Встретить Новый год с молитвой в храме Гражданский Новый год в нашем календаре соседствует с Рождеством Христовым. Как Новый год отмечают пастыри в дни, когда праздник с оливье и мандаринами стал для большинства соотечественников настоящим культом? «Журнал Московской Патриархии» попросил священнослужителей из разных стран рассказать, что для них значит новогодний праздник. PDF-версия.
30 декабря 2021 г. 14:30
Межпоколенческие семейные травмы Общаясь с человеком, священник сталкивается не только с конкретной личностью и ее прошлым. Он также имеет дело с историей его семьи, целого народа, страны. Эти истории влияют на судьбы отдельного человека и целых поколений. Они же составляют необходимый для понимания личности контекст. Протоиерей Сергий Павлов, практикующий психоаналитически ориентированный психотерапевт, размышляет о практике душепопечения, опираясь на профессиональные знания и собственный опыт работы. Его мысли, не всегда бесспорные, тем не менее могут быть полезны священникам в их служении. PDF-версия.
10 июня 2019 г. 13:55
Радость, которую ни с чем не сравнить 8 июля 2018 года, в день памяти святых благоверных Петра и Февронии, который совпадает с Всероссийским днем семьи, любви и верности, Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком женском монастыре г. Мурома. Именно там покоятся мощи святых покровителей супружества. В этот же день Предстоятель совершил освящение закладного камня на месте будущего кафедрального Богородице-Рождественского собора, взорванного в 1939 году. Каждый год 8 июля в Муром съезжаются тысячи людей, среди которых бывают и первые лица государства. ПДФ-версия
6 июля 2018 г. 13:19
Берегите женщин У 31-летней Натальи С. из Новочебоксарска усталые глаза, немного смущенный взгляд, а на руках — двухмесячная дочка Ангелина. Для молодой мамы, хочется верить, позади остается растянувшаяся на целый год сложная полоса из конфликтов и обид, телесных и душевных мук, визитов к врачам и к блюстителям порядка, раздумий об аборте, беременности и родов.
1 июня 2018 г. 14:33
Глазами поповичей Надежный и счастливый семейный тыл вдохновляет священника, как и любого другого человека, на более ревностное служение. Но далеко не каждому пастырю удается его создать. Порой быть хорошим мужем и отцом сложнее, чем окормлять духовных чад. «Журнал Московской Патриархии» давно хотел обратиться к важной теме семейных отношений священников, и поводом для начала такого разговора стала недавно вышедшая в свет книга Марии Свешниковой, дочери протоиерея Владислава Свешникова, «Поповичи». Эта книга, основанная на биографии известной журналистки и интервью с еще шестью поповичами и поповнами, по сути, первая попытка вытащить «из-под спуда» в российское публичное пространство тему воспитания и возрастания детей священников.ПДФ-версия
29 ноября 2017 г. 16:45
Попробуй быть мамой! После подписи Святейшего Патриарха на обращении, которое призывает исключить аборты из системы обязательного медицинского страхования, в обществе началась горячая полемика на тему о искусственном прерывании беременности. По этому поводу уже высказались и политики, и чиновники, и религиозные лидеры, тема активно обсуждается в СМИ и социальных сетях, участники которых не стесняются в выражениях в адрес Церкви. Между тем, Церковь борется с абортами, предоставляя каждой беременной женщине поддержку и участие в ее судьбе, о чем мы писали в июне этого года. В связи с актуализацией темы, мы вновь предлагаем вашему вниманию этот материал.
29 сентября 2016 г. 15:10
Теледосуг для всей семьи В Азове сняли цикл увлекательных телепередач для детей о Православии, народных традициях и ремеслах. Как заинтересовать самых требовательных и искренних зрителей — детей от 6 до 12 лет? Как отвлечь их хотя бы на полчаса от виртуальной реальности и побудить смастерить что-то своими руками? Как оживить в ребятах желание возродить забытые профессии, которые когда-то были частью народной культуры? На эти нелегкие вопросы современности попытались ответить создатели цикла из 18 детских телевизионных передач «Лоскутки» из города Азова Ростовской области, третий раз выиграв грант конкурса «Православная инициатива».
17 мая 2016 г. 14:22
В рамках фестиваля «Лучезарный ангел» состоится встреча с духовными чадами старца Паисия Святогорца Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел», проходящий по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла пройдет в этому году 12 раз.Ретроспектива отобранных на конкурс фильмов состоится с 31 октября по 9 ноября 2015 года в московском кинотеатре "Каро-Октябрь". Все это зрители смогут увидеть бесплатно. Об этом организаторы и члены жюри рассказали на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня"/
23 октября 2015 г. 17:30
Самый распространенный вид домашнего насилия - психологическое, считает православный священник В ОВЦС состоялся трехдневный семинар для священников, православных психологов, социальных работников и педагогов на тему «Базовые знания и навыки для эффективной помощи семьям с проблемами домашнего насилия и жесткого обращения с детьми».
19 ноября 2014 г. 15:01
В Московском Кремле открылся Международный форум «Многодетная семья и будущее человечества» В Государственном Кремлевском дворце открылся Международный форум «Многодетная семья и будущее человечества». Среди уже известных проблем, представляющих угрозу для демографии - разводы, аборты, миф о перенаселении планеты и число детей в семьях меньше трех, участники форума назвали еще одну проблему, не менее актуальную - это разрушение в сознании людей понятия традиционной семьи.
11 сентября 2014 г. 08:25
|
ЦВ № 23 (467) декабрь 2011 /
20 декабря 2011 г. 01:00
Вернуть в семью счастье. Проблема, которую может решить ЦерковьВ России 80 разводов на 100 браков — такова статистика, говорящая о катастрофе института семьи. На фоне отсутствия уважения супругов друг к другу и ответственности за свою семью явление домашнего насилия выглядит вполне закономерным. Но в условиях, когда его не признает государство, а у общественных организаций не хватает средств и ресурсов бороться с ним, надежды жертв (не только женщин, но и детей, стариков) обращены к Церкви. Ведь только у Церкви есть эффективный и надежный инструментарий для врачевания такой тонкой сферы межличностных отношений, как семейная жизнь.
«Новое» понятие или вечная история Домашнее насилие — явление столь же древнее, как и институт семьи, но само понятие было сформулировано уже в наше время. Тогда же произошло и осознание этой социальной проблемы. На Западе об этом заговорили в 1960–1970-е годы, а в странах СНГ — уже после распада СССР. В советском законодательстве не было понятия. Правда, женщины были вправе обратиться в милицию с заявлением о нанесении им телесных повреждений, такой парядок действует и сейчас. Однако, например, на Украине и в Молдове уже приняты законодательные акты, воддящие наказание за домашнее насилие, создана сеть приютов и консультаций. Статистика, приводимая в специальной литературе и с которой можно ознакомиться, как правило, уже устарела и содержит приблизительные цифры. Например, часто упоминается, что порядка 14 или даже 15 тыс. женщин в год в России погибают (!) от рук супругов или сожителей. Остальные цифры базируются на данных МВД, учитывающих «бытовые преступления» без выделения субъекта и объекта преступления. Но очевидно, что среди потока даже зарегистрированных бытовых преступлений значительная часть приходится на насилие, происходящее в семье.
В каждом дому по кому Специалисты различают домашнее насилие в отношении супругов, детей и престарелых родственников. Его проявления можно классифицировать по содержанию: физическое, психологическое и экономическое. Однако не всегда случаи рукоприкладства во время семейного конфликта, как уверяют специалисты, свидетельствуют об установившемся в семье насилии. И хотя такие явления не говорят о здоровом климате в семье, ситуация может быть нормализована путем саморегуляции. Имеется в виду, что обе стороны добровольно и непредвзято анализируют конфликт, одна из сторон осознает и признает неправомочность своей агрессии, у потенциальной жертвы не возникает страха, а факт «агрессии» не переходит в систему. Насилие как таковое начинается с психологической зависимости одного супруга от другого. У потенциальной жертвы появляется постоянный страх. В этой ситуации психологическое насилие со значительной степенью вероятности способно перейти в физическое, а в некоторых случаях даже привести к убийству одним супругом другого. Но в нашем обществе присутствует не только насилие мужей по отношению к женам, но и наоборот: насилие со стороны жен по отношению к мужьям. Показательно, что на эту тему была даже не так давно защищена диссертация. Причина в том, что алкоголизм, апатия, безволие многих современных мужчин препятствуют им стать либо подлинной главой своих семейств (что соответствует христианскому идеалу супружеского союза), либо быть равноправными членами этих семейств. Доминирующая женщина оказывает гнетущее психологическое воздействие на мужа, попадая в неестественное для себя положение. Особой проблемой является насилие по отношению к престарелым родителям и родственникам. В стране очень мало реабилитационных центров для престарелых людей, уход за одинокими стариками если и существует, то носит сугубо формальный характер. Городская инфраструктура, как правило, не предназначена для передвижения людей с ограниченными физическими возможностями. Что уж говорить о том, что никакой защиты те престарелые граждане, которые подвергаются насилию со стороны детей, внуков, племянников, не получают. Если о физическом и психологическом насилии известно достаточно много, то об экономическом насилии такого сказать нельзя. Специалисты выделяют его как особый вид установления угнетающего контроля одного члена семьи над другим. Например, когда муж лишает жену и детей средств на приобретение насущных вещей или продуктов питания. Есть случаи, когда один из супругов является единственным кормильцем семьи, но другой при этом отбирает у него все заработанные деньги и распределяет их по своему усмотрению, иногда на цели, не имеющие ничего общего с благом семьи. Но случаи, когда супруг не дает своей «половинке» или своим чадам расходовать средства на ненужные вещи и роскошь, нельзя признать каким-либо насилием. Основным критерием для идентификации экономического домашнего насилия должен быть нравственный критерий. Характерно, что кроме косвенных жертв домашнего насилия (как правило, это дети) от него страдают и сами обидчики. И если жертва испытывает физическую боль, психологическое угнетение, страх, то и душевное состояние обидчика едва ли можно назвать комфортным. Помощь нужна всем: и жертвам, и обидчикам. Например, в некоторых странах Запада обидчики по судебному решению посещают психологические тренинги. В то же время, согласно исследованиям, если ребенок хотя бы раз увидел акт насилия со стороны отца по отношению к матери или другому родственнику, то это может оказать влияние на всю его жизнь, привить представление о допустимости такого поведения и стать образцом отношений со своей будущей супругой и собственными детьми. Какой может быть позиция Церкви в отношении различных видов домашнего насилия? Можно ли всё, что секулярные специалисты в этой области называют негативным явлением, считать таковым с христианских позиций? И что может сделать Церковь для предотвращения этого пагубного явления?
Помощь Церкви и общества Чтобы понять, как помочь жертвам домашнего насилия, необходимо разобраться в его причинах. Очевидно, главная из них — это кризис семьи. Среди мирских организаций, работающих с проблемой домашнего насилия, есть как государственные, так и частные кризисные центры (наиболее известный из них — национальный центр —«АННА»). Однако их средства, как правило, крайне ограничены. С одной стороны, у нас в стране нет служб доступной психологической помощи, кризисных центров и убежищ, а с другой — существует не вполне адекватное понимание причин насилия. Не всегда такие организации имеют четко проработанную теоретическую, методическую, идейную базу для своей работы. Еще один нюанс: жертвами домашнего насилия априори считаются только женщины, когда на самом деле страдают и мужчины, и дети, и старики. В системе помощи часто используются готовые методики, переведенные из зарубежных пособий. Однако в практической работе необходимо учитывать национальные особенности. Важно понимать, что любая попытка решить проблемы домашнего насилия связана с очень деликатной сферой внутрисемейных отношений. Государству, общественным организациям или корпорациям трудно вмешиваться в эту сферу, не затрагивая естественные права на личную и семейную тайну. Только Церковь обладает уникальными средствами влияния на климат в семейных союзах своих чад. Одно из них — исповедь и епитимья. Да, не у каждой верующей православной семьи есть свой постоянный духовник. Не всегда священник найдет время поговорить с супругами вне таинства исповеди и помочь им советом. Тем не менее окормление духовника и участие семьи в приходской жизни является своего рода залогом, что если в брачном союзе возникнет напряжение, способное привести к насилию, то оно может быть заблаговременно снято продуманными действиями пастыря. Но что делать в условиях, когда часть молящихся в храме либо не участвует регулярно в таинстве исповеди, либо не исповедуется подробно? Или когда один из супругов — верующий, а другой — нет? В этом случае церковным средством, с помощью которого можно заявить о недопустимости домашнего насилия, является проповедь. Исповедь и проповедь в деле предотвращения домашнего насилия способны быть хорошим средством профилактики и реагирования, но преимущественно внутри самой Церкви. Вместе с тем Церкви стоит озвучить важность проблемы и для «внешней» аудитории, когда о ней говорят в СМИ и священноначалие, и авторитетные священники. Особое беспокойство вызывает государственный подход в решении проблемы насилия по отношению к детям. Чего стоят примеры «успеха» службы ювенальной юстиции, разрекламированные в СМИ и социальных сетях, приводящие к катастрофе внутри семьи. А между тем это следствие действий, когда чиновники хотят отрегулировать все семейные отношения законодательно, дав детям право жаловаться на своих родителей. На самом деле помощь ребенку (тем более церковная помощь), страдающему от насилия со стороны родственников, не имеет ничего общего с ювенальной юстицией. Помочь таким детям — долг каждого христианина и особенно приходской общины. Но эта помощь должна быть направлена на сохранение традиционного уклада семьи и на созидание в ней мира и гармонии в противовес принудительному изъятию детей из семьи. То же самое можно сказать и о помощи старикам. Церковь может и уже содействует изменению отношения общества к престарелым. Несомненно, что некоторые епархии могут открыть у себя и собственно церковные геронтологические центры, где подвергающиеся насилию старики получат помочь, совет, временное убежище.
Нужна концепция по проблеме домашнего насилия Итак, мы сделали небольшой обзор такого социального явления, как домашнее насилие, попытавшись взглянуть на его особенности с точки зрения Церкви. Для создания более ясной картины необходимы данные о положении в семейных взаимоотношениях, а стало быть, нужны новые исследования. Не исключаем, что проблемы института семьи будут изучаться и церковными учеными. Синтез богословского понимания проблем современного общества и «полевые данные» создадут полезный инструментарий для деятелей практической сферы. Прошедшее десятилетие Всемирный совет Церквей объявлял десятилетием за преодоление насилия. В качестве примера возьмем Румынию, одну из самых слабых в экономическом отношении стран Европы. Так, в списке социальных учреждений Румынской Православной Церкви сотни центров, приютов, благотворительных столовых и в их числе — 121 центр для детей (как постоянных приютов и интернатов, так и временных убежищ), 25 центров для престарелых (в том числе предоставляющих временное жилье), 23 центра для семей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах. В этих центрах и приютах могут найти поддержку и помощь в том числе и жертвы домашнего насилия. При этом есть и специальные церковные учреждения, дающие приют жертвам домашнего насилия и ведущие с ними психологическую работу. В качестве примера можно привести приют им. Патриарха Юстиниана, действующий в Бухаресте. Русской Православной Церкви необходима соборно выработанная и одобренная концепция по проблеме домашнего насилия, подобная Социальной концепции и Концепции по ВИЧ/СПИД. Она позволит четко определить критерии, по которым епархии и приходы смогут открывать приюты для женщин и детей в критическом положении: как Церковь может участвовать в государственной опеке, устанавливаемой за такими семьями (на правах крупнейшей общественной структуры в стране), и какой будет профилактическая работа на уровне епархий и приходов для предупреждения домашнего насилия. Важно, чтобы пусть не повсеместно (в каждой епархии, в каждом благочинии), но хотя бы в каждом ныне создаваемом митрополичьем округе была завершенная система церковного реагирования на домашнее насилие: от системы превенции и оперативной помощи до длительной психологической и духовной реабилитации.
20 декабря 2011 г. 01:00
Ключевые слова:
дети, социальное служение
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|