iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Интервью
Епископ Воскресенский Савва
29 января 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Епископ Воскресенский Савва: Возвращение к святоотеческой традиции - будущее современных монастырей

Продолжается разговор о становлении монашества в России. Монашествующие из разных стран собрались в стенах Новоспасского монастыря, чтобы обсудить насущные проблемы современной монастырской жизни. В основание встречи легли тезисы документа «Положение о монастырях и монашествующих», вызвавшего ранее активную интернет-дискуссию не только среди монахов, но и среди мирян.

 — Ваше Преосвященство, какие темы дискуссий и докладов, поднятые на прошедшей секции Рождественских Чтений «Святоотеческая традиция монашеской жизни в современном мире», на Ваш взгляд наиболее актуальны для современного монашества?

На встречу собралось около 300 человек и половина из них - монашествующие из России, Украины, Беларуси, Молдовы, Франции и Греции. Все крупные монастыри прислали своих представителей. В их числе наместник Соловецкого, и игумен Валаамского монастырей. Тематика секции формировалась заранее и непосредственно связана с  «Положением по монастырям и монашествующим». Как вы знаете, этот документ вызвал широкую дискуссию, был подвергнут в интернете серьезной критике, и в него было внесено немало предложений.

Особую заинтересованность вызвал доклад нашего гостя из Франции, архимандрита Илии (Раго), духовника женского монастыря Преображения Господня в Терассоне. Он сам организовал эту обитель и является духовным наставником.

Доклады представителей греческих и афонских обителей о духовной жизни и о преодолении бытовых проблем, опыт ведения монастырского хозяйства, тонкости отношения к насельникам и особенности приема в монастырь - все эти темы вызвали живой отклик и обсуждение.

Некоторые поднятые на секции темы, например, монашеская жизнь и технический прогресс, все ли доступно в монастыре для осмотра паломникам, повышения уровня образования монахов и многое другое еще предстоит осмыслить и, возможно, подробнее рассмотреть на собраниях игуменов и игуменьей монастырей.

 Какие темы стоит рассмотреть на последующих встречах?

Важнейшая тема - Устав внутренней монастырской жизни. Есть монастыри, которые имеют преемство от духовников и старшей монашествующей братии. Есть, к примеру, Псково-Печерский монастырь с уникальным укладом жизни. Большинство монастырей не имеют ни преемственного опыта, ни написанных руководств для жизни в обители. Это один из вопросов, который будет обсуждаться на предстоящем собрании монашествующих, игуменов и игумений. Необходимо прописать должностные инструкции, распорядок дня, устав богослужений.

Хотелось бы создать некий типовой устав для женских и мужских монастырей. Конечно, это будет эталонный пример, в него можно будет внести изменения, если того потребуют условия, в которых монастырь находится.  

Важный вопрос необходимо обсудить на предстоящем собрании, которое будет проведено в ближайшее время и будет посвящено памяти прп.Сергия Радонежского, 700-летию его рождения, это «Положение о монастырях и монашествующих». Необходимо доработать этот документ с учетом всех возможных правок, предложений, чтобы в итоге он был утвержден представителями всех монастырей. Я думаю, что так было бы справедливо.

 Планируются ли подобные встречи только в рамках Рождественских чтений или будут проведены семинары, Круглые столы, собрания?

Съезду должны предшествовать небольшие конференции, чтобы подготовить и обсудить спектр вопросов для предстоящего обсуждения. Есть проект, который будет в ближайшее время представлен Святейшему Патриарху на утверждение. Пока не знаю, как будет называться «собрание»  или «собор»  монашествующих. Правильнее было бы, как и считает председатель Синодального отдела по монастырям и монашествующим архиепископ Феогност, вначале собрать руководителей монастырей - игуменов и игумений, ради более продуктивной работы на последующем съезде. Если это собрание решит, что необходим собор монашествующих, с благословения Святейшего Патриарха можно будет его провести.

 

29 января 2013 г. 01:00
Ключевые слова: монашество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00