх. - Я глубоко убежден, что именно совершение богослужения для архиерея, для монаха и для священника является самым главным делом, потому, что именно богослужение возвышает нас над повседневностью, заряжает нас духовной силой. Помогает нам правильно видеть и те житейские проблемы, с которыми мы сталкиваемся — в том числе административные и хозяйственные». После выступления Предстоятеля участники собрания задали ему волнующие их вопросы, часть их была созвучна затронутым в докладе темам. Например, может ли работа в иконописной мастерской быть поводом для отказа участвовать в богослужении? «Передайте этой монахине мое благословение посещать богослужение»,- ответил Святейший Патриарх. К слову, как выяснил наш опрос, эта проблема характерна в основном для многочисленных монастырей. Если в обители подвизается 30-40 монашествующих, отследить их отсутствие игумену или игумении не составляет труда. В своей заботе о врученной им пастве, они руководствуются словами Патриарха- увещевать с любовью. «Я обычно спрашиваю у сестры: что-то не видела тебя на службе, ты плохо себя чувствовала? «Да». И если это неправда, мы обе это сразу понимаем и такие случаи обычно не повторяются»,- говорит игумения Костомаровского Спасского женского монастыря Елена (Золотухина).

Говоря о духовном авторитете игумена и игумении, Предстоятель Русской Церкви отметил, что он завоевывается не богато украшенным игуменским жезлом с крестом наверху (что является символом архиерейского служения), а первенством в молитвенной жизни и аскетическом делании. «Если у игумена или игуменьи нет духовного авторитета, то нет и власти»,- отметил Святейший Патриарх. Не удивительно, что иногда за спиной такого настоятеля кем- то из монашествующих высказывается пренебрежение к его авторитету, что является соблазном для всей остальной братии. Если образ жизни и бытовые условия настоятеля заметно отличаются от того, как живет братия, авторитета не будет. «Спать и чувствовать себя в креслах будете комфортно, а вот духовного авторитета не будет. Я не могу представить себе, чтобы образ жизни древних отцов и матерей, которые создавали обители, радикально отличался от образа жизни простых монахов и монахинь. Это очень ясно нужно всем понять. А если нет понимания, не нужно становиться игуменом и игуменией. Настоятельское служение- это подвиг. Только на этом подвиге основывается авторитет. Игуменам и игуменьям нужно иметь доступ к сердцам монашествующих. Но если сердца не открываются им, никакими указаниями и внушениями это не сделать. Игумены и игумении более всего ответственны за духовную жизнь своей паствы»,- подчеркнул Святейший Патриарх. Он также добавил, что в некоторых женских монастырях вместо координации в окормлении паствы между игуменьей и духовником обители по- прежнему существует проблема борьбы за лидерство, что не прибавляет авторитета им обоим.

Другая сторона этой же проблемы в том, что иногда даже при полном доверии к себе настоятель не может разрешить вопрос, с которым к нему обращается насельник, поскольку не имеет, в силу отсутствия преемственности, достаточно духовного опыта. «В таких случая мы направляем брата к более опытному духовнику, например, в Псково-Печерский монастырь,- сказал ЦВ игумен пермского Свято-Троицкого Стефановского монастыря Серафим (Даниленко).

И, наконец, третья проблема, это мирские соблазны, которые не оставляют сердце и разум решившего вступить на монашеский путь. Один из таких соблазнов, казалось бы совершенно безобидный, но с которым, как выяснилось, сегодня с разным успехом борятся почти во всех монастыря — мобильная интернет- связь. «Человек приносит три обета и соблюдает их, но устраниться от мира, постоянно пользуясь мобильным телефоном, не может. Связь с интернетом такая, что никаких сил не хватает, чтобы ее пресечь. Древние отцы имели свои искушения и соблазны и преодолевали их, а у нас с вами- свои искушения. И не иметь мобильный телефон и не блуждать с его помощью по миру, это для современного человека нелегкая аскеза»,- сказал Святейший Патриарх. Не всем так повезло с месторасположением монастыря, как Костомаровской Спасской обители, которая находится в низине «палестинского пейзажа» и чтобы кому-то позвонить, нужно каждый раз забираться на холм.

Между тем, случается, что монашествующие просыпают утренние службы, потому что все ночь «блуждают по миру» или втянутые в решение мирских проблем (например, преподавание в православной школе при дефиците учителей) не могут ни на минуту расстаться с телефоном. А когда настоятель или духовник напоминает о недопустимости такой зависимости, отмахиваются от назидания, нарушая заповедь о послушании. Что тут делать, как решить проблему? «Мы не можем отнять у братии мобильные телефоны или запретить ими пользоваться. С одной стороны родственники и духовные чада тут же подарят новый телефон, а с другой - монастырь не концлагерь»,- в один голос говорили корреспонденту ЦВ участники собрания. "Мы стараемся постоянно беседовать, объяснять пагубность для души такой зависимости", - говорит настоятельница Макариев-Решемского женскогомонастыря Кинешемской епархии игумения Феофания (Губайдулина). «Запретами вопрос не решить, запретный плод сладок,- добавляет игумен Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря архимандрит Макарий (Швайко). - Поэтому мы стараясь донести мысль, что если ты отгородился от мира, зачем тебе нужна постоянная связь с ним? Зачем монаху электронная почта? Что ты хочешь узнать нового о мирской жизни, вступив на монашеский путь?». По мнению некоторых участников форума, отчасти решение на первом этапе находится в ограничении времени пользования мобильной связью.

Послушание духовному отцу, духовной матери, игумену или игумении- все это многотрудный подвиг, напомнил Святейший Патриарх. Но подвиг доступный современному человеку. Без этого подвига монашествующий остаются мирянином, одетым в гражданские одежды. «С такими мирянами я, к сожалению, очень часто сталкивался. Одет по монашески он или она, но человек совершенно не монастырский,- отметил Предстоятель Русской Церкви. - Преодолевать это тяготение и искушение мира- это и есть сердцевина монашеского делания. Весь мир сегодня жаждет свидетельства о Боге и смотрит на монастыри с надеждой, желая увидеть в монахах подлинных подвижников, своей жизнь свидетельствующих о Христе».

В пленарной части форума с докладами выступили иеромонах Кирион (Ольховик) - "История святогорских монашеских традиций в Ксилургу, Старом Русике и Свято-Пантелеимоновом монастыре", митрополит Лимассольский Афанасий (Кипр) - «Актуальность святогорских традиций в современной монашеской жизни», архимандрит Калинник (Чернышов) - «Передача святогорских традиций через монастыри Крыма в XIV веке на Святую Русь» и др. С докладами частично можно ознакомиться здесь. Сегодня форум продолжил свою работу.

 

23 сентября 2016 г.
Ключевые слова: монашество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор
Эстонскую Православную Церковь постигла тяжелая утрата. На 94 году жизни скончался митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Долгая жизнь владыки Корнилия вместила в себя многие коллизии XX века. Сын белого офицера, эмигрировавшего в Эстонию, владыка решился на служение в Церкви, за что был репрессирован после войны. На его плечи легла тяжелая ответственность сохранения Эстонской Православной Церкви после обретения страной независимости. Так уж сложилось, что за три месяца до своей кончины старейший иерарх Русской Православной Церкви дал свое последнее интервью «Журналу Московской Патриархии», в котором подробно рассказал о своей жизни и служении в Эстонии. Редакция Журнала выражает самые искренний соболезнования и предлагает вниманию наших читателей это интервью. ПДФ-версия 
19 апреля 2018 г. 21:05