iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Церковь
ЦВ № 21 (442) ноябрь 2010 /  4 ноября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Владимир Якунин: справедливость восстановлена. На башни Московского Кремля возвращены надвратные иконы


Освящение надвратной иконы на Никольской башне в День народного единства — событие знаковое. Теперь оба образа — Спасителя и Николы Можайского, ранее считавшиеся утраченными — водворились на своих исторических местах. Как шли поиски икон? Кто и как занимался их обретением, а затем реставрацией? Об этом рассказывает председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин.

— Владимир Иванович, с чем было связано решение Фонда Андрея Первозванного заняться поисками кремлевских икон? Казалось бы, попытки предпринимались уже не раз, но всё безуспешно. Вы нашли какие-то новые документы?
— В 2005 году епископ Женевский и Западноевропейский Михаил (в ту пору еще епископ Бостонский) прислал нам в Фонд Андрея Первозванного фотографию 1917 года, на которой была запечатлена икона Николы Можайского, располагавшаяся на Никольской башне Московского Кремля. На этом снимке были видны следы от попадания в эту фреску пуль и осколков артиллерийских снарядов. Владыка рассказал, что в царское время практически на всех башнях Московского Кремля в киотах находились надвратные иконы и что, может быть, не все иконы уничтожены. Такое предание существовало в среде потомков эмигрантов первой волны. Владыка Михаил убеждал нас, что над Спасскими воротами находилась и, по его мнению, должна была сохраниться фреска Спасителя. В это верилось с трудом. Чтобы найти хоть какое-то подтверждение этой невероятной версии, мы создали в фонде рабочую группу проекта восстановления надвратных икон Кремля. Но никаких письменных свидетельств о сохранности фресок или, наоборот, о том, что они были уничтожены, обнаружить не удалось. Нам стало известно, что в 1999 году Святейшему Патриарху Алексию II были переданы воссозданные мозаичные образы Спасителя и Николая Чудотворца. Тогда же была выдвинута идея поместить эти мозаичные образы в «пустовавшие» белые киоты на Спасской и Никольской башнях. По сути, предложенные образы являли собой новодел, что вызвало нарекания со стороны музеев Московского Кремля и ЮНЕСКО.

И всё же идея восстановления некогда существовавших икон в пустых белых киотах всё больше и больше захватывала нас. Мы поставили перед собой следующую задачу: добиться получения доступа к киотам, проверить их на предмет наличия или отсутствия в них старых икон. Если они там окажутся, то тогда у нас появится «железный» аргумент в пользу их восстановления при помощи специалистов-реставраторов. В случае же их отсутствия мы могли бы поставить вопрос о воссоздании образов в их историческом виде. Эта концепция и легла в основу моего письма, которое было направлено в мае 2007 года Президенту России Владимиру Владимировичу Путину, а затем и Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, которые горячо поддержали этот почин. В документе было сразу оговорено, что предлагаемый нами проект будет финансироваться за счет средств Фонда Андрея Первозванного.

— Какова ситуация с другими башнями? Есть ли надежда, что там тоже сохранились надвратные иконы?
— Надежда, конечно, есть. Во всяком случае Фонд Андрея Первозванного будет инициировать продолжение исследований и на других башнях Московского Кремля и обеспечивать финансирование всех реставрационных и исследовательских работ. Возможно, нам всем повезет и мы обнаружим и другие иконы.

— С административно-хозяйственной точки зрения, Кремль — это режимный объект, который находится в ведении Федеральной службы охраны. В то же время это один из центральных музеев России. Как строились отношения фонда с ФСО и музеем? Много ли бумаг потребовалось написать? Трудно ли было работать?
— Могу сказать, что наибольшую поддержку мы получили от руководства Федеральной службы охраны и от Комендатуры Кремля. Как ни странно, ученые с меньшим воодушевлением относились к нашей инициативе: они придерживались официальной точки зрения, которая категорически утверждала, что иконы попросту не сохранились. Сам факт, что Фонд Андрея Первозванного терпеливо и настойчиво добивался урегулирования всех вопросов, связанных с получением допуска к киотам Спасской и Никольской башен, говорит о многом. Несомненно, если бы не поддержка Владимира Владимировича Путина, Дмитрия Анатольевича Медведева, Патриарха Алексия II и Патриарха Кирилла, ничего бы не получилось. И мы ждали бы еще десятки лет какого-нибудь случайного стечения обстоятельств, когда бы обнаружились иконы.

Хочу обратить особое внимание, что некоторые отечественные СМИ, думая больше о сенсации, а не об исторической правде, распространили неверную информацию, что «иконы были обнаружены случайно, в ходе проведения плановых реставрационных работ при подготовке Красной площади ко Дню Победы». Это неправда. А правда вот в чем: три года у нас ушло на подготовку к тому, чтобы только подступиться к открытию киотов; правда также и то, что благодаря подсказке сотрудников ФСО мы направили нанятых фондом специалистов-реставраторов к киотам Спасской и Никольской башен в тот момент, когда в Кремле действительно велись плановые реставрационные работы — нам не хотелось, чтобы наши специалисты привлекали к себе лишнее внимание. Таким образом, мы выдвинули гипотезу, проверили ее и только после обнаружения икон официально объявили общественности об этой уникальной во всех отношениях находке. 

— Из многочисленных репортажей, посвященных обретению икон, складывается впечатление, что реставрационные работы шли легко и быстро. Это действительно так?
— После получения подтверждения о том, что иконы сохранились, все были воодушевлены этой новостью. Однако в ходе первичных исследований были сделаны зондажи размером всего лишь 10 на 10 сантиметров. То, что мы увидели, не гарантировало стопроцентной сохранности всей фрески. Поэтому нам не терпелось приступить к открытию защитного слоя. Нам пришлось переждать майские праздники, затем 11 мая мы сообщили российской общественности о сделанном открытии, а вслед за этим подготовили и установили леса на двух башнях, чтобы в конце июня приступить к полному открытию иконы на Спасской башне. Вместе с комендантом Кремля Сергеем Дмитриевичем Хлебниковым я имел счастье подняться на строительные леса и стать свидетелем начала работы реставраторов по вскрытию киота. И только после того как значительная часть фрески предстала нашим взорам, я спустился на площадь и сообщил собравшимся журналистам о том, что икона Спасителя сохранилась. Через несколько дней был полностью открыт и образ Николая Чудотворца на Никольской башне.

— Как вы выбирали реставраторов и кто реставрировал иконы?
— На рассмотрение рабочей группы проекта восстановления надвратных икон Кремля было предложено пять реставрационных компаний, рекомендованных Росохранкультурой и Музеями Кремля. Созданная при Фонде Андрея Первозванного инициативная группа проекта восстановления икон Кремля остановила свой выбор на Межобластном научно-реставрационном объединении, руководитель которого, Сергей Филатов, вошел в состав рабочей группы проекта. За осуществлением реставрационных работ наблюдала специальная межведомственная комиссия. Один из мастеров, который непосредственно выполнял работы на Спасской башне, как будто бы сам явился из XIX века. Он не умеет пользоваться мобильным телефоном, старается избегать современных коммуникационных технологий, это глубоко верующий человек, с удивительно добрым и проникновенным взглядом. Он с большой осторожностью и трепетом выполнял реставрационные работы. В конце августа комиссия, состоящая из сотрудников Росохранкультуры, известных ученых, архитекторов и реставраторов, отметила высокое качество проведенных работ и объявила о завершении реставрации образа Спаса Смоленского на главной башне Московского Кремля. После чего произошло поистине историческое событие — освящение иконы Патриархом Кириллом в присутствии Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, которое освещали все центральные российские каналы и европейские СМИ.

— Освящение иконы было вдохновенным и глубоко молитвенным событием. Многие из собравшихся говорили о том, что испытали одно и то же чувство: свершилась воля Божия — обе иконы наконец вернулись на свое историческое место. И тем не менее осталось некоторое недоумение. Во-первых, будут ли иконы помещены в киот и закрыты стеклом? Во-вторых, очевидным диссонансом, нелепостью теперь является общий вид Спасской и Никольской башен: иконы Спасителя и Николы Можайского над воротами и красные звезды, венчающие сами башни. Как ни крути, это символ победившей богоборческой власти... Что вы об этом думаете?

— Начнем по порядку. Мы заключили договор с реставрационным объединением на проведение и финансирование реставрационных работ. Специалисты-реставраторы заверили нас, что живописный слой достаточно укреплен, чтобы некоторое время находиться в незащищенном состоянии. В ближайшее время, безусловно, будет изготовлено безбликовое защитное стекло со специальной рамой, плотно устанавливающейся внутри киота. Будет предусмотрена также система вентиляции. Сохранности фрески ничто не угрожает.
Уверен, что для всех людей, собравшихся на Красной площади 28 августа и 4 ноября, освящение икон останется незабываемым моментом, одним из самых ярких и трепетных. Несмотря на непогоду, чувствовалось удивительное единение всех, кто стоял на площади, молился и радовался этому поистине чудесному и судьбоносному событию.  

Что касается общего вида обеих башен, то, конечно, существует художественная и символическая неоднородность. Так же, как она присутствует и в нашей истории. Давайте радоваться уже совершенному действию — восстановлению исторической справедливости и возвращению икон на Спасскую и Никольскую башни. Не нужно забегать вперед и требовать всего и сразу. Почему-то ведь прошло двадцать лет с момента распада Советского Союза, а иконы были явлены только сейчас. Всему свое время! Господь всё управит.
Беседовал Сергей Чапнин
Фото Федора Мастепанова
и Клима Березуцкого
 

4 ноября 2010 г.
Ключевые слова: Москва, Кремль, реставрация
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00