iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Новости
Участники курсов для епархиальных фотографов
19 мая 2015 г. 11:34
версия для печати версия для печати

Курсы для епархиальных фотографов завершились круглым столом «Фотография как миссия»

В Москве в Галерее классической фотографии в рамках завершающего мероприятия курсов повышения квалификации для епархиальных фотокорреспондентов состоялся круглый стол на тему «Идите проповедуйте всем народам»-фотография как миссия», на котором организаторы и участники занятий, а также известные фотографы — Георгий Колосов, Алексей Мякишев и др. подводили итоги семидневной учебы и размышляли о задачах современной фотографии в Церкви.  

Каждый, кто берет в руки фотокамеру с целью показать красоту богослужения, рассказать о каких-то церковных событиях: о крестном ходе или о приходском празднике, сам того не осознавая становится миссионером. И качество этой миссии, ее результат зависит не только от профессиональных навыков фотографа, но и от того, какую идею он вкладывает в свою работу, в свое служение, насколько он внутренне свободен. По мнению директора Департамента работы с коллекциями Галереи классической фотографии Константина Бенедиктова,  миссия для православного фотографа - это прежде всего преданность своему призванию. «Для каждого из нас важно находиться внутри творческого процесса, который не только поддерживает и развивает, но и помогает глубже проникать в суть вещей, лучше видеть и понимать людей, - отметил он. - И нужно определённое мужество, чтобы оставаться в этой профессии, на доходы от которой не прожить, но в этом тоже часть миссии».

Известный фотограф Георгий Колосов видит миссию как встречу одного человека с другим, способного средствами фотоискусства рассказать о своей вере. В способности с помощью фотографии «перекинуть мост» от своей души к душе другого и поделиться открывшейся ему радостью познания Бога. Ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин уверен, что одной из ключевых составляющих миссии в фотографии — умение выразить свою благодарность Богу, т. к. это одна из основ свидетельства о Христе: «Если мы не будем говорить визуальными  средствами о благодарности, мы не сможем что-то существенное сказать о нашей вере». По словам фотографа Алексея Мякишева каждому автору важно определить, что для него есть миссия и суметь совместить это со своим творчеством. Но для слушателя курсов Елены Чистовой (Тверская епархия) сделать это не сложно, если творчество фотографа христоцентрично, если Христос - главный ориентир и вектор его жизни.
 
В этом контексте церковные фотографы должны быть еще и богословами, убежден Сергей Чапнин, потому что они работают над созданием образа. «Последний раз мнение Церкви о богословии образа было высказано на VII вселенском соборе, когда речь шла о иконопочитании, - сказал он. -  Потом на тысячу лет Церковь отложила эту тему. И с той поры самые яркие и убедительные образы создавались в Церкви. Но сейчас мы подошли к моменту, когда массовые образы, в том числе и анимационные, создаются уже вне Церкви. Она в этом процессе отстаёт». Поэтому в сфере визуальных искусств православные фотографы, архитекторы, иконописцы чувствуют себя достаточно одиноко. И у творческих людей, живущих в Церкви назрела ощутимая потребность объединиться, быть вместе, чтобы открыто и профессионально обсуждать свой проблемы, задачи и делиться опытом. «И мне кажется, эти курсы не случайны, а часть большого общего процесса, когда Церковь начинает с практической стороны выстраивать свою культурную политику и осмысливать свое современное искусство»,- отметил он.

Однако, как научиться творить, открывая новые горизонты в православной фотографии, если жизнь епархиальных фотографов насыщена однообразной рутиной (протокольной) съемкой, хотя ее значение никто и не отменял.

По мнению протоиерея Владислав Авдеева (епархиального фотографа Салаватской епархии) в поиске своей индивидуальности могут помочь технические возможности фотообъективов, поиск новых углов зрения и точек съемки. Эту мысль не разделяет фотограф Вячеслав Лагуткин, который согласен, что техника хотя и повышает качество фотографии, но не прибавляет духовного осмысления сюжета, которое должно исходить от сердца: «Язык фотографии- это свет. И свет не менее обоюдоострый чем, слово. И вполне способен ранить  сердце той болью, которая является спасающей».

Вместе с тем, то, что делает художник, в первую очередь питает его самого, наполняет жизнь смыслами. Это происходит через творческое всматривание в пространство Церкви, убежден Константин Бенедиктов. «Но мы живем внутри Церкви и боимся культуры, не доверяем ей. Избегаем внутреннего творческого труда осмысления культуры.  Пользуемся проверенными формами: например, если народное творчество, то пусть это будут казачьи песни - традиционные православные, если живопись - «Три богатыря», точно подойдут. Но существование в привычных рамках, без ответственного осмысления художественных языков, в итоге делает неубедительной и нашу миссию». Между тем богословие - это тоже часть культуры, тоже источник творческого вдохновения и если не питаться от поэзии богословия, то что другое может утолить эту жажду?

Большинство участников дискуссии согласилось, что задача каждого фотографа найти свой язык высказывания, который позволяя ему оставаться внутреннее свободным, раскрывал бы его самобытность, его талант и в тоже время решал задачу миссии. Наглядным примером здесь может служить творчество Георгия Колосова, который накануне также провел с участниками курсов творческую встречу, поделившись своим видением фотографии. В частности, по его мнению: «ни одно из современных искусств не празднословит так много,  как фотография, и поэтому церковный фотограф, приступая к своей работе, должен понимать всю меру своей ответственности».   

Организаторы курсов неоднократно подчеркивали, что ставилась задача не столько научить фотографии (да и можно ли это сделать за одну неделю?), сколько  заинтересовать, заразить  фотографов желанием творчества, показать, что есть высокая фотографическая поэзия, познакомить с нею. А в решении конкретных задач помогут профессиональное общение, практика и опыт.

Перед епархиальными фотографами сегодня стоит задача создать визуально новый образ Церкви. Но это нельзя сделать не обретя свой почерк, свой язык. И в этом как раз и может помочь та живая, творческая, культурная среда, которая начала формироваться на этих курсах, с последующим созданием группы в Фейсбуке (с возможными ежегодными  встречами в дальнейшем). Она «провоцирует» постоянный творческий поиск, позволяет сделать  фотохронику фотолетописью, в которой во всей полноте могла бы проявиться самобытная индивидуальность каждого автора. Круглый стол стал завершающей частью курсов, но организаторы, преподаватели и слушатели договорились, что  останутся в тесном общении и будут поддерживать друг друга в профессиональной и творческой жизни в других формах и формате.

Организаторами курсов стали Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия. Курсы состоялись при поддержке Синодального информационного отдела и Галереи классической фотографии. В них приняло участие более 30 человек из 20 епархий России.

19 мая 2015 г. 11:34
Ключевые слова: круглый стол, культура
Также читайте:
Церковь и общество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00