iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Интервью
Крестный ход возглавляет архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан
ЖМП № 1 январь 2020 /  20 января 2020 г. 15:59
версия для печати версия для печати

Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан: "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — духовно родные для нас люди"

УПРАВЛЯЮЩИЙ ЭЛИСТИНСКОЙ ЕПАРХИЕЙ РАССКАЗАЛ "ЖУРНАЛУ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ" О БОГОСЛУЖЕНИИ НА КАЛМЫЦКОМ ЯЗЫКЕ И О СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА. PDF-версия.

Просвещаем о просветителях

— Ваше Высокопреосвященство, в центре республиканской столицы вы возводите новый кафедральный собор во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — первый по-настоящему большой и просторный православный храм в Элисте. Подобное посвящение — редкость для расположенных на российской территории соборных храмов. Чем объясняется такой выбор?

— К славянским учителям и просветителям Кириллу и Мефодию внутренне мы относимся как к близким, духовно родным людям. Ведь здесь, в калмыцких степях, в 861 году они трудились и проповедовали, подчас рискуя жизнью. Как повествует житие святого равноапостольного Кирилла, при возвращении из хазарской миссии они едва не погибли от жажды. Конечно, мы не хотим, чтобы наше отношение к святым Кириллу и Мефодию было по-светски поверхностным. Мы хотим, чтобы они воспринимались как родные и близкие люди.

— Как же этого добиться?

— О хазарской миссии просветителей знает достаточно узкий круг специалистов-историков. О том, как и в каких конкретных условиях она проходила, — вообще считаные единицы ученых. Поэтому ежегодно мы проводим Кирилло-Мефодиевские научные чтения, где звучат доклады о тогдашнем Хазарском каганате, его связях с Византией.

Поскольку миссия братьев проходила через Херсонес Таврический, где в 861 году святые просветители обрели мощи Климента, Папы Римского, мы перебрасываем мостик и к Климентовскому мужскому монастырю под Севастополем, в Инкермане, котрый сейчас возрождается. А ведь святитель Климент, Папа Римский, — особая фигура для всего христианского мира. То, что Кирилл и Мефодий часть его мощей в 867 году внесли в Рим, подвигло занимавшего тогда папский престол Адриана II на радостях выйти навстречу им крестным ходом и создало такую праздничную атмосферу, что принесенные ими богослужебные книги на славянском языке оказались приняты благосклонно (несмотря на то, что немецкое духовенство в Моравии всерьез и упорно считало их еретическими).

Более того, им даже позволили литургисать в Риме несколько раз, а после кончины Кирилла Папа Римский захотел похоронить его в гробнице, приготовленной для себя! Мефодий насилу умолил того не поступать таким образом, и тогда они совместно погребли тело младшего из братьев в римском храме Святителя Климента.

Мы стараемся подчеркнуть значение святых Кирилла и Мефодия как молитвенников пред Богом за просвещенные их трудами народы, за тех, кто живет на землях, по которым они проходили. Накануне праздника мы износим на поклонение верующих ковчег с мощами равноапостольного Кирилла, совершаем молебны с освящением воды и молитвой святым братьям. Центр праздника — конечно же, соборная Литургия с крестным ходом, куда мы собираем все епархиальное духовенство и приглашаем учащихся образовательных учреждений. Так, в прошлом году участвовали три сотни школьников — для Калмыкии это много. Дети приходят с приготовленными большими буквами славянского алфавита, которые они несут во время крестного хода. Уже второй год процессия, кстати, опоясывает стройплощадку возводимого кафедрального собора — по сути, целый городской квартал.

Кроме того, празднование Международного дня славянской письменности и культуры мы разнообразим разноплановыми акциями различных культурных учреждений (Русского театра, детских музыкальных школ), ежегодно выступающих с теми или иными интересными программами. Вместе с проведением научных чтений епархия готовит к празднику различные издательские проекты. Например, весной прошлого года мы подготовили и издали перевод на калмыцкий язык жития Кирилла и  Мефодия.

Дань уважения крещеным калмыкам

— Литургический текст целиком переведен на калмыцкий?

— Нет, частично.

— Насколько часто за богослужением можно услышать молитвы на калмыцком языке?

— По-калмыцки произносятся в основном «Отче наш», антифоны и ектении. Можно было бы, конечно, и увеличить эту долю. Но калмыков, не понимающих по-русски, сегодня нет. И через фрагментарное употребление калмыцкого языка за богослужением мы воздаем дань уважения и признательности крещеным представителям титульного для республики народа, молящимся вместе с нами. Кроме того, перевод церковных текстов — это дополнительная возможность для учителей калмыцкого языка в качестве пособий представить православные молитвословия, познакомить калмыцких детей с христианской литературой на родном для них языке. Специалисты епархии в сотрудничестве с местными учеными сделали переводы жития святого равноапостольного князя Владимира, святителя Николая Чудотворца. При поддержке Петербургского благотворительного общества в свет вышли православный катехизис и житие преподобного Серафима Саровского на калмыцком языке. Мы также издали молитвослов с параллельным текстом на церковнославянском и калмыцком языках.

— Скажите, служат ли под вашим началом священники-калмыки?

— Да. Правда, всего один. Впрочем, с учетом того что у нас священников вообще всего 22, а приходов полтора десятка, процент уже более-менее значимый. Для калмыка стать священнослужителем — значит сделать решительный шаг. Достойно осуществить его можно, только проделав колоссальную работу по погружению в христианство, изучению истории Церкви и основ вероучения. Впрочем, хотел бы сделать одно важное уточнение. Единственным священником-калмыком сообщество представителей этого народа в наших епархиальных и приходских структурах, конечно же, не ограничивается. Есть калмыки-алтарники, церковные работники, сотрудники епархиальных отделов, руководители православных волонтерских организаций. А из числа всех ежегодно крещаемых калмыки составляют примерно десятую часть.

Основная проблема нашего региона, напрямую влияющая на жизнь людей, — бедность. Вместе с республиками Тыва и Алтай по среднедушевым доходам мы входим в тройку аутсайдеров среди всех субъектов Федерации! С рабочими местами настоящее бедствие — особенно в промышленности, которая, по сути, уничтожена. Отсюда и продолжающийся отток населения. Уезжают, естественно, самые грамотные, амбициозные, трудоспособные и креативные люди. Миграция разрушающе действует еще и тем, что заражает своим транзитным настроением остающихся, которые, в свою очередь, повсеместно воспринимаются как неудачники. В обеих российских столицах сейчас обширнейшие калмыцкие общины, можно увидеть калмыков и в дальнем зарубежье.

Строительство собора поддержали жители Элисты

— Владыка, разрешите о соборе-новостройке. Вы возводите его на улице Хрущева, невдалеке от ее пересечения с проспектом Остапа Бендера (которому здесь же, на перекрестке, установлен памятник). Не слишком очевидное соседство, не находите?!

— Проспекту Остапа Бендера уже 21 год. Назван он в свое время был (не без юмора) так, потому что ведет в Город Шахмат (Сити-Чесс), построенный для Всемирной шахматной олимпиады. Что касается топонимического обозначения места нашего строительства, оно уже официально фигурирует в документах как площадь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Нам удалось добиться понимания со стороны городских властей: упоминание Хрущева из адреса будущего собора исключили. Тем более что вокруг храма образовалась живописная площадь, которая и получила наименование в честь равноапостольных братьев. Именно здесь, в 7-м микрорайоне, находится большинство жилых многоэтажек, тут в основном живет наша элистинская паства. Располагая кафедральный собор как можно ближе к центру города, мы тем самым дополнительно акцентируем его статусность, величие и значимость как духовного центра Православия в Калмыкии. К такому подходу я привык, еще будучи студентом Богословского института в Бухаресте, когда в трансильванских городках наблюдал, как каждая община старалась расположить свое молитвенное здание на центральных площадях. Они возводили там православные храмы, костелы и кирхи — один другого краше и выше!

Напомню, что камень в основании нашего собора 12 лет назад освящал нынешний Предстоятель нашей Церкви. И республиканская власть, кстати, поддерживала выбор именно этого места, справедливо полагая, что новый кафедральный собор украсит площадь и завершит формирование ее архитектурного облика (что сейчас все мы и имеем возможность наблюдать). Да и в целом калмыцкое общество ожидало возобновления замороженной стройки: первый вопрос, который мне задали местные журналисты после прибытия сюда, — когда продолжатся работы на соборе. Особо отмечу отношение буддийской общины к строительству нового храма. Глава буддистов региона Тэло Тулку Ринпоче не только сам поддержал инициативу, но и призвал жителей республики посильно сделать то же самое.

А вот здесь, на улице Сергия Радонежского, где мы с вами беседуем, осталась в основном частная жилая застройка. Этот район постепенно превращается в городскую периферию. Да, Казанский собор сейчас достроен и кажется внушительным. Пока же не были пристроены приделы, он был и вовсе тесным. Да и теперь внушительные несущие колонны съедают очень много места в интерьере. А в алтаре при архиерейском богослужении, особенно соборном, зачастую даже повернуться затруднительно.

— Есть ли какие-то особенности управления епархией, в которой не создано благочиний?

— Как я сказал выше, у нас полтора десятка приходов с храмами, где регулярно (как минимум по воскресным и праздничным дням) совершаются богослужения. Вокруг каждого, как правило, — еще по две-три часовни, молельных дома, домовых храма. Священники служат в основном в однопричтовых храмах; под каждым из них целый муниципальный район, а то и два.

Организовывать благочиния в наших условиях нерационально. Приходы расположены так, что священникам удобнее добраться до Элисты, чем в храм соседнего муниципального района. Поэтому интегрирующим центром может выступать только столица региона. Кроме расстояний, на развитие сильно влияют и вопросы материального характера. Нашим клирикам лишний раз бывает не на что доехать до столицы: изыскать две-три тысячи рублей на дорогу в оба конца — проблема. Получается, кафедральный град собирает средства для нормального функционирования и епархиальных структур, и небольших общин. А я как правящий архиерей из республиканской столицы финансово поддерживаю отдаленные приходы, чтобы обеспечить их устойчивую деятельность. Вместе с тем у нас почти не остается пространства для кадрового маневра. Допустим, молодого священника из недавно рукоположенных можно было бы на первые два-три года послать на село. Но куда его после этой длительной командировки определить?! Город-то в республике фактически единственный («назначенные» городами населенные пункты — 13-тысячная Лагань и 9-тысячный Городовиковск — не в счет), а в Элисте все штатные места заняты. При этом надо понимать, что православное население составляет меньшинство. В среднем в населенных пунктах Калмыкии по разным оценкам проживает от 20 до 30 % русских.

— Какие они, ваши приходы? Можете охарактеризовать их единой емкой фразой?

— Желающие жить и развиваться. Конечно, приход очень сильно зависит от священника, и в наши дни справедливость этого тезиса заметна как никогда. Там, где священник не боится общаться с паствой, часто проповедует от сердца, не уклоняется от собеседований с прихожанами, начитан и неленостно продолжает самообразование, — сразу чувствуется здравая атмосфера и находятся люди, привыкшие и умеющие слушать.

Белоэмигранты из Калмыкии: от хурула в Белграде до казаков в Нью-Джерси

— Как бы вы в целом охарактеризовали ситуацию с межрелигиозным миром и межконфессиональным взаимодействием в республике?

— Вместе с главой калмыцких буддистов и руководителем мусульманской общины мы председательствуем в Межрелигиозном совете республики. В Калмыкии хорошо известно, что основу этой структуры заложил в начале 2000-х годов возглавлявший тогда Отдел внешних церковных связей Святейший Патриарх Кирилл. При его непосредственном участии в Элисте была подготовлена и проведена миротворческая конференция, работа и итоги которой послужили отправной точкой для создания ежегодного межрелигиозного совещания, а затем полноценного постоянно действующего межрелигиозного совета.

Когда народы живут бок о бок на протяжении долгих веков, у них, как в любой нормальной ­семье, всегда найдется повод как восхититься друг другом, так и припомнить былые обиды. Для нас очень важно, чтобы мы культивировали воспоминания именно о светлых моментах, которые дают возможность жить в мире и согласии. Мы не замалчиваем разногласия или проблемные моменты, но делаем все возможное, чтобы они искусственно не раздувались и не использовались деструктивными силами для разрушения общества. Поэтому мы стараемся разумно и в высшей мере рассудительно подходить к явлениям, которые могут послужить поводом для взаимного недопонимания.

В будущем году, к примеру, исполнится 100 лет массовому исходу эмигрантов из России. Мы сами сознательно подняли эту тему, которая иногда понимается превратно. Ведь подавля­ющее большинство калмыков не приняло революцию, советскую власть — особенно в Сальском районе области Войска Донского, где они ­чересполосицей жили с русскими казаками. Массово перейдя на сторону белых, они самоотверженно сражались в их частях. В историю вошел, например, 80-й Зюнгарский казачий калмыцкий полк — один из самых храбрых во всем белом движении, многократно доказавший свою боеспособность на ответственнейших участках фронта.

Так, в марте 1920 года в ходе Новороссийской катастрофы эвакуация через Керченский пролив оказалась под сильнейшей угрозой срыва. Некоторые белые части по разрешению своих командиров бросали собственное оружие и прекращали сопротивление. Зюнгарский же полк в полном боевом порядке (и даже с подобранным на земле «чужим» оружием) в качестве боевого щита прикрывал отступающих. Переправившись на одном из последних паромов в Крым и сойдя на берег, в числе немногих боеспособных соединений он предстал перед организовавшим оборону Врангелем, который за боевые отличия наградил калмыцкое соединение Серебряными трубами с Николаевской лентой. То же самое повторилось полгода спустя, когда этот полк самым последним уходил в эвакуацию. Там он сполна вкусил горечь чужбины — в Стамбуле, на Лемносе и в других местах массового пребывания белоэмигрантов. В Белграде калмыки-эмигранты с несколькими ламами во главе до войны даже успели выстроить небольшой хурул! Со временем их потомки достигли США, где сейчас концентрируются в городе Хауэлл (округ Монмут, Нью-Джерси), — вместе с потомственными казаками, кстати. Так вот в Севастополе, где сейчас собираются возвести мемориальный комплекс, посвященный 100-летию исхода, об участии калмыцких казачьих соединений в боях в Крыму во время Гражданской войны было практически никому не известно! Мы отправились туда вместе с представителями буддистской общины и рассказали эту историю инициаторам постановки памятника. Ведь несправедливо, если люди, искренне сражавшиеся за идеалы своей Родины — так, как они их понимали и как они им были дороги, — никак не будут на этом мемориале отмечены!

«Хотел в Хабаровск, но поехал в Приднестровье»

— Владыка, на этот год приходится и другой весьма значимый юбилей: ровно 225 лет назад на Аляску прибыла так называемая Валаамская православная миссия, снаряженная и отправленная в Новый Свет по высочайшему повелению для окормления купцов Русско-Американской компании. Вам довелось несколько лет прослужить в Северной Америке. Православные паломники с того континента в Калмыкию не заглядывают?

— Прежде всего хотел бы напомнить, что калмыки внесли свой вклад и в освоение Северной Америки, будучи подданными Российской империи. В составе первых экипажей, отправленных за океан, было трое калмыков. Их отобрали специально как выносливых, умелых, имеющих колоссальный опыт выживаемости в сложных условиях. События текущей православной жизни на Американском континенте мне известны. Постоянно поддерживаю связь и с духовенством, и с мирянами. Несмотря на расстояние, принимаем, пусть и редких, паломников из тех краев.

— В 1946 году в Элисте произошло видимое явление Спасителя верующим, позднее задокументированное очевидцами. На планете найдется не так много подобных мест!

— Что верно, то верно. Это случилось на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи в Крестовоздвиженском молитвенном доме. Очевидцами стали священник и группа веру­ющих — свыше двух десятков человек, увидевших Спасителя во время чтения Евангелия. Сразу после того старосту Семена Бондаренко отправили в ближайший большой город Ставрополь на поиски иконописца, чтобы сохранить память о чудесном событии через создание образа. Икону написали в том же году и принесли в Элисту. На ней изобразили все в точности так, как видели верующие. Ежегодно 11 сентября потомки прихожан, которые были при явлении Господа в храме, собираются в Элисте, приезжая из разных городов нашей страны. Конечно, этому событию надо придавать гораздо больше значения — особенно в преддверии его 75-летнего юбилея.

— Полтора десятка лет вы были епископом в Молдавии. Эта республика в отдельные годы превращалась в большую горячую точку. Скажите, была ли какая-то связь между вашим обучением в Румынии и направлением на служение в Приднестровье?

— Возможно. Направляя меня на епископское служение, Патриарх Алексий II сказал, что есть два возможных направления — Хабаровск и Приднестровье. И испытующе на меня посмотрел...

— У вас была такая потрясающая возможность попроситься на Дальний Восток!

— Напрасно иронизируете. Внутренне, если честно, мне больше нравился Хабаровск.

— Почему?!

— В раннем детстве я жил в Сибири. Так что ни долгой зимой, ни оторванностью от «материка», ни затяжными снегопадами с сильными ветрами тогда меня было не напугать (хотя в дальнейшем все мои 24 года архиерейского служения проходили в местах с теплым климатом). Приднестровье же в 1995 году, хотя открытые боестолкновения уже завершились, никак нельзя было назвать спокойным регионом. Но самостоятельно выбирать место служения считал для себя неправильным, предпочитая дожидаться первосвятительского решения и благословения.

Я никогда не забуду свою первую кафедру. До сих пор сохраняю добрые отношения и связь с духовенством и мирянами епархии. Свое служение в Молдавской митрополии я начинал как викарный архиерей, но с четко обозначенными территориальными границами управления и правом принятия ответственных решений. То есть, по сути, ничем от епархиального архиерея не отличался. Моим внутренним желанием было жить и служить там сколько понадобится — хоть до последнего вздоха. Поэтому никаких активных действий и просьб о переводе оттуда, конечно же, от меня не исходило. Это претило бы моему внутреннему глубокому убеждению. Всегда помню наставление глубоко почитаемого мной почившего ректора Московских духовных школ архиепископа Александра (Тимофеева): «Монах пишет только одно прошение: на постриг. Все остальное получает по благословению священноначалия».

Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан (Виктор Иванович Овчинников) родился 28 января 1961 г. в г. Костерево Владимирской области. После окончания в 1983 г. исторического факультета Ивановского государственного университета нес послушание старшего иподиакона при епископе Ивановском и Кинешемском Амвросии (Щурове). 24 марта 1988 г. пострижен в монашество. На Пасху того же года рукоположен во диаконы, 26 июня — во иеромонахи. После обучения в Московской духовной семинарии обучался в Богословском институте Бухареста, который окончил в 1992 г. со степенью магистра богословия. В 1991–1995 гг. — референт ОВЦС и последовательно ключарь Троицкого кафедрального и наместник Вознесенского соборов г. Твери. В 1992 г. возведен в сан игумена. 1 сентября 1995 г. хиротонисан во епископа Дубоссарского, викария Кишиневской епархии, 6 октября 1998 г. назначен на новообразованную Тираспольскую кафедру, 25 февраля 2008 г. возведен в сан архиепископа. В 2010–2014 гг. управлял Патриаршими приходами в США, а с июля 2012-го по июнь 2013 г. (временно) — Аргентинской епархией. Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (­журнал № 66) избран Преосвященным Элистинским и Калмыцким.

Подробнее о том, как воздвигают главные храмы епархий, читайте на нашем сайте: "СОБОРНОЕ ДЕЛО: ОТ МУРОМА ДО МУРМАНСКА"

 

20 января 2020 г. 15:59
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00