![]()
На войне как на войне Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Душепопечение в военных госпиталях С началом специальной военной операции в сферу пастырского и социального служения Русской Православной Церкви вошли госпитали, где военнослужащие восстанавливают здоровье после ранений. Опыт духовного окормления и ухода за больными, приобретенный священнослужителями в «красной зоне», вновь оказался востребован. Как и в период пандемии, многие пастыри снова по зову сердца пришли на помощь тем, кому трудно. Но сложностей в этом деле оказалось немало. О сложившейся практике окормления раненых военнослужащих и трудностях, с которыми пришлось столкнуться, священники рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
25 апреля 2023 г. 15:30
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Чтим Державный образ святыни Твоея Ровно 106 лет назад, 15 марта 1917 года по новому стилю, в подклете старинной Вознесенской церкви подмосковного государева села Коломенское священник Николай Лихачев среди старых досок, тряпок и прочей рухляди обнаружил черную икону. Когда священнослужитель тщательно промыл и очистил находку от грязи и копоти, ему открылось изображение величественно восседающей на троне Царицы Небесной. На коленях у Нее находился благословляющий Богомладенец, а в руках Пречистая держала царские регалии — скипетр и державу. Так была обретена Державная икона Божией Матери. PDF-версия.
14 марта 2023 г. 16:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна В первой части материала, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» в № 1 за 2023 год, подробно освещались формы и методы работы с детьми с особенностями здоровья в церковных образовательных учреждениях. В этом номере тему инклюзии продолжит рассказ о том, как Церковь помогает взрослым верующим с ограниченными возможностями здоровья участвовать в работе приходских организаций и общин. PDF-версия.
9 февраля 2023 г. 13:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна Люди с ограниченными возможностями здоровья все больше вовлекаются в активную жизнь общества. С развитием производственных и интернет-технологий, упрощающих наш быт, инвалидность постепенно перестает быть приговором к уединенному образу жизни. Как приходские общины и церковные организации могут помочь в социализации верующих с ограниченными возможностями здоровья, анализирует обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
20 января 2023 г. 16:30
Император Петр Великий и его церковная реформа В год 350-летнего юбилея Петра Первого «Журнал Московской Патриархии» продолжает тему петровской церковной реформы статьей протоиерея Валентина Асмуса, не без оснований утверждающего, что византийские традиции, в частности влияние императоров на область церковно-государственных отношений, имели большое значение для Петра. Выстраивая параллели между византийским императором Юстинианом и Петром Великим, автор показывает предпосылки реформ русского царя и приходит к выводу, что церковная реформа Петра Первого не была революционной на фоне предшествующей истории России и вписывалась в общую тенденцию европейского «просвещенного абсолютизма». PDF-версия.
8 декабря 2022 г. 16:30
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00
Келейный труд и разочарование общественности В церковной историографии деятельность Предсоборного Совещания по ряду причин остается одной из слабо изученных страниц подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Однако сохранившиеся до наших дней проекты документов Совещания, посвященные подготовке реформы высшего церковного управления, представляют немалый интерес для наших современников. Взгляды разработчиков документов на существенные элементы системы высшей власти и управления в Российской Церкви в 1912–1916 годах прокомментировал для «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Сергий Звонарёв. PDF-версия.
18 ноября 2022 г. 13:00
Почивать на лаврах некогда Конец 1990-х годов — время создания многочисленных православных учебных заведений. Они возникали на образовательном небосклоне, и какие-то из них быстро исчезали, не хватало опыта, профессиональных кадров. Некоторые образовательные учреждения, занимаясь духовным воспитанием и приобщением учеников к православной культуре, не уделяли должного внимания общему образованию и также были обречены. Однако к сегодняшнему дню есть и положительные примеры — школы и гимназии, прошедшие нелегкий путь становления и достигшие высоких результатов. Как удается каждый год выпускать отлично подготовленных учеников, выбирающих разные профессии и поступающих в лучшие вузы страны, любящих Бога и не теряющих связь со своей alma mater, делится с читателями «Журнала Московской Патриархии» директор Гимназии имени священномученика Константина Богородского города Ногинска протоиерей Олег Волков. PDF-версия.
10 ноября 2022 г. 15:00
|
![]()
ЦВ № 8 (405) апрель 2009 /
30 апреля 2009 г.
Соловецкая святыня. Итоги и уроки общественной деятельности по ее защитеСлучилось так, что мне выпало счастье с 2001 года участвовать в общественном движении по защите Соловецкой святыни. Речь не только о защите возрожденного два десятилетия назад Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, хотя, конечно, и монастырю нужны защита и попечение. Соловецкая святыня, утвердившаяся на далекой северной земле монашеским подвигом, много больше самого монастыря. Это целый мир — мир иной, где и молитва иноков, и творения церковного искусства, и преображенная руками человека природа, и память о мучениках и исповедниках недавно минувшего века, и обращенность русского сердца к этому святому месту, — все раскрывает душе и уму образ мироздания, устроенного по Божию замыслу. Это заповеданное нам свидетельство о подлинной России. Читатели «Церковного вестника» не раз имели возможность узнать о соловецких скорбях, и все же кратко повторю, от кого и от чего надо было защищать святыню. Охранители против коммерсантов Для церковного сознания подобная перспектива была возмутительна и абсолютно неприемлема. Духовное сродство устроителей Соловецкого лагеря особого назначения и нынешних апологетов «развития Соловков» было и остается для нас очевидным. На этом чувстве сложился первоначально узкий, но сплоченный круг православных ревнителей Соловецкой святыни. Первым нашим общим делом стало раскрытие намерений тех, кто разворачивал на Соловках свой большой проект. За оптимистичными формулировками планов и программ, подготовленных известными специалистами на деньги зарубежных фондов, надо было увидеть последствия — плененный монастырь, деградирующую природу, культ потребления и наживы на костях молитвенников и лагерных мучеников. Успехи и неудачи В последнее время общественная деятельность по защите Соловецкой святыни стала приобретать новое качество. Поворотным моментом стало обсуждение соловецкой темы в стенах Государственной Думы. Летом 2008 года там была открыта большая выставка, где помимо истории соловецкой святости и красоты соловецкого наследия были в полный рост обозначены сегодняшние угрозы. Открытие выставки сопровождалась проведением круглого стола под эгидой думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций. На открытии выставки начался сбор подписей под обращением к премьер-министру Владимиру Путину. Письмо против коммерциализации Соловков было направлено и Президенту Дмитрию Медведеву. Эти обращения поддержала Общественная палата Российской Федерации. При наместнике Соловецкого монастыря организована постоянная консультативная структура — Общественный совет по сохранению историко-культурного и природного наследия Соловецкого архипелага. Это первый шаг к институциональному оформлению усилий общественности. Посмотреть на себя Путь, проделанный нами за эти годы, велик. Сделано немало. Озирая же пройденное, видишь не только то, сколь велики стоящие перед нами трудности, но и то, сколь ограничены наши собственные силы и нетехнологичны наши усилия. Мы постоянно анализировали намерения и действия наших оппонентов и крайне редко — свои собственные. Непреложная правота наших целей, да и наших поступков предполагалась по умолчанию. Наши шаги слишком часто носили реактивный, оборонительный, а значит запаздывающий характер. Мы часто проигрывали, потому что, как мне кажется, были в плену своих представлений о правоте и всесилии интеллигенции. Мы исходили из того, что само по себе декларирование наших оценок, ценностей и намерений обладает доказательной силой. Мы сводили продвижение вопроса к душевным разговорам с хорошими людьми во власти и передаче им наших взволнованных записок. Мы, как правило, не учитывали институциональную и политическую стороны вопроса. Так, не всегда была ясна субъектность наших действий на Соловках. Достаточно часто мы действовали по просьбе наместника монастыря и от его имени. Иногда же — на собственный страх и риск, как полноправные члены Церкви. Отсутствовал внятный, в том числе политически внятный ответ на вопрос: кто мы? «Техническое задание» Категория инвестиционной привлекательности применительно к Соловкам все время клеймилась и отвергалась нами как крамольная, безнравственная, антинациональная. Но ее надо отбирать у противников Церкви и обращать на службу Соловецкой святыне. Нужна высокопрофессиональная разработка проектной концепции будущего Соловков, выполняемая под церковным омофором и способная стать убедительной публичной альтернативой многочисленным программам коммерческой направленности. Нужна политизация вопроса о будущем Соловков. Нужно внесение Соловецкой темы в политическую повестку дня, ее прямая увязка с вопросом о конкурентоспособности России, о ее подобающем месте в мире. Пора создавать Патриарший попечительский совет Соловецкого монастыря, включающий влиятельных политиков, предпринимателей, деятелей науки, культуры, образования. Пора создавать и Соловецкий общественный совет, способный сделать соловецкую тему актуальным и неустранимым фактом общественно-политической и культурной (то есть светской) жизни России и мира. Постоянный диалог о судьбе и значении Соловецкой святыни с политической, культурной и экономической элитой страны и регионов должен быть институционально оформлен. О труде возможения Я убежден, что все суждения моих товарищей о необходимости «узкого пути» абсолютно правильны. Но и суждения о необходимости «широкого фронта» правильны не менее. Бесы, ревниво охраняющие место разорения святыни, пытаются столкнуть эти подходы по основаниям формальной логики, их излюбленного средства. Но правило исключенного третьего здесь плохо применимо. Защита святыни и ее возрождение в силе и славе — это апофатическое пространство, место действия Духа Святаго. Как сказано у святых отец: «Ты и то делай, и иного не оставляй». Выход на новый масштаб замышления и действия требует усилия, возможения. Комфортно оставаться в привычных стенах (прежде всего, стенах собственного сознания). Однако новые возможности послужить святыне, новые преимущества, силы, способности можно получить, лишь обращаясь к людям. Не ожидая их в своем узком кругу, а идя к этим людям в их несовершенстве и нынешней удаленности от нашего идеала. Монастырь и мир Мирские служения, носимые ныне в сложном, противоречивом и постоянно меняющемся в своих внешних проявлениях мире, не могут быть основаны только лишь на строгих и неизменных правилах монашеского послушания. Видеть и понимать Церковь как сообщество граждан, наделенных личной свободой, правами и ответственностью, необходимо, если мы хотим, чтобы из Церкви меньшинства она вновь стала в России Церковью большинства. Это не означает разрушительной «демократизации», которая с очевидностью представляет собой средство манипуляции людьми. Это означает возвращение к собственным корням, к автономии, свободе и самоуправлению Церкви. Что впереди Думается, такого проекта не сделать и тем более не реализовать, если мы все еще продолжаем считать себя меньшинством во враждебном окружении. Конечно, инстинкты минувших десятилетий привычнее. Опять закрыться, закуклиться, отыскать врага... По-человечески это очень понятно. Раны церковного тела болят, в том числе нанесенные совсем недавно, наносимые даже и сегодня. Но без понимающего отношения, без умения разговаривать со своими чужими, находить то, пусть пока немногое, по поводу чего можно соглашаться, и в меру этого, не поступаясь своей верой, делать чужих уже по-настоящему своими, а не только гордо демонстрировать им нашу непримиримую правоту, — без всего этого мы никогда не сумеем сделать наши православные задачи общенациональными задачами России на XXI столетие.
30 апреля 2009 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Вышел в свет №6 «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год Продолжая праздновать Воскресение Христово, Святая Церковь назидает верных чтением книги Деяний апостольских, повествующей о стремительном росте христианских общин: Церкви... при утешении от Святого Духа, умножались (Деян. 9, 31). И каждый, внимающий словам Писания, умиляется сердцем и мысленно говорит себе: так было, так есть и так будет. Материалы очередного номера «Журнала Московской Патриархии» подтверждают это и в том смысле, что во всю землю изыде вещание (Пс. 18, 5) учеников Спасителя. Свидетельство тому — рассказ о древней Маланкарской Церкви, объединяющей последователей апостола Фомы в Индии. Но главное наше внимание — к истории и сегодняшнему дню Святой Руси.
9 июня 2023 г. 13:00
Поучение новопоставленному иерею В пасхальном номере Американского Православного Вестника, официального органа Русской Церкви в Америке (№ 8, 15–28 апреля, за 1900 год) было опубликовано Послание святителя Тихона, в то время епископа Алеутского и Северо-Американского, новопоставленному иерею Владимиру Александрову. Архипастырь напутствовал священника, которого ждала многонациональная и в большинстве своем нецерковная паства. Прошло более ста лет, но слова наставления звучат как будто для нас сегодняшних. PDF-версия.
26 мая 2023 г. 16:00
«Введение в арамеистику и сирологию» В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге. PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
|