iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты
Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00
Новости
Пастырское богословие: учебник для бакалавриата теологии / Под общей редакцией митрополита Илариона (Алфеева).  М.: ИД «Познание», 2021. — 384 с.
ЖМП № 6 июнь 2021 /  26 июля 2021 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Богословие пастырства для будущих священнослужителей

ВЫШЕЛ В СВЕТ НОВЫЙ УЧЕБНИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ТЕОЛОГИИ

Под эгидой Общецерковной аспирантуры и докто­ран­туры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Издательский дом «Познание» выпустил очередную новинку из корпуса новых учебников для высших духовных школ. Под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона серия «Учебник бакалавра теологии» пополнилась важнейшей книгой для будущих священнослужителей — «Пастырским богословием». PDF-версия.


Авторитетный коллектив авторов (а это 13 опытных специалистов с колоссальным преподавательским стажем) трактует предмет изучения как пересечение двух важнейших для священника сфер знания. Это рассмотрение, с одной стороны, спектра основных богословских дисциплин (литургики, гомилетики, библеистики, аскетики) с позиций пастыря Церкви и, с другой, развитие умения справляться с вызовами мира, основанного на опыте апостолов, святых отцов и выдающихся священнослужителей. Задача на первый взгляд кажется посильной разве что ученым-­теологам. Но это, разумеется, книга не только для богословов, хотя и у них не будет зря занимать место на полке, и именно в этой универсальной обращенности заключается ее главное достоинство. Учебник будет полезен как студентам и преподавателям духовных учебных заведений, священнослужителям, так и всем интересующимся проблематикой пастырского служения. Авторы доступным языком ведут диалог с основной своей аудиторией — молодыми людьми, обучающимися в духовных школах на ступени бакалавриата. Пособие грамотно выстроено с методической точки зрения. Пять крупных разделов — «Богословские и канонические аспекты пастырства», «Подготовка к пастырскому служению», «Внутренняя, семейная и частная жизнь пастыря», «Приходское служение пастыря», «Практические грани служения пастыря» — представляют основные аспекты изучаемой дисциплины. Параграфы внутри каждого раздела акцентируют внимание в первую очередь на практических аспектах того или иного направления пастырского богословия. Так, например, в разделе «Подготовка к пастырскому служению» таких частей две — «Пастырское призвание» и «Хиротония и сорокоуст», в разделе «Приходское служение пастыря» — три: «Община и приход», «Пастырское душепопечение и духовничество», «Проповедь». Каждый параграф заканчивается традиционными для учебных пособий контрольными вопросами для лучшего усвоения пройденного.

Подобная структура пособия чрезвычайно удобна, поскольку дает возможность уделить внимание всем темам предмета, несмотря на продолжительность курса и объем выделенных для изучения аудиторных часов. 

В заключение необходимо отметить, что авторы не прячутся за строгой академической вывеской профиля издания, уделяя внимание и таким острым вопросам современной жизни священнослужителя, как карьеризм, пастырское выгорание, самообольщение, лжестарчество и многим другим.


Это первый учебник, обобщающий современные представления о пастырском служении

Протоиерей Павел Хондзинский, декан Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор богословия, кандидат наук по теологии

И до революции, и в ХХ веке публиковались только авторские курсы лекций по пастырскому ­богословию — иногда очень интересные и сохраняющие свою ценность до сегодняшнего дня, как, например, курсы митрополита Антония (Храповицкого) или архимандрита Киприана (Керна), но тем не менее, именно в силу своего личностного характера, и ограниченные в чем-то, и неизбежно несущие на себе отпечаток эпохи. Так, ни в одном дореволюционном учебнике вы не найдете главы, посвященной семейной жизни пастыря. Устойчивый сословный быт синодального духовенства делал такого рода попечение излишним. Но теперь мы живем в мире, расцерковленность которого «дотягивается» так или иначе и до священника, и до его семьи, и сегодня дать будущим пастырям в этом отношении необходимые ориентиры представляется достаточно важным и необходимым. Или, например, такая актуальная ныне глава, как «Больничное служение священника», эта тема в новом учебнике пастырского богословия также представлена впервые; или вынесенные в приложение к учебнику «Основы пастырской психиатрии».

Конечно, объять необъятное нельзя. Кстати, получая рецензии, мы сталкивались иногда с совершенно противоположными мнениями. Кому-то казалось, что надо увеличить богословскую часть учебника, а кому-то не хватало практических указаний. Мне бы, например, хотелось, чтобы в учебник вошел раздел, описывающий своего рода типологию русского пастырства. Но я прекрасно понимаю, что если пытаться исполнить все пожелания, то учебник, во-первых, никогда не выйдет, а во-вторых, будет непригоден для освоения в рамках имеющего определенные требования учебного процесса.


Каково правильное устроение пастыря, потерявшего свою супругу? Лишь одно — не допускать до себя помысла о невозможности удержать плотскую страсть, восполняя собственную немощь нелицемерной молитвой и надеждой на Бога (помня о силе священнической благодати, «оскудевающее восполняющей»). Схиархимандрит Иоанн (Маслов) приводит советы преподобного Амвросия Оптинского пастырям, искушаемым блудной страстью: «Противу блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне; старайся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей везде и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого. Смирение в том и состоит, чтобы не осуждать и не укорять».

(Из раздела «Внутренняя, семейная и частная жизнь пастыря», глава «Искушения в жизни пастыря»)


Призванный к пастырскому служению священник — будь он настоятель или рядовой клирик — должен сознавать, что ему нельзя оставаться просто требоисполнителем, строителем, организатором всесторонней приходской деятельности и что его служение — это не просто способ зарабатывать на жизнь. Административно-хозяйственные, организаторские заботы, умение общаться с сильными мира сего, находить деньги для строительства храма и выполнения социально-образовательных программ — далеко не самое важное дело, так как прежде всего он обязан быть пастырем. В этом смысле нет принципиальной разницы между пастырским служением настоятеля и рядового священника.

(Из раздела «Приходское служение пастыря», глава «Община и приход»)


Пастырское богословие: учебник для бакалавриата теологии / Под общей редакцией митрополита Илариона (Алфеева). М.: ИД «Познание», 2021. — 384 с. ISBN 978‑5‑6044872‑4‑2. Митрополит Волоколамский Иларион, епископ Верейский Пантелеимон, епископ Скопинский и Шацкий Питирим, прот. В. Воробьев, прот. Н. Емельянов, свящ. М. Легеев, прот. Д. Лескин, прот. Д. Рощин, прот. Д. Смирнов, прот. П. Хондзинский, свящ. А. Черный, В. Г. Каледа, Н. Ю. Сухова. 

26 июля 2021 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00