iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Интервью
Проект представлен в большинстве российских социальных сетей
ЖМП № 6 июнь 2015 /  2 октября 2015 г. 11:00
версия для печати версия для печати

Священники отвечают на вопросы. Круглосуточно

ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ «БАТЮШКА ОНЛАЙН»: МОЛОДЕЖНАЯ МОДА, ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ИЛИ МИССИЯ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ?

Проект «Батюшка онлайн», реализованный на платформах нескольких социальных сетей, аналогов — по крайней мере в России — не имеет. Число его участников приближается к двумстам тысячам, количество вовлеченных представителей духовенства из нескольких стран — к нескольким сотням, ежедневная посещаемость 5–7 тыс. посетителей: что это — дань моде цифровой эпохи, «православие-лайт» или же миссия будущего, с которой духовенство уже сейчас должно идти ко всем, кто ищет ответы на вопросы о Церкви и духовной жизни? «Церковный Вестник» попытался разобраться в феномене «Батюшки онлайн», предоставив слово организаторам и участникам проекта.

Надежда Земскова, преподаватель Ульяновского государственного технического университета, автор и инициатор проекта (Ульяновск): "МЫ ПОМОГАЕМ ПОЛУЧИТЬ СКОРУЮ ДУХОВНУЮ ПОМОЩЬ"

— Надежда, ваш проект за четыре года стал беспрецедентным как по охвату аудитории тех, кто задает вопросы, так и по числу вовлеченных священнослужителей, которые онлайн ожидают вопросов и готовы на них быстро ответить. Как вы придумали этот сервис, с чего он начался?

— С моего собственного вопроса — только не онлайн, а как раз оффлайн, то есть заданного священнику в реальном очном общении. Это было семь лет назад. В тот момент я не могла считать себя даже отчасти воцерковленным человеком. Проблему, занимавшую тогда меня, я считала очень важной, хотя теперь, конечно, вспоминаю об этом с улыбкой. Кстати, мой собственный пример — лучший ответ всем, кто считает поступающие на наш проект вопросы по-детски несерьезными. Ведь по большому счету именно с него началась моя настоящая дорога к вере.

— Что же это был за вопрос, если не секрет?

— Меня очень удивляло, почему религии так сильно различаются своими учениями, ведь Бог же один? Священник в моем родном Ульяновске, с которым я поделилась этим недоумением, ответил весьма жестко, в таком примерно духе: «Надя, вы не только о других религиях ничего не знаете, но и веру своих-то отцов представляете весьма приблизительно!» Меня это сильно задело: я захотела разобраться и увлеклась. Окончила православные курсы при Симбирской епархии, изучила религиоведение, сектоведение и историю Церкви. Потом, обучаясь в аспирантуре Ульяновского государственного технического университета и параллельно работая в епархиальных структурах, в своем вузе организовывала ток-шоу по самым разным общественно значимым темам. К участию в них мы постоянно привлекали священников. Вскоре невооруженным глазом стало заметно: молодежь буквально впитывает каждое их слово, жаждет узнать, что именно они ответят на той или иной вопрос. При этом было очевидно: многие стесняются спросить священнослужителя прилюдно, хотя слова уже, кажется, так и готовы сорваться с языка. И однажды я решила помочь таким страждущим — в первую очередь тем из них, кто от храма далек (а таких было большинство). Ведь многие просто стесняются пойти в церковь, а прячется за этим элементарное невежество. Так и родилась идея интернет-проекта, в котором любой желающий мог бы задать священнику вопрос и получить ответ в режиме реального времени.

Я обсуждала эту идею на разнообразных форумах, конференциях и слетах, куда приезжали разбирающиеся в медийных проектах священники. Все как один высказались «за»! Мой духовник посоветовал взять благословение у правящего архиерея. Тогдашнему митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Проклу (†2014) эта мысль тоже понравилась, хотя он, конечно, был человеком другой формации. С его благословения мы и вышли в мае 2011 года в Сеть.

— Ваше начинание направлено в основном на неверующих людей, в крайнем случае на невоцерковленную молодежь. Люди, имеющие более или менее серьезное представление о Православии, вряд ли будут интересоваться, когда следует красить яйца, почему дважды подряд рвался гайтан с нательным крестиком и греховно ли женщине входить в храм в брюках. Можно предположить: постепенно воцерковляясь, эта аудитория потеряет интерес к «Батюшке онлайн» и уйдет из поля вашего зрения. Вам не обидно, что в силу этой причины эффективность вашего начинания оценить весьма затруднительно?

— Среди наших священников присутствуют в том числе и люди с учеными степенями, которым пишут, задавая очень серьезные вопросы, те же семинаристы. Возможно, они не бросаются в глаза сразу. Но человеку свойственно развиваться. Получив импульс в виде ответа от священника, вопрошающий, возможно, оставит Интернет и возьмет в руки серьезную духовную литературу. Это же прекрасно! Деятельность по этому проекту занимает колоссальное количество времени и сил. Видимо, предвидя это, Высокопреосвященнейший Прокл, благословляя меня на это начинание, произнес: «Если ответы реально помогут хотя бы одному человеку, они уже оправдают себя». У нас же таких людей явно не один, не два и даже не два десятка. В нашей книге отзывов, которая также находится в открытом доступе, уже больше трех сотен сообщений. Едва ли не лидирующий по количеству ответов на заданные вопросы иеромонах Макарий (Маркиш) из Иванова одну девушку практически вытащил из петли — буквально, выражаясь современными терминами, онлайн. Это ли не лучшее свидетельство в пользу эффективности нашего начинания?

— Кстати, об отце Макарии. Вы по-прежнему представляете его как одного из самых ярких священников, участвующих в «Батюшке онлайн». Меж тем сам он в беседе с корреспондентом ЖМП в сердцах высказался, что пытался два года достучаться до вас со своими претензиями по поводу организации интернет-общения, но в сервисе так ничего к лучшему и не изменилось. Теперь он представляет иной аналогичный проект — только что родившийся и интегрированный с другой социальной сетью. Более того, отец Макарий назвал множество технических дефектов «Батюшки онлайн». Вот несколько из них: участвуют только зарегистрированные пользователи «ВКонтакте», что служит и психологическим, и техническим, и организационным обременением; вопрос публикуется в тот момент, когда его задает вопрошатель; священник может его удалить, но лишь постфактум, что неблагоприятно воздействует на публику; вопрошатель и священник имеют равные редакторские права на текст вопроса и ответа; сплошь и рядом вопрошатель удаляет не понравившийся ему ответ; священники не уведомляются о поступивших вопросах и т.д.

— Мне удивительно слышать об этом. Ни одной претензии от отца Макария за всё время его работы с нами слышать не приходилось. Мне казалось, что расстались по-доброму. Проект развивается, все упомянутые технические недоработки урегулированы. Но изменить интерфейс «ВКонтакте» мы не в силах, уйти оттуда тоже не можем. Если кому-то неудобно задавать вопросы там, можно воспользоваться другими соцсетями. Точно так же мы не имеем возможности лишать участника права удалять свой вопрос. Допускаю: священнику жаль результатов своего труда. Но ведь вопрошающий тоже вправе распоряжаться собственным вопросом!

— Вернемся к тем людям, которые получили ответы и пытаются начать расти духовно. Не приходилось ли вам сталкиваться с самостоятельными группами в тех же соцсетях, созданными такими пользователями? Быть может, в Интернете появилось нечто вроде «клуба выпускников» «Батюшки онлайн»?

— Наши подписчики общаются между собой напрямую. Но я о группах, о которых вы спрашиваете, не слышала, и сталкиваться с ними, увы, не доводилось. Начал ли вопрошающий ходить в храм, чаще ли он исповедуется и причащается, инструментарием соцсети не просчитывается, и слава Богу. Мне лично известны несколько участников, обретших в проекте своего духовника. Но главное, люди начинают ходить в храм, приступать к таинствам. Это как одна из ступенек на пути к Богу.

— Но где она находится? Из большинства вопросов и ответов складывается ощущение, что в самом низу.

— Это зависит от самого вопрошающего, от его желания и духовного уровня. Сегодня он спросит, как свечку ставить, завтра — о смысле Христова воскресения, послезавтра — о рождении Церкви. Глядишь, и до азов богословия недалеко. Кроме того, следует учитывать еще один важнейший момент, о котором многие не подозревают. Задав начальные, самые простые вопросы, участники часто уходят от открытого общения в личную переписку со священником. Вероятно, там формулируются более интимные и гораздо более сложные вопросы, но посторонние их уже не видят. Кстати, по общему объему заданных вопросов закрытая переписка уже преобладает над открытой.

— Первоначально вы заявляли ваш сервис как возможность в любой момент получить ответ на заданный вопрос благодаря постоянному присутствию священников в проекте: над Россией никогда не заходит солнце, так что даже на вопрос, заданный среди ночи в Москве, может быстро ответить курильский или владивостокский священнослужитель...

— Так и есть, и это преимущество сохраняется. Но, конечно, не все участники отвечают на адресованные персонально им вопросы мгновенно, они же тоже занятые люди. К примеру, если вы хотите получить ответ от архиепископа Петергофского Амвросия, будьте готовы подождать день-другой. Определить же, кто отвечает очень быстро, предельно просто: общее количество вопросов у них максимально, а неотвеченных — минимум.

— А почему не получило развития направление с видеоответами?

— Исключительно из-за технической сложности. Снимать, монтировать, верстать и публиковать видеоответы довольно трудоемко. Видеоверсия не главная наша цель, а просто дополнение к письменным ответам. Сейчас мы поддерживаем эту часть проекта только с участием архиереев.

— Как вам кажется, почему такого невероятного взрыва популярности «Батюшка онлайн» удостоился в Инстаграме?

— По-моему, благодаря тому, что сама по себе эта социальная сеть очень модна, и в первую очередь у молодежи. Очень многие считают ее самой прогрессивной и предпочитают остальным соцсетям. В Инстаграме у нас уже самая большая группа, и именно тут «Батюшку онлайн» читают многие звезды современной российской эстрады. Мы, конечно, не гонимся за такой популярностью специально, но это тоже важно: вопросы веры в нашем обществе интересны самым разным людям.

 

Протоиерей Виктор Горбач, вице-президент Российской ассоциации центров изучения религии и сект (Южно-Сахалинск: "УНИКАЛЬНЫЙ ПРИМЕР ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ОБЩЕСТВА СО СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМИ"

— Отец Виктор, как вы начали сотрудничать с проектом? Чем он интересен лично вам?

— Меня привела Надежда Земскова. С ней я познакомился в молодежном лагере «Православный Селигер» в 2009 году. Когда она рассказала мне о «Батюшке онлайн», я согласился туда войти: проект показался мне очень интересным с миссионерской точки зрения. Сейчас мне сложно быстро отвечать на вопросы из-за постоянного цейтнота. Отслеживать в Интернете вопросы иногда нет возможности в течение целого дня. А на некоторые вопросы, бывает, отвечаю только спустя неделю. Для проекта это, наверное, не очень хорошо, но пока меня терпят.

— Как вам кажется, чем «Батюшка онлайн» привлекателен для простых пользователей?

— Есть несколько причин. Во-первых, минимальное модерирование: удаляются только нецензурная брань и явно оскорбительные высказывания. Во-вторых, священники, как правило, даже на самый простой вопрос обычно стараются отвечать развернуто, подробно. Это поднимает самосознание абонента: ему приятно осознавать, что им не пренебрегли, даже если он интересовался, как по факту выясняется, тривиальнейшей вещью. Далее, «Батюшка онлайн» не стоит на месте. Традиционная проблема подобных православных начинаний: они быстро выдыхаются. А тут постоянно появляются новые лица, новые возможности. Главное же, проект успешно занял давно пустовавшую нишу и оказался весьма кстати. Раньше я любил шутить, что кроме журнала для сомневающихся «Фома» нужен еще и «Ерема» — с самыми простыми, непритязательными разговорами о вере с теми, кто и сомневаться-то пока еще не научился, потому как что-то где-то когда-то слышал, но ни на шаг к Церкви не приблизился. И вот в такой аудитории — в основном состоящей, по моим наблюдениям, из жителей провинции — проект и оказался чрезвычайно востребованным.

— Но хотя бы один новичок проекта после серии вопросов священникам начал ходить в храм, зажил полноценной церковной жизнью?

— Лично мне такие примеры неизвестны. По-моему, «Батюшка онлайн» преследует другие первоочередные цели: работать с невоцерковленными людьми, чтобы снимать их связанные с так называемым бытовым православием недоумения: как правильно молиться в храме, как и где там стоять, как поститься... Другая важная часть вопросов и ответов — своеобразная скорая помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и от отчаяния написавшим в «Батюшку онлайн». Таким абонентам важно быстро дать понять: они не останутся один на один с проблемой, есть неравнодушный к их беде священник. Подобная помощь особенно незаменима для одиноких.

В таком общении паствы со священством посредством Интернета я не вижу ничего плохого. Конечно, лучше, если бы человек не сидел за компьютером, а дошел до ближайшего храма и пообщался со священником очно. С другой стороны, множество сообществ в соцсетях выступают в качестве своеобразных клубов по интересам: там есть автолюбители, спортивные болельщики, поклонники разных видов искусства... Почему бы не появиться и диалогу пастыря с паствой?

— Быть может, со временем сложится даже виртуальная община?

— Вряд ли. Вообще потенциал подобного формата, по-моему, ограничен: за пределы соцсетей он, скорее всего, не выйдет, поскольку изначально для них проектировался и создавался. Его достоинство в другом: спрашивающий гарантированно получает ответ от носителей традиционного Православия. Это не нравоучительная книга с прилавка, которая еще неизвестно кем написана, а настоящий православный священник. Присутствуют, конечно же, и недостатки. Среди них, к примеру, опасность подмены настоящей веры этаким «интернет-православием», искушение исповедовать Христа, не выходя из Сети. В Интернете-то мы все постники, а по-настоящему? Впрочем, этот недостаток можно обратить в достоинство. Часто говорят, что Интернет дробит общество, растаскивает его по различным лакунам. В целом это верно. Но именно сервисы, подобные «Батюшке онлайн», дают возможность православным интернет-пользователям почувствовать себя в родной среде, поэтому их и стоит развивать. К главному же преимуществу именно этого проекта я бы отнес уникальную обратную связь, которую мы можем наблюдать. Запрос общества на общение со священниками по-прежнему огромен. Замечательный проповедник и миссионер современности протоиерей Олег Стеняев как-то сказал, что, если бы священник, ничего не говоря, просто внимательно выслушивал приходящих к нему, от этого уже была бы огромная польза. Примерно это — с поправкой, разумеется, на формат социальной сети — и делает «Батюшка онлайн».

 

Священник Андрей Степанов, ведущий специалист сектора по проведению выставок Издательского совета Русской Православной Церкви: "ПРОЕКТ РАЗВИВАЕТ, ДИСЦИПЛИНИРУЕТ И ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМЫВАТЬСЯ О СКАЗАННОМ"

— Отец Андрей, на вопросы «Батюшки онлайн» вы отвечаете не очень давно — в течение нескольких месяцев. О чем спрашивают чаще всего?

— В первые недели все вопросы были банальными (чаще всего связанными с различными режимами поста), за исключением, пожалуй, одного, который очень ярко врезался в память. Молодой человек поведал, что согрешил с девушкой легкого поведения, и интересовался, следует ли теперь делать ей предложение. Его смущало, как быть, если она согласится, и получится ли такой брак крепким.

— На первый взгляд, довольно искусственная конструкция...

— Честно говоря, сначала мне показалось, будто это провокация. Как правило, подобные вопросы, если на них действительно хотят получить ответ, задают в личной переписке. Этот же был опубликован в открытом доступе, и мелькнула даже мысль сразу удалить его. Но всё же я постарался сформулировать внятный и в то же время конкретный ответ, который, как показала наша последующая переписка, возымел желаемый результат. Я написал абоненту примерно следующее: «Как вы, так и эта девушка обязательств по отношению друг ко другу не несете. Оба знали, на что шли, при этом один платил деньги, а другая брала их. Гораздо ценнее посмотреть на свой грех и принести Христу подлинное, а не формальное покаяние. Далее, если вам важна не только собственная судьба, но и жизнь этой девушки, очень важно разобраться: почему она согрешила — из-за материальной нужды, из-за незнания Христа или еще по какой-то причине. И, предположим, оказав ей ту или иную помощь, начав совместный путь к Господу, вы сможете нормально общаться и, быть может, если Бог даст, дойдете и до создания крепкой здоровой семьи».

— Воспринял ли этот ответ ваш собеседник?

— Не сразу, но смысл до него дошел. Мой ответ побудил его написать мне уже в «личку». У нас завязалась довольно оживленная переписка, в ходе которой я понемногу знакомил его с основами христианской веры. Он поведал мне о собственной интернет-зависимости, подверженности греху блуда. И теперь мы осторожно подходим с ним к настоящей индивидуальной исповеди.

— Вы сказали, что сначала вопросы были в основном банальными. А теперь, спустя несколько месяцев, их характер изменился?

— Теперь ко мне гораздо чаще обращаются в «личку». Видимо, потому, что не успеваю отвечать на открытые вопросы в реальном времени. И если на старте моего участия в проекте приходило около двух десятков вопросов ежедневно, теперь в среднем по одному вопросу в сутки. В «личке» же спрашивают гораздо менее очевидные вещи. Например, были обращения от заключенных. Однажды написала целительница. По ее словам, она множество раз слышала, что ее «дар» — грех и использовать его нельзя, но справиться с собой не может: как только пытается прекратить исцелять, начинает хворать сама.

— И что вы ей ответили?

— На подобные вопросы лучше отвечать, цитируя Священное Писание. Так я поступил и в этот раз, приведя фрагменты из Ветхого Завета и выдержки из решения Вселенских Соборов. Тот самый недуг, который овладевает ей, когда она пытается оставить исцеление, как раз, скорее всего, и демонстрирует угодный Богу путь. Как она сама пишет, в эти моменты чувствует, что ее тело будто распирает и она начинает гореть в огне. То есть налицо явно бесовский характер этого «дара», и просто так, без дополнительной работы, от него избавиться не удастся!

— Представители каких социально-демографических групп пишут вам чаще всего?

— В основном это нейтрально настроенные по отношению к религии люди в возрасте от 25 до 35 лет. Чаще всего у них уже присутствует собственный жизненный опыт. В этом смысле наш проект очень важен: если такой человек почувствует реальную поддержку, следующим его шагом может стать храм. Приведу пример немного из другой области. Вчера я, как и многие московские священники служил акафист в Иверской часовне. После службы ко мне подошла женщина, посетовавшая, что никак не может найти работу. Посоветовав ей помолиться святителю Спиридону Тримифунтскому, я поинтересовался, когда она последний раз исповедовалась. Выяснилось, что... никогда! Но как же Бог поможет ей, если она сама упорно не сближается с Ним?! Следующие четверть часа мы потратили на первую в ее жизни исповедь. А если бы я отослал ее на приход, быть может, она туда и не дошла бы. Конечно, я не могу с уверенностью сказать, что в следующее же воскресенье она пойдет в храм, причастится святых Христовых таин и отныне станет делать это регулярно. Но посыл, первый шаг в этом направлении сделан, и очень важный. Смысл проекта «Батюшка онлайн» как раз в этом: подтолкнуть человека в верном направлении.

— Как вы для себя определили задачи участия в этом проекте?

— Сначала я относился к этому сервису скептически. Мне казалось, что, выставляя диалог со священником на всеобщее обозрение, он разрушает присущее христианской традиции доверительное отношение с паствой. Но теперь, спустя месяцы, я смотрю на него иначе. Меня самого как служителя Церкви он сильно дисциплинирует. Вольно или невольно я серьезно взвешиваю все формулировки. Теперь я задумываюсь над каждым своим словом, ощущая ответственность за ответы. Это развивает меня духовно и позволяет выйти за рамки какого-то одного прихода, одной общины.

 

Типичные вопросы

Татьяна Савостина: В конце января сын с супругой попали в аварию, мужчина, виновник, погиб на месте. Есть ли наша вина в его смерти?

Протоиерей Александр Торик (Москва), писатель: В вопросе есть ответ: виноват «виновник». А остальное — на исповедь к духовнику.

Татьяна Ильина: Не грешно ли в храме улыбаться во время службы?

Протоиерей Димитрий Савельев (Ульяновск): На службе в храме мы живем теми мыслями и чувствами, которые вызывают у нас события праздника и конкретная ситуация богослужения. На пасхальных службах все радуются, порой даже громко кричат: «Воистину воскресе!» И в богослужебных песнопениях Пасхи есть, например, слова: «Красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме». Поэтому грешными могут быть не сами по себе улыбка или смех, а их причины. Например, если вы в храме обсуждаете посторонние для богослужения предметы, то это грех, даже если совсем не улыбаться.

Андрей Чиянов: У меня перестали появляться скорби! Значит, Господь меня оставил, я потерял надежду попасть в Царство Небесное?

Священник Сергий Свешников (Сан-Франциско), преподаватель: У любого человека в жизни бывают скорби, но бывают и радостные дни. Не нужно специально искать скорбей — они сами вас найдут. Благодарите Бога за всё — и за скорби, и за радости. Земная жизнь переменчива. Неизменным должно быть только одно: наше стремление служить Богу и людям. Ищите прежде Царствия Божия и правды Его. А если вы чувствуете готовность поупражняться в терпеливом перенесении скорбей, то я думаю, что такая возможность вам рано или поздно предоставится. Бог вам в помощь!

 

ЦИТАТА

Интернет — такая сфера общения, где на духовенство ложится особая ответственность. Здесь невозможно допустить неправильные слова. Здесь нельзя давать себя вовлечь в эмоции в момент обсуждения. Но важно, чтобы вы хороших батюшек выбирали. Под словом «хороший» я понимаю не только хорошую бороду, не только хороший голос, не только стаж службы... А человека, способного находиться в коммуникациях современной онлайновой аудитории.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Симбирская митрополия, 21 мая 2015 г.


Справка. «Батюшка онлайн» — не имеющий аналогов Всероссийский интернет-проект, был создан в Ульяновске в мае 2011 г. в социальной сети «ВКонтакте» и ныне действует по благословению митрополита Симбирского и Новоспасского Феофана. Читательская аудитория превышает 100 тыс. чел. (более 70 тыс. подписчиков в Инстаграме и более 30 тыс. ВКонтакте). Свыше полусотни священников и 5 архиереев отвечают на вопросы. В числе участников — духовенство из 45 российских городов, из 7 стран мира. Ежедневная посещаемость — около 7 тыс. пользователей.


КОММЕНТАРИИ

Александра Тирских (Санкт-Петербург): "Я СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТИАНКОЙ БЛАГОДАРЯ "БАТЮШКЕ ОНЛАЙН"

Я росла в семье невоцерковленных родителей. Всё мое Православие исчерпывалось крашеными яйцами и куличами на Пасху. Когда вышла замуж, перестала делать и это. Замужество оказалось неудачным, даже трагическим: наркотики, постоянные семейные драмы. После семи лет совместной жизни оно закончилось смертью мужа. Это случилось пять лет назад. Я совершенно растерялась, не понимала, для чего и как жить дальше. Мне было так плохо, что даже приходили мысли о самоубийстве. Ролик о проекте «Батюшка онлайн» случайно увидела по телевизору. Написала самой Надежде Земсковой с просьбой помочь. Постепенно втянулась, стала участником этой группы, а потом и в храм пришла. Теперь я прихожанка петербургского Никольского собора. Стараюсь бывать в храме хотя бы раз в неделю. Если в воскресенье занята (я работаю администратором в кафе), иду на службу в какой-нибудь будний день. Сейчас я всё еще остаюсь зарегистрированным пользователем группы «Батюшка онлайн», но вопросы, конечно, уже на задаю: мне достаточно приходской жизни. Могу поддержать кого-то, выслушать, а еще по мере возможности реагирую на просьбы о конкретной помощи.

Ефрем, епископ Биробиджанский и Кульдурский: "В СОЦСЕТЯХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТЫСЯЧИ ТАКИХ ПРОЕКТОВ"

Присоединиться к интернет-проекту «Батюшка онлайн» меня побудил призыв Святейшего Патриарха Кирилла. Предстоятель призвал духовенство участвовать в работе данного ресурса, ибо он приносит современному человеку много пользы. Как показывает мой опыт присутствия в социальной сети, сегодня молодежь, да и люди среднего возраста, всё чаще ищут ответы на вопросы о духовной жизни и о священном предании в Интернете. Часто формат общения «вопрос-ответ» переходит в дискуссию. Многие хотят сегодня получать от духовенства ориентиры в богословском осмыслении различных событий, а в особенности тех, участниками или непосредственными свидетелями которых они являются. Нередко приходят вопросы, на которые можно ответить только в личном сообщении. Это, на мой взгляд, свидетельствует, что иногда человек не решается обратиться к священнику вживую и виртуальное пространство оказывается подходящим, чтобы сделать первый шаг в общении со служителем Церкви. Но особенно радуют сообщения пользователей Сети о посещении храма и об участии в богослужении после нашего общения в Интернете.

Василий Писаревский, научный сотрудник Информационно-аналитического центра факультета социальных наук ПСТГУ: "У ТАКИХ ПРОЕКТОВ СЕРЬЕЗНЫЙ МИССИОНЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ"

Сегодня в «ВКонтакте» несколько десятков миллионов сообществ, православных из них — всего около 10 тыс. Но именно они наиболее активно развиваются, привлекая всё новую и новую аудиторию. Такие проекты, как сообщество «Батюшка онлайн», сегодня чрезвычайно востребованы и имеют серьезный миссионерский потенциал. Люди, которые пока не дошли до храма, могут получить ответы на любые значимые для них вопросы, а за счет «вирусного» механизма распространения информации «ВКонтакте» о проекте узнают их сетевые «друзья» и «друзья друзей». Уникальность начинания еще и в том, что можно задать вопрос священнослужителю, который в силу своего опыта наиболее полно знаком с той или иной проблемой. Уже сегодня можно назвать как минимум десяток православных сообществ «ВКонтакте» с аудиторией свыше 50 тыс. человек. Но нужно принимать во внимание не только размер аудитории, но и ее вовлеченность (то есть совокупное активное участие пользователей — общее среднесуточное число «лайков», репостов, комментариев относительно численности сообщества за всё время его существования). Как показало проведенное нашим центром исследование, у православных сообществ этот показатель значительно выше, чем у светских.

2 октября 2015 г. 11:00
Также читайте:
Церковь и общество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00