iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Интервью
ЖМП № 9 сентябрь 2012 /  31 августа 2012 г.
версия для печати версия для печати

Митрополит Ювеналий: Нельзя разделить патриотизм и преданность Православию

В преддверии празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ответил на вопросы ответственного редактора "Журнала Московской Патриархии" Сергея Чапнина.

- Ваше Высокопреосвященство, 200-летие Отечественной войны 1812 года – одно из центральных событий нынешнего года. Какие цели и задачи Вы ставили, формируя епархиальную программу, посвященную этому знаменательному событию?

- Прежде всего, нужно сказать о том, что празднование юбилея будет и общецерковным, и общегосударственным. Особенность положения Московской епархии в том, что решающие события, связанные с войной 1812 года, происходили на ее территории.

Святейший Патриарх Кирилл образовал в апреле этого года Организационный комитет по празднованию юбилейных дат в 2012 году под моим председательством. Нами был разработан план празднования. О нем можно сказать подробнее.

2 сентября состоится государственное торжество с участием Президента России В.В. Путина на Бородинском поле. 7 сентября будет осуществлено принесение в Бородино из Смоленска исторической Смоленской иконы Божией Матери, перед которой российское воинство совершало молитву в ожидании сражения на Бородинском поле. На следующий день на поле боевой славы в Спасо-Бородинском монастыре будет совершена Божественная литургия, за которой последуют крестный ход на батарею Раевского и молебен в "воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык".

Следует отметить, что ежегодно в Московской епархии в Спасо-Бородинском монастыре и собственно на Бородинском поле совершаются молитвы в память о событиях 1812 года. Поэтому будет вполне органичным наше участие и в торжествах в этом году.

- В августовском номере "Журнала Московской Патриархии" опубликован большой очерк по истории Спасо-Бородинского монастыря. Какова сегодня, с Вашей точки зрения, роль монастыря в деле сохранения памяти о войне 1812 года?

- Эта обитель, постепенно восстанавливающаяся после периода разрушения и поругания, продолжает исполнять ту миссию, которая на нее была возложена еще при основательнице – игумении Марии (Тучковой). Она состоит в том, чтобы молитвенно поминать воинов, положивших жизни свои за Отечество и веру православную. Помимо этого, монастырь сотрудничает с расположенным тут же военно-историческим музеем и, таким образом, содействует духовно-патриотическому воспитанию многочисленных посетителей Бородина.

- Какие еще монастыри и храмы Московской епархии связаны с событиями Отечественной войны 1812 года?

- Их у нас немало. К юбилею мы опубликовали иллюстрированную брошюру, повествующую о них. Речь идет об Успенском Колоцком и Лужецком Богородицерождественском монастырях, о Екатерининской и Вознесенской Давидовой пустынях, Богоявленском соборе в Ногинске и Успенском соборе в Дмитрове и многих других храмах.

Поражение Наполеона стало свидетельством торжества правды Божией. Святитель Филарет Московский, рассуждая по этому поводу писал: "Оставив Бога, оно (государство) может быть оставлено самому себе, по закону долготерпения, или в ожидании его исправления, или в орудие наказания для других, или до исполнения меры его беззаконий; но вскоре поражается правосудием".

Изгнание захватчиков и триумф российского воинства воспринимались современниками как свидетельство торжества православия и знак Божиего благоволения к России. В связи с этим особо хочется обратить внимание на то, что в воспоминание о победе над врагом в Подольске был построен величественный Троицкий собор. 16 сентября в этом храме на богослужение соберется духовенство всех исторических обителей и церквей, чье прошлое связано с Отечественной войной 1812 года. Тогда же в городе планируется и масштабная военно-историческая реконструкция.

- Книга "Пушки у святых ворот" - это не только переиздание воспоминаний о Новодевичьем монастыре в 1812 году, но и серьезное историческое исследование. Расскажите, как готовилось издание этой книги?

Дело в том, что исторические материалы, вошедшие в состав этого сборника, были много лет назад обработаны Л.И.Шлионской, сотрудницей отделения Государственного исторического музея, располагавшегося в Новодевичьем монастыре. Плоды этих трудов увидели свет только после того, как обитель была передана Церкви. Можно сказать, что это издание является свидетельством доброго и конструктивного сотрудничества между светской и церковной наукой.

- Что для Вас представляется важным и значимым в событиях Отечественной войны 1812 года? Что для нас, живущих в России сегодня, значит память о той войне?

- Наполеоновское воинство несло жителям стран, в которые оно вторгалось, многочисленные мучения, важнейшим из которых было поругание веры, уничтожение храмов и осквернение святынь. Свидетелем того был и Новодевичий монастырь, чудом спасенный сестрами от разрушения. А у стен обители врагом был взорван храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, который ныне планируется восстановить. В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл благословил принести чудотворную Смоленскую икону 15 сентября в Новодевичий монастырь, место особого почитания этого святого образа.

Сопротивление врагу стало для нашего народа, прежде всего, делом духовного подвига. По слову святителя Филарета, "усердие к вере превращалось в пламенную, неутолимую ревность наказать ее хулителей и даже в ободряющую надежду, что враг Божий недолго будет счастливым врагом нашим". Поэтому применительно к подвигу защиты Родины в 1812 году можно говорить о неразделимости патриотизма и преданности православию. Думаю, что этот пример может подвигнуть наших современников к серьезным размышлениям о том, какой надлежит быть ответственности гражданина перед своим народом и Отечеством.

31 августа 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00