iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Аналитика
Опыт храмовой флористики, как отдельного направления в Церкви, в России насчитывает всего полтора-два десятка лет
ЖМП № 5 май 2017 /  20 июня 2017 г. 13:45
версия для печати версия для печати

Цветы жизни

Основные законы и правила современной храмовой флористики ПДФ версия

Остатками рая на земле цветы называл святой праведный Иоанн Кронштадтский. Совершенно естественно, что эти замечательные дары природы люди с давних пор приносили в храмы, чтобы выразить таким образом свое восхищение красотой Божьего творения. Однако опыт храмовой флористики как отдельного направления церковного благоукрашения в России, в отличие от зарубежья, насчитывает всего какие-нибудь полтора-два десятка лет. Не оценивая профессиональное мастерство флористов и не критикуя отдельные проекты, попытаемся разобраться, чем руководствуются в своей работе специалисты, и предостеречь заказчиков от грубых ошибок. Почему роз должно быть мало, а гвоздик много, как украсить паникадило и без чего не обходится почти ни одна флористическая -композиция?

Если не принимать в расчет многолетники в цветочных горшках на подоконниках в притворах и в трапезных, которые культивируют отдельные энтузиасты, то в течение долгих десятилетий растительный мир в православных церквах ограничивался вечнозелеными хвойными на Рождество Христово, традиционными березками и травой в Троицын день, первоцветами на Пасху и в Светлую седмицу, а также отдельными букетами перед особо чтимыми иконами и возле центрального аналоя. Композиционные флористические решения в Церкви стали появляться уже на памяти нынешнего поколения: в середине 1990-х годов в Москве и в начале 2000-х в провинции. Тем не менее зарекомендовавшие себя за это время практики позволяют говорить о вполне сформировавшейся российской школе храмовой флористики.

Цветы и цвета: гармония гаммы

«Цветочным оформлением храмов часто занимаются люди, не имеющие отношения к профессиональной флористике. С другой стороны, подавляющее большинство флористов не воцерковлено. Я — счастливое исключение: мое воцерковление случилось через флористику и благодаря ей», — говорит одна из основоположниц отечественной школы храмовой флористики Галина Кондратьева.
В начале 2000-х Кондратьевой в журнале «Цветы», который тогда только начинал издаваться (Галина Петровна и ныне в нем работает — заместителем главного редактора по флористике), поручили подготовить материал по праздничному украшению храмов. Вскоре она познакомилась с ризничим Данилова ставропигиального монастыря иеромонахом Зосимой (Давыдовым, позднее епископом Якутским и Ленским; †2014).

«Со временем он стал моим духовным отцом. А тогда преподал первый урок храмовой флористики, благо художественное образование учителя позволяло. Завел в ризницу и говорит: “Видишь облачения? Запоминай основное правило: цвет цветочного убранства должен следовать цвету праздника, аккомпанировать ему”».
Итак, в определении ансамбля цветочного украшения, приуроченного к тому или иному торжественному событию, первенствует колористический принцип. Традиционных цветов облачений не очень много, а их использование в те или иные дни годичного либо седмичного круга богослужений строго регламентирует церковный Устав. Однако буквальное соблюдение этого правила, которое можно назвать главным началом храмовой флористики, серьезно стеснило бы мастеров, сильно ограничив полет их творческой фантазии. Поэтому следовать ему лучше, соблюдая меру и не забывая, что цвет того или иного дня церковного года определяет также и иконография празднуемого в этот день святого или иконы (см. таблицу).
«Цвет в нашем искусстве важнее формы и фактуры (зримого и осязаемого характера поверхности. — Прим. авт.), — продолжает Кондратьева. — Часто люди ассоциируют праздник с ярким, пестрым украшением. К примеру, однажды в день преподобного Сергия довелось лицезреть грубейшую ошибку в цветочном убранстве храма: белые соцветия с розовыми венчиками. А ведь прославленному во святых монаху должно соответствовать сочетание белого с зеленым!»

Определившись с цветом, следует сделать первоначальную оценку сметы для всей композиции. «Для профессионального флориста при этом важен подход к композиции в едином стиле (см. Краткий словарик используемых терминов, далее Словарик. — Прим. авт.), в единой технике, в единой цветовой гамме, в одном материале», — подчеркивает Кондратьева. Для цветочных украшений храма к большим торжествам на приходах сейчас, как правило, используют целевые пожертвования того или иного мецената (группы меценатов). Кроме того, в храмах часто можно увидеть специальные ящики для пожертвований «на цветы к празднику». Отметим: праздничная флористическая композиция — удовольствие недешевое. Так, украшения Успенского храма в Архангельске и Владимирской иконы Божией Матери на последней выставке проекта «Россия. Моя история» в Центральном выставочном зале «Манеж» (подробно они рассмотрены ниже) обошлись соответственно в 85 тыс. рублей (с оборудованием — 100 тыс. рублей) и в 40 тыс. рублей — и это с учетом того, что сами флористы, за редчайшим исключением, трудятся во славу Божию. А вот композиция на престольный праздник в Большом соборе Донского монастыря (ежегодно туда доставляют храмовую икону из Государственной Третьяковской галереи) тянет на 180 тыс. рублей.

Конечно, редкий приходской бюджет сегодня может разбрасываться подобными суммами направо и налево. Поэтому заказчику лучше заранее запросить эскиз цветочного украшения, а исполнителю своевременно озаботиться его составлением. Для этого флорист-подрядчик должен обмерить украшаемые элементы храмового интерьера, рассчитать исходя из концентрации расположения цветов их необходимое количество и нанести все эти параметры на рабочий чертеж, раскрасив его на финальном этапе акварелью или цветными карандашами. Подобный рабочий документ окажет неоценимую помощь как на стадии обсуждения проекта, так и при его реализации, особенно если предполагается задействовать не одного исполнителя, а мастера с коллективом помощников. Последний штрих на этой стадии — обязательно получить благословение священнослужителя на украшение конкретных элементов храмового убранства (Царских врат, иконы на центральном аналое, иконостаса и т.д.).

Между сметой и складом

Но вот выбрана цветовая гамма, рассчитано необходимое число цветов, имеются гарантии оплаты на ту или иную конкретную сумму. Казалось бы, дальше в дело вступает творческий полет? Как бы не так!
«Ни в коем случае нельзя забывать о другом важнейшем факторе: цветы различаются по степени их благородности, — продолжает Галина Кондратьева. — Выделяют цветы высокой, средней и групповой значимости. К первым относятся самые дорогие: роза, гортензия, амариллис. Они сами по себе представительны, интересны как по размеру, так и по образу. Ко второй группе относят кустовую хризантему, гвоздику, гипсофилу, тюльпаны, гиацинты. Наконец, к третьей группе — фиалки, незабудки. В одном монастыре я была неприятно поражена: на престольный праздник собор там украсили хризантемами и маленькими гвоздиками, объяснив подобное решение скудостью бюджета. Принципиально неверный подход! Не хватает денег — сократите количество того, что вы хотите украсить. Но праздник — это прежде всего благородные цветы. Хорошо известен приницип: чем значимее цветок, тем меньше их должно быть в композиции. Так, одной розой эмоцию выразить можно. А вот одной гипсофилой — нет, понадобится целый букет. Фиалок же в храмовом пространстве и букета не хватит (он будет смотреться комично, если не сказать хуже) — таких цветов, если использовать их серьезно, необходим целый продуманный ансамбль, обширная объемная композиция».

Еще один важный принцип, которым не следует пренебрегать, — устойчивая символика тех или иных растений. Традиционно считают, к примеру, символом Божией Матери лилию. И это, конечно, справедливо. Но всё же правильнее ассоциировать с Нею в первую очередь розу (светлых тонов, лучше белую, но только не бордовую). И, наконец, лучше не использовать внутри храма цветы с сильным ароматом.
Когда же все эти факторы и парамет-ры соблюдены, а конкретный ассортимент определен — пора заказывать цветы. Конечно, современные флористы не делают это в ларьке у ближайшей станции метро. Если работа по созданию украшения храма ведется планомерно, без авралов, они пользуются сетью больших холодильных комплексов, ведущих торговлю крупным и мелким оптом. В Москве популярны базы «Старлайт» и «7 цветов». На территории последней, что крайне удобно, располагается также обособленное подразделение — магазин «7 цветов — Декор», где флорист может найти все необходимые приспособления, инструменты и материалы (этого ассортимента мы кратко коснемся ниже). Они принимают предварительные заказы от клиентов за три недели до поставки. «Чем это выгодно? — рассуждает Галина Кондратьева. — На “Старлайте” я всегда могу заказать сотню пионов сорта Look Сhoice, который в свободной продаже в городе вы днем с огнем не найдете». Похожим алгоритмом пользуется самый опытный архангельский храмовый флорист Анна Семенихина — только, по ее признанию, товар в поморской столице несколько дороже.

«Если же работать приходится в цейтноте, годится и Рижский цветочный рынок, — добавляет флорист храма Пророка Божия Илии «Обыденного» в Москве Наталья Гусарова. — Им я пользуюсь также, если цветов требуется не очень много. Конечно, там нет таких условий хранения, как на оптовой базе. Но зная график поставки (а в эту торговую точку свежие цветы приходят по вторникам и пятницам), можно приобрести весьма качественную продукцию». Рынком же у Киевского вокзала Наталья Сергеевна пользоваться не рекомендует категорически: туда «сбрасывают» продукцию на пределе товарного вида. Впрочем, опытному флористу достаточного беглого взгляда на пару-тройку растений, чтобы определить качество всей партии. Начинающему же Гусарова советует руководствоваться парой главных критериев. Во-первых, обращать внимание на нижнюю «рубашечку» (венчик) цветка: он должен быть плотный, «бодрый». Во-вторых — на листву: нормальные свежие листья — четкий признак жизнеспособности самого цветка.

Оазис как выход: гирлянды настоящие и...
не совсем

Выше мы пользовались термином «композиция», не давая ему строгого определения. Немного отходя от академически строгого изложения азов флористики, разделим все возможные способы объединения отдельных цветов в цельные декоративные ансамбли в храмовом пространстве на три большие группы: букеты, композиции и гирлянды.
Под букетами будем понимать несколько связанных между собой -цветов — одинаковых или разных. Искусство создания букета применительно к храмовой флористике практически не имеет отличительных особенностей. Укажем лишь, что в день хиротонии рукоположенному духовному лицу принято преподносить букет из цветов белого цвета. Предпочтительнее, кроме того, чтобы нижняя часть букета была закрыта, иначе принявший его в подарок может пораниться или измазаться о стебли.

Композицией назовем скомпонованный в геометрически ограниченном объеме, меньшем по сравнению с характерным размером интерьера самого храма, единый ансамбль из цветов, напрямую между собой не соединенных (как вариант — даже не соприкасающихся). Композиции могут быть напольными, настольными и подвесными. Понятно, что для создания подобной структуры на практике необходима некая опорная основа или, как говорят во флористике, единая база. Очень долго мастера формировали композиции только из стойких растений (с расчетом на весьма ограниченный срок службы, не превышающий нескольких дней) либо из сухоцветов. Использование живых цветов вызвано отсутствием материала базы, пригодного для жизнеобеспечения стеблей и способного к тому же удержать в равновесии сам цветок. Наконец в конце прошлого века в Дании был изобретен подобный гигроскопичный субстрат — пористый капиллярный материал, по виду напоминающий вспененный кремний. Формула и технология его изготовления держатся в строжайшем секрете, а производителем-монополистом выпускаемого в виде «кирпичиков» разных форм и размеров изделия (в обиходе известного как флористическая губка) является транснациональный концерн «Оазис». Поэтому часто на профессиональном жаргоне губку именуют просто оазисом. Кирпичики губки-оазиса незаменимы в подавляющем большинстве композиций в храме, и мы коснемся технических особенностей работы с ними ниже.

Гирлянды в силу своих преимуществ занимают в мире храмовой флористики одно из главенствующих по распространенности положение. Гирлянда — это плотно сплетенные между собой цветы, ветки и зелень, внешне напоминающие объемный жгут или ленту. По геометрическим признакам выделяют два основных вида гирлянд: простые (прямые или с провисом) и градуированные. В отличие от вторых, первые имеют одинаковую толщину по всей своей -длине.

По характеру же конструирования гирлянды могут выполняться в технике плетения, на оазисе (иначе пластичные) или на лекале. Вторая и -третья разновидности суть имитации настоящей гирлянды: подобно цветам в композиции растения в них не сплетаются между собой, а удерживаются на «кирпичиках» оазиса, соединенных между собой при помощи вспомогательного связующего крепежа.
Для оси плетеной гирлянды вполне подойдет любой шнур в оплетке с ближайшего радиорынка. При плетении простой гирлянды сначала следует рассчитать необходимое количество растительного материала на погонный метр и обрезать стебли подобранных растений по одинаковой длине. Простая гирлянда с провисом плетется подобно прямой, только длина шнура должна превышать расстояние между конечными точками гирлянды. В отличие от простой, градуированная гирлянда собирается из растений с обрезанными по разной длине стеблями. Минимальная длина при этом должна быть у располагающихся ближе к краям стеблей, максимальная — у тех, что в центре. За счет постепенного увеличения длины и происходит наращивание объема в центре гирлянды.

Для гирлянды на оазисе блоки флористической пены при необходимости разрезаются на нужное количество компонентов, пропитываются водой и пристыковываются друг к другу торцевыми частями. В таком виде они плотно обматываются полиэтиленовой лентой либо помещаются в сшитые между собой тонкие полиэтиленовые пакеты. Получившийся рукав-«колбаска» оборачивается декоративной сеткой и окончательно зашивается, а также снабжается по крайним точкам крепежными концами. Затем с одной из граней сочлененных оазисов устанавливаются растения, гирлянда подвешивается за крепежные концы проволокой, и цветы устанавливаются с других ее сторон. Пластичную гирлянду, как и плетеную, тоже можно сделать градуированной. Только в этом случае видимое утолщение в центре гирлянды достигается за счет более высокой «посадки» цветов на оазис в центре и более мелкой по краям. Чтобы облегчить работу и избежать промахов, опытные флористы советуют при изготовлении пластичной градуированной гирлянды начинать устанавливать стебли с центра гирлянды и по всей ее длине заранее разместить несколько маячков — палочек, соответствующих высоте «посадки» в данной конкретной точке.

Гирлянда на лекале фактически та же гирлянда на оазисе, только предназначенная не для подвешивания, а для установки на горизонтальную поверхность или для крепления к вертикальной стенке. Сетка здесь не нужна, зато понадобится флористическая лента «анкор». Но сначала необходимо изготовить лекало — подложку из прочной фанеры толщиной 0,7–0,8 мм, на которую, собственно, и помещаются полиэтиленовые пакеты с пропитанными водой блоками оазиса. Такая конструкция экономична и предотвращает попадание влаги на опорную поверхность (например, на тябло или на нижний карниз иконостаса). Далее блоки оазиса лентой закрепляются на лекале, само оно через предварительно просверленные отверстия при помощи крепежных концов и проволоки — к оформляемому элементу, и рабочая поверхность гирлянды украшается цветами.

Основное оборудование, инструменты, расходные материалы
Как, наверное, уже понял читатель, современный флорист не обойдется без блоков оазиса, который питает растения в композициях и в гирляндах. Изделие это незаменимое, поскольку уникальным образом сочетает гигроскопичность с механической возможностью удерживать стебель цветка в своем объеме. Стандартный «кирпичик» оазиса размером 17х11х8 см быстро впитывает в себя около литра воды и отдает затем эту влагу растениям постепенно в течение трех недель. Стебли же просто протыкаются в оазис, свободно входя в него и удерживаясь внутри силой трения.

За все эти преимущества необходимо платить. Блоки оазиса трудно утилизируются (этот материал совершенно не горюч), но главное — они одноразовые. До сих пор, правда, умельцы ухитряются, тщательно высушив их, использовать повторно, несмотря на оставшиеся отверстия от цветочных стеблей. Но в третий раз подобный фокус уже точно не пройдет. А материал это довольно дорогой: в магазине «7 цветов — Декор» стандартные «кирпичики» в зависимости от марки стоят от 229 до 279 рублей. Конечно, одним «кирпичиком» композицию не выстроишь, а вот упаковка из 16 цилиндрических губок, приблизительно соответствующих по объему стандартному «кирпичику» (подобная форма специально разработана для гирлянд), стоит уже 1128 рублей. Формируя с помощью оазиса сложный, богато декорированный цветочный ансамбль, флористы руководствуются следующим важным правилом: сначала на блоки флористической пены надо установить зелень, которая в качестве декоративного фона закроет основу со всех сторон, и только затем — цветы. Такой порядок справедлив как для плоскостных композиций, так для гирлянд.

Не менее важен секатор. Профессионалы именуют его флористическими ножницами. Выпускается подобная продукция в великом разнообразии — вплоть до изделий с титановым лезвием. Правда, таковых в магазине при цветочном складе не оказалось, а цены на то, что было, колебались между 159 и 859 рублями.
Сетку для придания и удержания формы подвесной композиции или гирлянды делают в России. Некоторые флористы отдают предпочтение обычной рабице (рулон длиной 5 м и диаметром ячейки 25 мм стоит 262 рубля 30 копеек), но выпускается и специальная продукция для флористов из окрашенной в разные цвета меди (2,5-метровый рулон — 164 рубля 70 копеек) Наконец, флористическая лента «анкор» — говоря житейским языком, односторонний скотч — обычно продается в катушках 50-метровой длины: при ширине 12 мм она стоит 284 рубля, а типоразмер вдвое уже — ровно вдвое дешевле. Если речь не идет о сложных пространственных композициях или множестве гирлянд, пары-тройки рулонов сетки и одного мотка ленты на одну работу в пределах храма обычно хватает.

Главные объекты: Царские врата, иконостас, паникадило, центральный аналой с праздничной иконой
Именно эти места украшаются цветами на праздник в первую очередь, поэтому разберем принципы их флористического оформления отдельно. Всех их объединяет общий важный признак: конкретные варианты решений задаются геометрией декорируемого элемента.
Говоря архитектурным языком, типологическим навершием Царских врат служит полукруглая арка, форму которой повторяет располагающийся выше проем в иконостасе. Именно последний обычно и декорируется гирляндой. Крепится та, как правило, к сени над Царскими вратами. Только непростая форма вместе с довольно протяженным линейным размером гирлянды требуют дополнительного оснащения: необходимо не просто закрепленное на какой-то плоской поверхности лекало, а опорная основа, заранее изготовленная из фанеры или металлического профиля. Она также имеет форму полукруглой арки и крепится непосредственно к иконостасу. Если же это невозможно, ее опирают на пару дополнительных стоек. Тогда устои из металлического каркаса закрепляют в наполненных цементным раствором емкостях. Таким образом, они должны обеспечивать надежность конструкции, то есть выдержать вес пропитанной водой флористической пены и самих цветов.

Украшая иконостас, гирляндами, обычно декорируют его местный чин: верхнее тябло, нижний карниз и пространства между иконами. На Пасху здесь прекрасно смотрятся выполненные из растительного материала буквы пасхального приветствия и цветочные «яйца».
Технически непросто украшать паникадило. Задача облегчается, если конструктивные особенности позволяют временно опускать его на пол. Если же это невозможно, работать приходится на высоте. В этом случае заранее необходимо определить главный (большой, максимальный) диаметр светильника. Вполне реально сделать это дистанционно: отметить на полу проекции двух диаметрально противоположных элементов внешней конструкции паникадила, а затем измерить расстояние между ними.

В плане паникадило представляет собой сложную комбинацию концентрических окружностей (опорных колец) и соединяющих их по хордам и радиальным отрезкам связей. Поэтому его цветочное убранство состоит из нескольких прямых или замкнутых в кольцо гирлянд, вместе составля-ющих звезду. Прежде всего флористу необходимо определить, использовать ли в этом случае блоки оазиса, достаточно ли будет плетеной гирлянды, либо же эти варианты можно совместить. Дело в том, что крупная, толстая гирлянда с жизнеобеспечением не очень эстетично смотрится на ажурном паникадиле, сами связи и опорные кольца которого легки и прозрачны; с другой стороны, плетеная гирлянда не сможет долго радовать глаз. В остальном декорирование паникадила не отличается от изготовления гирлянд для других элементов храма.

По сторонам от аналоя с иконой праздника обычно располагают напольные вазы или высокие подставки с букетами либо самостоятельными композициями: одну между аналоем и Царскими вратами плюс по одной по бокам. Чтобы украшение смотрелось гармонично, его приподнимают при помощи стоек или подсвечников.
Саму же икону на аналое можно украшать множеством различных способов. Самый простой и эстетичный — разместить композицию с оазисом на фанерной подложке, на которую помимо флористического убранства следует поместить и саму святыню. В этом случае подойдет фанера толщиной 10 мм, размером несколько большая по сравнению с самой иконой. В ней для крепления блоков оазиса заранее просверливаются отверстия. Блоки пены пропитываются водой, заворачиваются в пленку и проволокой закрепляются на фанере. Затем на основу устанавливают цветы и по завершении работы полагают икону в центральную часть аналоя на подкладку из мягкой ткани. Если надо богато украсить большую по размеру икону, то начать следует с декоративной зелени, затем перейти к определяющим основной тон, размер и контур крупным цветам и уже в конце добавить линии и задать ритм мелкими цветами. Растения на оазисе лучше помещать на разной высоте: это позволит избежать монотонности, излишней плотности.

Если времени достаточно и на приходе работает квалифицированный плотник, можно изготовить подложку с двойными бортиками, в промежуток между которыми закладываются блоки оазиса. Такая конструкция устойчивее, но увеличивает механическую нагрузку на аналой. Бывает, скромный размер аналоя не позволяет «вписать» в себя подложку: там едва помещается лишь сама икона. Тогда емкость с пропитанными водой блоками оазиса укрепляют на верхней его части и затем уже устанавливают там цветы.
Правила украшения остальных элементов в храме
Можно украсить и другие иконы, в том числе закрепленные на стенах. Обычно для крепежа базы или подложки в этом случае служат киот или оклад. Икону, у которой нет ни киота, ни оклада, можно оформить крепящимися к обратной и боковым ее сторонам гирляндами.

Крест, выносимый из алтаря для поклонения верующих, украшается на Крестопоклонную неделю и в праздники Воздвижения и Происхождения Честных Древ. Возможны три варианта полноты цветочного декора: затрагивающие только саму святыню; только аналой, на который та полагается; и крест, и аналой. Для украшения самого креста заранее изготавливается фанерная подложка, в которой по периметру двумя параллельными строчками просверливаются отверстия для закрепления сплетенной гирлянды при помощи проволоки. Дополнительное уширение подложки позволит разместить гирлянду на оазисе. При оформлении аналоя на нем закрепляется обтянутая тканью фанерная подложка, к которой крепится гирлянда (идущая по периметру подложки, повторяющая контур креста или описывающая его по окружности).
Традиционным цветом для украшения Плащаницы Христовой считается белый; на Богородичной Плашанице к нему добавляются голубой и синий тона. Чаще всего этот элемент облачения украшается гирляндой — замкнутой, расположенной по всему его периметру, или П-образной по трем его сторонам. Для надежного крепления гирлянды полотно Плащаницы осторожно протыкают концами согнутой пополам проволоки, гирлянда пропускается между этими «усиками» и затем надежно ими фиксируется. В случае особо ценной Плащаницы гирлянду размещают вокруг нее на специально устроенной подставке либо на самой гробнице, на которую положено облачение.

Флористическое украшение для раки с мощами святого в целом выстраивается так же, как и для больших икон или для иконостаса. Только в данном случае роль подложки выполняет заранее изготавливаемая деревянная рама. Ее лучше обернуть мягкой материей, чтобы не повредить саму раку.
Пономарскую свечу убирают венком, закрепляющимся на месте соединения той с подсвечником. Поскольку во время Божественной литургии пономарская свеча располагается перед закрытыми Царскими вратами, их цветочные украшения должны быть созвучны. В принципе на время одного богослужения жизнеобеспечение цветов на свече не требуется. Однако перед архиерейскими богослужениями, которые увенчиваются продолжительной официальной частью, можно использовать и небольшие блоки оазиса в форме кольца. Они закрепляются вокруг отверстий для свеч на дикирии и трикирии и заполняются цветами, которые плотно приматываются лентами к светильнику за нижние части стеблей.

Вертеп прежде всего представляют как элемент праздничного убранства храма к Рождеству Христову, где первую скрипку играют продуманная конструкция, а также ее талантливое иконописное и мини-скульптурное наполнение. Но флористы тоже могут сказать в его украшении свое слово, причем далеко не последнее! «Летом заготовила колосья пшеницы и овса, планирую использовать их в партерной части вертепа, — делится творческими планами Анна Семенихина. — Без жизнеобеспечения он простоит очень долго».
Наконец, по отдельному заказу возможны цветочные украшения храма к таинствам венчания и крещения. Их особенности следует заранее оговорить со служащим священником и участниками самого таинства.

При подготовке материала использована монография Галины Кондратьевой «Храмовая флористика. Искусство украшения храма цветами» (М.: ООО «КИТАС», 2013).

Пять правил начинающим

Несмотря на большое количество сдерживающих фантазию ограничений и предписаний, хотелось бы в заключение напомнить: храмовая флористика — прежде всего искусство. Заранее готовых рецептов успеха в нем нет, а копирование однажды найденного успешного решения со временем приедается. Тем не менее следование следующим пяти главным правилам позволит избежать ненужных потерь времени и сил и поможет быстрее нащупать верный путь.

1. Перед составлением проекта украшения храма цветами и перед началом его реализации обязательно получайте благословение настоятеля, без которого самые креативные идеи, скорее всего, окажутся обречены на неудачу.
2. Приступая к са-мостоятельной работе по церковной флористике, получите хотя бы базовые знания по этому предмету.
3. Заранее озаботьтесь составлением эскизного проекта будущего цветочного ансамбля.
4. Не придумывайте собственных техник и способов крепежа: этот «велосипед» уже давно изобретен, апробирован и надежно испытан.
5. Прежде чем сетовать на дороговизну зеленого фона для цветов, подумайте: а стоит ли специально закупать декоративную траву? Летом для этой цели вполне подойдут пижма, черничник, брусничник, боярышник, ветки рябины; зимой — хвоя ели и сосны.

Краткий словарь используемых терминов

Амариллис — многолетнее растение семейства амариллисовых, состоящее из одного вида — Амариллис белладонна, или прекрасный (Amaryllis belladonna). Считается одним из самых красивоцветущих комнатных растений. Крупные колокольчатые соцветия разнообразной окраски с нежным ароматом очень эффектно смотрятся на высоком цветоносе.
Гиперикум (лат. Hypericum) — зверобой. Относится к семейству зверобойных, которое включает в себя порядка ста десяти видов (несколько в свой ареал произрастания включают Россию).
Дендробиум (лат. Dendrobium) — род многолетних травянистых растений семейства орхидные. Цветки разнообразны по размеру, форме и окраске. Некоторые виды обладают приятным ароматом. Общим для всего рода признаком является трубчато свернутое вокруг колонки основание губы.
Гипсофила, или Гипсолюбка (лат. Gypsophila), — род растений из семейства гвоздичные. Включает в себя около 150 видов, произрастающих в Южной Европе и во внетропической Азии; известен и один австралийский вид. Цветки мелкие, белые, беловато-зеленые, розоватые и розовые, устроены по типу цветков семейства гвоз-дичные.
Ранункулюс (лат. Ranunculus, от лат. rana — «лягушка») — лютик, род однолетних или многолетних травянистых растений семейства лютиковые. Водные или наземные травы с едким, а иногда и ядовитым соком. Цветки одиночные или собраны в сложные соцветия.
Скиммия (лат. Skimmia) — вечнозеленый кустарник из семейства рутовых, вырастающий в высоту до 1 м, с продолговатыми блестящими листьями. Ее родиной являются Гималаи, Япония и Китай.
Стиль (применительно к храмовой флористике) — совокупность характерных черт и признаков, определяющих единое восприятие сторонним наблюдателем убранства храма цветами и влияющих на молитвенный настрой участников богослужения.
Эустома (лат. Eustoma) — ирландская роза, род из семейства горечавковых, состоящий из одного вида — Эустома крупноцветковая (Eustoma grandiflorum). Роскошное растение высотой от 30 до 90 см с ветвистыми побегами, простыми, элегантными листьями с сизоватым отливом и цвет-ками, напоминающими гибрид розы и мака.

В качестве примера подробно рассмотрим два реализованных в прошлом году флористических проекта — одинаковых по количеству задействованных в них специалистов, но различающихся по уровню сложности, трудозатратам и общей стоимости.

1. Украшение Владимирской иконы Божией Матери (список из кафедрального соборного Храма Христа Спасителя) перед торжественным открытием выставки «1945–2016» проекта «Россия. Моя история» в Центральном выставочном зале «Манеж».
Икона — главная святыня развернутого в пространстве большого зала выставочного проекта, рассчитанного на несколько недель. Несмотря на двукратную смену цветов в течение всего срока экспозиции, добиться полной сохранности цветков даже при использовании жизнеобеспечения невероятно сложно. Поэтому флорист Галина Кондратьева применила сменный принцип цветения. Вместе с хризантемами в первой фазе каждого из трех самостоятельных временных отрезков «жизни» цветочного убранства иконы «работают» крупные соцветия гортензий. Когда же они начинают сникать, над ними распускаются амариллисы (см. Словарик). В качестве зеленого фона использован эвкалипт с нераспустившимися бутонами.
Численность команды флористов-помощников: 15 человек.
Продолжительность подготовительных и декорационных работ: одни сутки.
Цена вопроса: 40 тыс. рублей (однократное украшение, без учета сменного декора).

2. Украшение Успенского храма в Архангельске к празднику Введения Божией Матери во Храм.
Цветочный ансамбль включает три элемента: паникадило, иконостас и праздничную икону на аналое. Паникадило высотой 7,5 м украшалось при помощи специально сооруженных лесов размером 2х2 м. Главный акцент сделан на 15 амариллисах с заполненным водой полым стеблем, запаянным воском (подвешенные в таком виде вниз бутонами, они медленно распускаются и долго радуют глаз). Два опорных кольца (диаметром 160 и 80 см), соединенные 16 цепочками, украшены венками и гирляндами из хризантем и гипсофил, помещенными на зеленом фоне эвкалипта и брусничника. Царские врата украшены лилией «Бах» на белом фоне, сформированном белыми гвоздиками. По тяблу местного чина иконостаса пущена простая гирлянда (равномерный фриз) на деревянной основе, в которой присутствуют 300 бело-зеленых хризантем «Радость» и 15 эустом. Главным элементом ансамбля предстает праздничная икона на центральном аналое, убранная в белых тонах 30 ранункулюсами, 25 гиацинтами и 25 розами.
Такой ансамбль считается достаточно полным, исчерпывающе доносящим красоту и смысл праздника флористическими средствами. До «академического» показателя — дюжины разнообразных растений в убранстве одного храма одновременно — в нем не хватает одного цветка. На самом деле он был запланирован. Подкачали каллы — пришли некачественные, признается флорист Анна Семенихина.
Численность команды флористов-помощников: 15 человек.
Продолжительность подготовительных и декорационных работ: трое суток.
Цена вопроса: 100 тыс. рублей.

20 июня 2017 г. 13:45
Ключевые слова: экспертиза
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету - четверть века
Первый набор студентов Православный Свято-Тихоновский богословский институт, как тогда назывался ПСТГУ, провел осенью 1992 года. И тогда же состоялся первый в истории ПСТБИ торжественный акт — в день избрания святителя Московского Тихона на патриарший престол, 18 ноября, ставший по патриаршему благословению институтским праздником. Первый в Церкви университет — ведущее в России православное высшее учебное заведение открытого типа, ежегодно выдающее государственные дипломы установленного образца по десяткам специальностей, преодолело за этот период колоссальный путь. «Журнал Московской Патриархии» устами ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева вспоминает главные вехи на этой дороге и рассказывает об основных задачах развития вуза. PDF-версия Но сначала мы приглашаем читателей на небольшую экскурсию в университетский городок в столичном районе Марьино. PDF-версия
20 ноября 2017 г. 11:30