iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
Интервью
Фото из архива Крымской и Симферопольской епархии
25 августа 2016 г. 12:50
версия для печати версия для печати

Под святительским благословением

Митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь служит Русской Православной Церкви более 60 лет, с тех пор как в 15 лет стал послушником Свято-Духовского скита Успенской Почаевской лавры. На нынешний свой пост он был назначен 24 года назад и стоял у самых истоков возрождения Православия на полуострове. О том, как это происходило, с какими проблемами пришлось столкнуться и какие главные задачи стоят сегодня перед епархией, митрополит Лазарь рассказал «Журнала Московской Пат­риархии».

Судьбоносная встреча

— Ваше Высокопреосвященство, в этом году отмечается сразу несколько юбилейных дат святителя Луки Крымского. В какой мере вы ощущаете себя его преемником?

— Действительно, этот год — юбилейный для Симферопольской и Крымской епархии. Исполнилось 55 лет со дня преставления и 20 лет со дня обретения мощей святителя Луки Крымского. В день его памяти во всех крымских храмах прошли праздничные богослужения, в память о нем в городах и поселках состоялись конференции, концерты, тематические выставки и показ фильмов о святителе Луке. Но ответить на вопрос о преемственности довольно затруднительно. Ведь и сегодня святитель Лука, незримо присутствуя везде, управляет Крымской кафедрой. Он оставил нам очень много своих замечательных проповедей и книг, через которые открывается мир святого Православия. Сколько его распоряжений остаются актуальными и по сей день! Например, о совершении таинства крещения полным погружением, о борьбе с сектантством. А его богословские и философские труды для нас и поныне являются весомой помощью в миссионерском служении. Например: «Наука и религия», «Дух, душа и тело». Симферопольская и Крымская епархия неоднократно организовывала международные и республиканские конференции, посвященные духовному и научному наследию святителя Луки, в которых принимали участие богословы, духовенство, ученые и врачи из России, с Украины, из Австрии и Греции. Я постоянно чувствую его помощь и поддержку.

— Вы были с ним знакомы?

— Богу было угодно, чтобы однажды наши пути пересеклись. Это случилось в 1961 году. Я тогда учился на 2-м курсе Одесской духовной семинарии и был келейником митрополита Херсонского и Одесского Бориса (Вика). Архиепископ Лука приехал в Одессу по своим личным делам и посетил митрополита Бориса. Со святителем Лукой мы встретились во дворе храма в честь Святых мучеников Адриана и Наталии — резиденции управляющего Одесской и Измаильской епархией. Я только успел взять у него благословение и сразу ушел, дабы не мешать общению двух архиереев. Но в моей памяти навсегда запечатлелся его благородный облик: величавая осанка, грустные глаза, седые волосы и четки, которые он держал в своих руках. Эта встреча на всю жизнь оставила в моем сердце доброе чувство.

Аргентинская паства

— Вы несколько лет возглавляли Аргентинскую кафедру. Какой пастырский опыт вы вынесли оттуда? Чем запомнилось это служение?

— В 1980 году решением Священного Синода меня назначили епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим Экзархом Центральной и Южной Америки. Это послушание я нес с небольшим перерывом до 1985 года. Однако мое служение в Аргентине началось еще в 1975 году, когда я стал секретарем архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Платона (ныне — митрополит Феодосийский и Керченский). Мы и сегодня с ним постоянно общаемся. Буквально в конце мая вместе освящали памятник царю-страстотерпцу Николаю II в Евпатории, а в день памяти святителя Луки совершили Божественную литургию.

Своей главной задачей там я считал созидание православной веры в душах многих соотечественников, которые были еще далеки от Православия. Милостию Божией мне удалось построить храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в провинции Лянус, а также зал для торжественных приемов и квартиры для священников. Был переоборудован храм в честь Преподобного Иова Почаевского в провинции Сан-Мартин. В Буэнос-Айресе построил пятиэтажное епархиальное здание и реконструировал кафедральный собор с куполом. При этом главная задача для меня тогда и сейчас осталась в созидании людских душ. Потому что Церковь Христова — это не стены с куполом, украшенные росписями, а живой богочеловеческий организм, глава которого — Христос.

На наши общественные рождественские праздники всегда приходили представители Министерства по делам религий Аргентины. Я неоднократно встречался с президентами Аргентины. В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Господь сподобил переименовать площадь Чаркес в Буэнос-Айресе в площадь Святого князя Владимира. Там установлен и памятник этому святому, который и поныне благословляет своим крестом столицу Аргентины, где проживает немало наших соотечественников. В провинции Лянус была переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую. Я, как Патриарший Экзарх, открыл в Бразилии храм в честь Святой Троицы.

— Почему аргентинцы согласились на все эти переименования? Неужели для них — католиков — так много значит святой князь Владимир?

— В общей сложности я жил в Южной Америке 14 лет. За это время там удалось объединить вокруг православного храма в Буэнос-Айресе многих наших соотечественников. Приходилось много встречаться с местными властями, чтобы положительно повлиять на их отношение к Православной Церкви, а также убедить их к 1000-летию Крещения Руси разрешить переименования и установить памятник святому князю. Благодаря чему всё это происходило? Благодаря милости Божией. Ибо будем помнить слова Спасителя, обращенные к нам и сегодня: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Но, конечно, недаром у нас в народе говорят: «На Бога надейся, а сам не плошай». Приходилось много и кропотливо трудиться, изучать язык, особенности жизни этой страны… Слава Богу за всё!

— Что вам вспоминается из жизни эмигрантов, которых вы окормляли?

— Скажу сразу: на чужбине им жилось очень трудно. Но, невзирая на препятствия, славянский человек в основной своей массе демонстрирует всему миру не только выносливость, но и трудолюбие, а еще стремление к духовному общению со своими соотечественниками. Последнее обстоятельство я и решил использовать. Так, в Аргентине на базе литературных клубов для соотечественников появились православные приходские общины и архиерейский хор из 40 человек. А начинался он всего с одной певчей — 90-летней рабы Божией Матроны. Царство ей Небесное, всегда поминаю ее, как и многих других своих «аргентинцев», когда служу Божественную литургию.
«Крестоповал»

— Вы возглавляете Крымскую кафедру с 1992 года. Как возрождалась здесь православная жизнь?

— Без преувеличения скажу, что руководство Симферопольской и Крымской епархией по благословению священноначалия Господь судил мне принять в сложный исторический период. Тогда здесь было около 50 приходов и ни одного монастыря. Епархиальное управление ютилось в двух маленьких комнатках при Свято-Троицком соборе в Симферополе. В течение двух лет сменилось три правящих архиерея.

С первых месяцев много сил и времени было положено на то, чтобы убедить местные власти, да и немалую часть отдалившегося от Православия за годы безбожия народа, восстановить в центре Симферополя уничтоженный в 1930 году кафедральный Свято-Александро-Невский собор. Решение вопроса растянулось на годы. Наконец создали оргкомитет по восстановлению собора, в который вошли ветераны Великой Отечественной войны, в том числе кавалеры ордена Александра Невского, архитекторы, руководители крупных предприятий и, конечно же, представители Церкви. К 1999 году мы убедили Верховный совет Крыма принять решение о строительстве в сквере Победы (основой для сквера послужили деревья, которые росли на подворье кафедрального собора) духовно-патриотического комплекса, куда войдут соборный храм, памятник-танк и обелиск в честь освобождения Крыма от турок в XVIII веке (Долгоруковский обелиск). Собор был включен в перечень выдающихся памятников архитектуры, требующих безусловного восстановления. Строительство началось в 2003 году.  

В 2005 году мы столкнулись с явлением, которое журналисты назвали «крестоповал». Всё началось с села Морского, где хулиганы повалили 10-метровый поклонный крест. Затем похожие случаи произошли в ряде других районов. Иногда это делалось открыто руками активистов крымско-татарского меджлиса, которые заявляли, что вид крестов оскорбляет их религиозные чувства. В Судаке же, на горе Ферейная, возле санатория для военных, был сожжен двухметровый поклонный крест. Но казаки вместо него установили новый — сварной пятиметровый — и стали его охранять.
Вопрос о недопустимости таких провокаций мы решали с местными и республиканскими властями. И с  помощью так называемой мягкой силы Межконфессионального Совета Крыма «Мир — дар Божий», созданного в 1992 году. С самого основания и до настоящего времени я являюсь его сопредседателем. Благодаря межрелигиозному диалогу в Крыму и нашей совместной работе «крестоповалы» больше не повторяются.

Молодежь — наше будущее

— Как изменилась духовная жизнь епархии за последние два года?

— Возрождение православной веры на Крымском полуострове довольно сложно разделить на какие-то периоды или по годам. Сегодня, как и прежде, мы открываем храмы, восстанавливаем крымские обители, в том числе древние пещерные, куда устремляются десятки тысяч паломников. Так, у нас действует 16 монастырей, 8 из них — пещерные. В любом, кроме Симферопольского Свято-Троицкого, можно остановиться на 2–3 дня. Но следует учитывать, что условия проживания там скромные.

Много времени и сил мы уделяем духовно-патриотическому воспитанию молодежи, ведь она — наше будущее. Продолжают работу воскресные школы, но главный акцент в религиозном образовании мы ставим на взаимодействие с общеобразовательными учреждениями и с Министерством образования и науки Республики Крым. Причины две: первая — воскресные школы посещают практически дети уже воцерковленные, а вторая — значительное число крымчан и их детей не переступили еще порог храма.

Создана целая система сотрудничества священнослужителей, педагогов и представителей органов власти в решении важнейшей задачи духовно-нравственного воспитания детей и внесения православных ценностей в учебно-воспитательный процесс. У нас активно работает общество православных педагогов республики, в котором уже более тысячи человек. Между епархией и Минобразования Крыма подписаны договоры, утверждена учебная программа «Основы православной культуры Крыма», а также программы «Возрождение духовных ценностей семьи». В некоторых школах курс ОПК введен с 1-го по 11-й класс. Например, в Таврической школе-гимназии № 20 Симферополя. Есть такие школы в Севастополе и Ялте.
Работает также расширенная программа повышения квалификации преподавателей курса ОПК, включающая в себя краеведческие экскурсии, паломнические поездки, конференции по истории Православия в Крыму совместно с Малой Академией наук школьников Крыма, конкурсы «Учитель года» и «Урок нравственности», «Семейный очаг» и многое другое.

— Расскажите о ваших совместных проектах с близлежащими епархиями?

— Конечно, Симферопольская и Крымская епархия активно сотрудничает и с другими епархиями. Главным образом, мы всех приглашаем к себе приобщиться к духовному наследию епархии, к святыням и ее истории. Епархия организует и паломнические поездки, и различные конкурсы, музыкальные и кинофестивали. Кроме того, в Крыму проходит республиканский и международный телевизионный конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины», на который приезжают команды одноклассников из многих стран. В 2015 году по инициативе Краснодарской епархии осуществился проект «Поезд творческих идей»: православные учителя Краснодара приехали к нам для обмена педагогическим опытом.
Милостию Божией сегодня православная жизнь в Крыму получила широкие возможности для плодотворного развития. Дай Бог, чтобы и в дальнейшем мы смогли также исполнять свой долг духовно-нравственного воспитания, возрождения духовности и культуры.

Счастливый человек

— Вы в храме с детских лет и, наверное, не раз сталкивались с притеснениями за веру.

— Однажды, еще в начальной школе, когда меня спросили, кем я хочу стать, я ответил: «Попом!» После этого школьные учителя старались не пускать меня в церковь, но моя мама всегда меня защищала. Сейчас ей уже 102 года, дай Бог ей здоровья. Пришлось выдержать давление и в армии, куда меня призвали в 1958 году после окончания 1-го курса Минской духовной семинарии. Нас, семинаристов, трое ушло в армию, а вернулся в семинарию я один. Двоих удалось морально сломить. Меня тоже пытались соответствующим образом «обработать» — направили в роту, где были ребята из разных вузов, интеллигенция, — для того, чтобы они меня «перевоспитали». А мы с ними подружились. В моем домашнем фотоальбоме до сих пор хранится подаренная одним из них на память фотокарточка с благодарной надписью «Спасибо тебе, Ростислав, за то, что ты помог мне стать верующим человеком».
Я служил в Подмосковье, в Ногинске, и мечтал попасть в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Но командование ни разу меня туда не отпустило. Когда демобилизовался, не дали на руки паспорт, чтобы я сразу ехал домой, а не в семинарию. Но Господь меня сподобил перенести все искушения и продолжить обучение.

— Кто еще помимо святителя Луки служит вам духовным маяком?

— Мой небесный покровитель — преподобный Лазарь Муромский, к которому я постоянно обращаюсь за благословением. В этом году наша епархия торжественно отмечает 625-летие со времени его отшествия ко Господу. В моей жизни был случай, когда помощь Божия была явлена мне, возможно и по его молитвам. В пору служения в Аргентине мне часто приходилось летать туда и обратно. И однажды с самолетом, на котором я летел, случилась авиакатастрофа. Наша первая остановка намечалась в Люксембурге. Но, заходя на посадку, самолет напоролся на водонапорную башню и был вынужден сесть на поляну в лесу. Еще в небе, при приземлении, трижды прозвучала команда пристегнуться. Я хотел пристегнуть ремни, но что-то меня удержало. Во время удара самолета о землю меня перебросило через кресло и я ударился спиной о бортовую стенку. Ничего не сломал и даже сознание не потерял. Когда самолет приземлился, вместе со мной вышли лишь те, кто мог идти. И тут раздался сильный взрыв! Часть самолета разлетелась вдребезги! Пассажиры, пристегнувшие ремни, получили тяжелые травмы, и многие из них погибли при взрыве, не успев выйти.

В госпитале на осмотре мне сказали: «Вы — счастливый человек!» А представитель “Аэрофлота”, который потом ко мне приходил, очень удивлялся, что этот самолет с горящим хвостом не взорвался еще в воздухе. Я считаю, что это спасение только милость Божия! Действительно, перст Божий спас меня в ту минуту для моего же, наверное, покаяния. Из всего объемного багажа для церковных нужд сохранились лишь две деревянные иконы Казанской Божией Матери, остальное полностью сгорело. Они и сейчас хранятся у меня.

Cправка

Митропол Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь родился в 1939 г. в с. Комарин Тернопольской обл., Украина. После службы в армии в 1964 г. окончил Одесскую духовную семинарию, в 1968 г. — Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1968–1971 гг. обучался в аспирантуре Московской духовной академии. В 1971 г. рукоположен во диакона, затем во иерея, в 1978 г. — в сан протоиерея. С 1975 г. в клире Аргентинской епархии исполнял послушание секретаря архиепископа Аргентинского и Южноамериканского. Монашеский постриг принял в 1980 г., в этом же году возведен в сан архимандрита, а затем хиротонисан во епископа Аргентинского и Южноамериканского. С 1980 по 1985 г. — Патриаршиий Экзарх в Центральной и Южной Америке. В 1985 г. возведен в сан архиепископа. В 1985–1992 гг. управлял епархиями: Ивано-Франковской, Тернопольской, Одесской и Херсонской. С 1992 г. — архиепископ Симферопольский и Крымский. В 2000 г. возведен в сан митрополита. ит Симферопольский и Крымский Лазарь родился в 1939 г. в с. Комарин Тернопольской обл., Украина. После службы в армии в 1964 г. окончил Одесскую духовную семинарию, в 1968 г. — Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1968–1971 гг. обучался в аспирантуре Московской духовной академии. В 1971 г. рукоположен во диакона, затем во иерея, в 1978 г. — в сан протоиерея. С 1975 г. в клире Аргентинской епархии исполнял послушание секретаря архиепископа Аргентинского и Южноамериканского. Монашеский постриг принял в 1980 г., в этом же году возведен в сан архимандрита, а затем хиротонисан во епископа Аргентинского и Южноамериканского. С 1980 по 1985 г. — Патриаршиий Экзарх в Центральной и Южной Америке. В 1985 г. возведен в сан архиепископа. В 1985–1992 гг. управлял епархиями: Ивано-Франковской, Тернопольской, Одесской и Херсонской. С 1992 г. — архиепископ Симферопольский и Крымский. В 2000 г. возведен в сан митрополита.

протоиерей Александр Якушечкин
Алексей Реутский
25 августа 2016 г. 12:50
Ключевые слова: митрополия, Крым
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00