iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Новости
Фото Алексея Реутского
16 ноября 2015 г. 12:30
версия для печати версия для печати

Иконописцы обсудили проблемы в современном церковном творчестве

В Сергиев Посаде, в стенах Троице-Сергивой Лавры состоялся Круглый стол на тему: «Актуальные вопросы практического иконописания. Иконопись и стенопись в XXI веке», в котором приняли участие иконописцы, искусствоведы и учащаяся молодежь.

Сегодня между последователями традиционной иконописи и модернистами (сторонниками так называемого прогрессивного церковного творчества) идет активная полемика о том, какой должна быть современная иконопись. По словам протоиерея Александра Салтыкова суть спора в том, что по мнению модернистов современные иконописцы, которых поддерживает Церковь, не создают ничего нового, а только копируют в своих работах веками созданное до них. В частности, священник процитировал слова своих оппонентов: «В иконопись нужно внести узнаваемую печать времени, обогащать творческий процесс, нужно новое прочтение древности». Другие хотят  «оживить» церковное искусство, словно оно умерло. Третьи убеждены, что: «церковное общество должно наконец понять, что украшение храма – это не ритуальное декорация, а возможность одаренным людям принести свой талант Богу». А кого-то смущает словосочетание «христианское искусство», пока оно существует, мы оказываемся в лучшем случае в анденграуде. Примечательно, что модернистов поддерживают и некоторые православные священнослужители, уточнил отец Александр.

Что можно ответить на это? «Нам нужно постоянно обращаться к основам церковного учения об образе и постигать это учение в свете подобных современных вызовов и требований к церковному искусству», - считает отец Александр.В частности, в учении Церкви нет никакого свободного искусства в церковном смысле слова. Оно существует автономно само по себе. В Церкви есть догмат об иконопочитании, который разделяет изображения религиозного содержания на почитаемые (обладающие святостью) и не почитаемые. Проблема в том, по мнению отца Александра, что модернисткую общественность волнует вопрос о каноне в церковном искусстве, но вопрос о догмате –гораздо более существенный- не интересует вообще. Между тем учение об иконопочитании есть учение о правдивом образе Христа и святых. Если отступить от догмата, образ Христа и образ святых будет искажен, и в результате произойдет подмена образа. А нарушение догмата как такового Церковь всегда определяла как ересь. По мнению выступающего, только разъяснение этой позиции Церкви в процессе диалога поможет в решении возникающих споров.

Народный художник РФ, действительный член Российской Академии художеств Евгений Максимов затронул тему подготовки и заинтересованности молодых художников в церковном искусстве. Так, по его словам, молодые люди, поступающие в Суриковский институт после художественного училища, оказываются совершенно не подготовленные для церковной живописи и работе с фреской. «У них смутное представление о том, что такое церковное искусств, мне постоянно приходится разъяснять основы литургики и богословия,- рассказал Евгений Максимов.- Еще одна проблема в том, что они думают больше о деньгах, чем о творчестве. Эйфория 90-х начала 2000-х прошла. И если в то время у молодых художников было больше энтузиазма, люди не спрашивали, сколько вы мне заплатите, то сейчас люди достаточно прагматичны. Они начинают настенной живописью заниматься с расчетом, что это каким-то образом поможет им в жизни». В этом конетексте вспоминаются слова известного  иконописца Александра Солдатова, которые он говорит своим ученикам: «Ребята, не гонитесь за деньгами, пусть деньги сами за вами бегают», подразумевая, что мастерство и профессионализм важнее денег.

Руководитель реставрационно-иконописной мастерской Александро-Невской Лавры Дмитрий Мироненко поделился опытом проектирования иконостасов и интерьеров храмов. В частности, он отметил, что часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда современные архитекторы совершенно не задумываются, как этот храм будет расписан, где будут царские врата, хватит ли места для того, чтобы их полностью раскрыть. Дмитрий призвал также участников конференции, среди которых было много студентов, к обязательному творческому сотрудничеству с духовенством, чей храм они расписывают: «Вы должны уметь говорить, уметь защищать икону не только своим профессиональным мастерством, но и словом. Иконописец должен уметь убедить даже того, кого убедить сложно». В доказательство своих слов он привел историю из личной практики, когда настоятель храма настаивал на том, чтобы его храм был расписан яркими красками. «У тебя палитра слишком тихая, все блеклое, людям это не понравится. Ты выйди на улицу, кругом сочная реклама, люди смотрят цветной телевизор – все яркое, пестрое, броское, сделаем таким ярким и наш храм», - говорил он. Но Дмитрий возразил на это, что человек от этой яркости, броскости, наглости, пассионарности устает. И где как не в церкви ему искать утешения для души и для глаз. Если он увидит это еще и в церкви, то надолго ли останется там? Позже настоятель признал, что иконописец был прав. 

Подводя итоги Круглого стола заведующий Иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре архимандрит Лука (Головков) выразил надежду, что такие круглые столы очень полезны, и такие встречи, на которых обсуждаются спорные вопросы церковного искусства и где происходит обмен опытом, станут регулярными. 

На круглом столе также выступили с докладами Анатолий Алёшин: «Росписи Троицкого собора Дивеевского монастыря», Игорь Самалыго « Росписи храма св. блгв. кн. Владимира Московского Епархиального дома», Лариса Гачева «Практика обустройства домовых храмов в светских учереждениях», Андрей Патраков «Об опыте взаимодействия священника-заказчика и иконописца при создании росписи храма Троицы Живоначальной в Бестужево», Людмила Армеева «Прот. Михаил Боголюбский о соотношении реалистичиского и церковного искусства», Мария Глебова: «Образы святых ХХ века: проблема создания новой иконографии».

16 ноября 2015 г. 12:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00