iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
В мире
землетрясение в Новой Зеландии
ЦВ № 5 (450) март 2011 /  11 марта 2011 г.
версия для печати версия для печати

Православные Новой Зеландии просят молитв

22 февраля в Новой Зеландии произошло мощное землетрясение силой 6,3 балла по шкале Рихтера. Особенно сильно пострадал город Крайстчерч, расположенный на юге страны, — эпицентр землетрясения находился всего в пяти километрах от него. Число погибших составило более 160 человек, десятки людей числятся пропавшими без вести. Иерей Аркадий Трашков-Kлери, настоятель единственного православного храма во имя Святителя Николая в Крайстчерче, рассказал редакции «Церковного вестника» о том, как обстоят дела на месте трагедии и каким образом будет выживать его приходская община в сложившихся обстоятельствах.


— Отец Аркадий, известно ли что-то о судьбе прихожанки вашего храма, которая считается пропавшей без вести?
— Она находится под руинами разрушенного 7-этажного здания уже больше недели, и пока ее не удается оттуда вызволить. Женщину зовут Тамара, она родом из Сербии, у нее есть муж и двое детей. Буквально за несколько дней до трагедии мы встречались в храме. В день, когда произошло землетрясение, супруг смог связаться с ней по сотовому телефону в последний раз. Тамара сообщила, что у нее обрублены четыре пальца на руке и что она находится под своим рабочим столом, но сверху всё завалено бетонными плитами. Муж просил ее, чтобы она стучала по бетону, звала на помощь, но добраться до нее спасателям так и не удалось. Больше на звонки она не отвечала, видимо, разрядился телефон. Сейчас прошло уже достаточно много времени и шансов на спасение очень мало, но мы, конечно, надеемся на чудо. Спасатели продолжают разгребать завалы, достали нескольких погибших, но живыми уже несколько дней никого не находят.

— Кто еще из вашей общины пострадал?
— Постоянные прихожане нашего храма — это примерно 40–50 человек. Еще около 150 человек, которые периодически посещают службы. Все эти дни мы держали связь друг с другом, мой телефон не замолкал ни на минуту. К счастью, больше погибших или серьезно раненых нет. Но, как известно, в городе большие разрушения, центр вообще уже восстановлению не подлежит, многие лишились своего жилья. Один из районов города построен на горных склонах — там много домов разрушено падающими каменными глыбами. Из моих прихожан есть несколько человек, у которых там дома, двое остались без крыши над головой и пока живут у друзей, мой дом тоже достаточно сильно разрушен.

— Какова сейчас обстановка на улицах города?
— Во вторник, 1 марта, жители всей страны почтили память погибших минутой молчания, в полдень об этом возвестили колокола всех уцелевших церквей.
Сейчас в городе нет света и воды, хорошо, что работает телефон.
Правда, никто не голодает — на улицах повсюду развернуты пункты раздачи еды и воды, работают волонтеры. Благодаря грамотно организованной помощи властей паники среди людей нет, унылых лиц на улицах не увидишь, наоборот, практически все мобилизовались, чтобы помогать тем, кто в этом нуждается.
Делать что-то по собственной инициативе нельзя, так как город оцеплен военными патрулями во избежание мародерства. Туда, где сейчас спасатели разбирают завалы и где есть жертвы, никого не пускают.
Конечно, члены нашей общины тоже помогают друг другу, привозят воду, продукты, необходимые вещи, вскоре будем организовывать сбор средств, чтобы помочь тем, кто из наших прихожан особенно пострадал. Дело в том, что проехать по дорогам, которые завалены тоннами пульпы, вулканической грязи, почти невозможно, самое важное сейчас — разгребать ее, чтобы проложить путь в разные районы города. Этим и занимаются практически все волонтеры, в том числе и мои прихожане. Недавно мы собирались и у нашего храма, там тоже нужно было собрать и вывезти пульпу.
Когда в день трагедии жена мне позвонила и сообщила, что произошло землетрясение, я с работы сразу же поехал домой. Но доехать мне удалось, наверное, только чудом, а про себя я всё время читал 90-й псалом. В дороге образовалось множество трещин, и, если заехать в такую трещину, машина погрузится в пульпу по самую крышу. С момента землетрясения многие машины стоят на улице, заваленные засохшей грязью с камнями.

— Каково психическое состояние людей? Удается ли утешить их?
— Нам удалось уже несколько раз собраться вместе, чтобы помолиться. Трудности сплачивают, это безусловно. Все мелочи и дрязги уходят на второй план, мы сейчас чувствуем особенно свое духовное родство друг с другом. Думаю, несмотря на то что помощь пострадавшим организована очень хорошо, люди, столкнувшись в своей благополучной жизни с такой вот неожиданной трагедией, совсем по-иному начинают осознавать свое бытие. Недавно, в неделю о Страшном суде, мы собрались помолиться у меня дома, так как в храм мы не имеем права ходить из-за опасности обрушения, сначала его должна будет обследовать комиссия специалистов. Так вот, наш разговор с прихожанами был действительно проникновенным, после пережитого люди совершенно по-другому восприняли евангельское чтение о Страшном суде.
Но все со страхом думают о будущем. Во-первых, слишком большие разрушения в городе, многое уже не восстановить. Во-вторых, подземные толчки продолжаются, это так называемые автошоки, по две-три секунды.
Ведь так было и в сентябре, и в январе — были сильные землетрясения, но без жертв, баллов по шесть-семь, а после них, по мнению специалистов, могли быть только такие автошоки, но неожиданно произошло столь разрушительное землетрясение 22 февраля. Этого никто не ждал. Сейчас ходят слухи, что и в ближайшем месяце опять начнет сильно трясти.
Во время январского землетрясения мы как раз служили Литургию. Толчок случился, когда произошло пресуществление Святых Даров. Тело Господне и Кровь Господня были на престоле, и я уже собирался отодвинуть завесу и выйти со святым причастием к людям. И тут я почувствовал удар — мне пришлось ухватиться за престол и удерживать чашу, чтобы она не упала. Конечно, ощущение у меня было в тот момент очень страшное. Когда всё закончилось, я, конечно, сразу вышел в боковую дверь, чтобы узнать, не пострадал ли кто, все находящиеся в храме были в шоке. У нас тогда появились схожие мысли о том, что не знаешь ни дня, ни часа... А ведь как страшно оказаться вдруг неготовым! Такие мысли, конечно, отрезвили многих. Надеюсь, нам всем эти испытания помогут постоянно держать память о Боге в сердце и усерднее молиться о тех, кто сейчас под завалами и вряд ли уже выживет. Нам Господь дал очень серьезный урок, и с ним теперь нужно научиться жить.


Паломничество на край земли

Незадолго до землетрясения, с 26 января по 8 февраля, в Новой Зеландии побывала группа православной молодежи из России.
16 воспитанников и выпускников гимназии имени священномученика Константина из подмосковного Ногинска поехали в подобную миссионерскую поездку не в первый раз, но Новая Зеландия произвела на них особое впечатление.
Путешествие было организовано по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Оно прошло в форме мобильного лагеря, группа объехала Южный остров Новой Зеландии.
В ходе поездки были отслужены две Божественные литургии — на берегу Тихого океана в окрестностях города Пиктона и в Покровском храме селения Ле Бонс Бэй. Здесь, недалеко от города Крайстчерча священник Евгений Куланов, который служит в храме Воскресения Христова в Окленде, ежегодно организовывает лагери для православной молодежи, куда съезжаются верующие со всей Новой Зеландии. Именно отец Евгений пригласил ребят из России, чтобы поделиться своим миссионерским опытом.
Протоиерей Михаил Ялов, директор гимназии имени Константина Богородского, рассказал «Церковному вестнику», что ребята посетили в том числе и город Крайстчерч, где организовали концерт для русской общины. Они пели русские народные песни, духовные канты, а зрители, среди которых были не только прихожане храма Святителя Николая, но и множество жителей города, слушали их буквально со слезами на глазах. Некоторые новозеландцы, услышавшие выступление богородцев в начале их путешествия, специально приехали на концерт в Крайстчерч. Особенное внимание слушателей привлекали народные инструменты: домра и балалайка, и юным участникам ансамбля даже пришлось дать для местных жителей мастер-класс игры на них.
«Конечно, приехав в Новую Зеландию, мы были сильно удивлены: первозданная красота природы, чистые реки, ручьи — мы такого никогда не видели, — рассказывает протоиерей Михаил Ялов, — ребята были в восхищении и говорили, что они как будто бы побывали в райском саду, а когда пришло время возвращаться на родину, многие не хотели уезжать. И вот после всех этих впечатлений мы узнаем о таком страшном стихийном бедствии, которое произошло всего через несколько дней. Для всех это был шок — нам так явно было показано, что нет на земле ничего постоянного, события так явно отрезвили наших воспитанников, которые участвовали в поездке. Ведь недавно они гуляли по главной площади Крайстчерча, любовались величественным готическим собором, а теперь увидели его в новостях по телевизору в руинах... Конечно же, все мы молимся о спасении тех, кто пострадал в катастрофе, многие наши прихожане нашли в Новой Зеландии друзей и теперь созваниваются с ними, выясняют, чем они могут помочь».

Стихия не пощадила Божии храмы
Сильно пострадал во время землетрясения англиканский собор Святого Креста (на фото 2), разрушена 60-метровая колокольня — главная достопримечательность города. Так же оказался почти полностью уничтоженным храм Успения Божией Матери, находящийся в юрисдикции Румынской Православной Церкви. Больше повезло зданию храма Святителя Николая Русской Православной Церкви Заграницей — внешне оно почти не пострадало, однако специалистам еще предстоит выяснить, есть ли опасность обрушения. Пока в храм прихожанам входить запрещено. Православный приход в Крайстчерче ведет свою историю с июня 1949 года, когда здесь появились русские иммигранты. Они собирались для общей молитвы на борту парохода Dundalk Bay, а позже переоборудовали под молельную комнату один из частных домов города. Затем на средства, которые члены общины копили несколько лет, был выкуплен участок земли на улице Brougham Road. Здесь 8 октября 1962 года был заложен храм Святителя Николая, который освятили 23 декабря 1963 года.

11 марта 2011 г.
Ключевые слова: катастрофа
Также читайте:
Церковь и общество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00