![]()
Протоиерей Владимир Вигилянский: «Мы стали осознавать, что являемся потомками святого» В августе исполнилось 20 лет со дня канонизации и обретения мощей праведного Алексия Бортсурманского (1762–1848) — священника из села Бортсурманы Нижегородской области. В Успенском храме, где служил праведный Алексий и где покоятся его мощи, 17 августа, в день их обретения, Божественную литургию возглавил епископ Выксунский и Павловский Варнава. В числе прочих владыке сослужил потомок праведного Алексия Бортсурманского, настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский. Читателям «Журнала Московской Патриархии» отец Владимир рассказал, как он узнал об этом факте своей биографии и как это повлияло на его жизнь и жизнь его семьи. PDF-версия.
25 ноября 2020 г. 17:00
В ПСТГУ состоялась научная конференция, предваряющая восьмивековой юбилей со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского Вчера, 6 октября, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла одна из первых научных конференций в программе празднований 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Открывший ее председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин провел сравнительный анализ исторических периодов, в течение которых Александр Невский почитался на Руси в той или иной различной степени, выражавшейся в числе посвященных ему соборов, церквей и часовен, в общественном интересе к его подвигу, в известности его как исторической личности. По мнению отца Леонида, вне конкуренции здесь имперский XIX век, когда три российских государя носили имя Александр. На втором месте – нынешнее время церковного возрождения, а на третьем – петровская эпоха, ознаменовавшаяся перенесением мощей святого в новую северную столицу и устроением там Александро-Невского монастыря.
7 октября 2020 г. 17:00
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
В Беслане молитвенно помянули погибших при теракте в школе №1 1 сентября архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил заупокойную литию по погибшим в Бесланском теракте. Шестнадцать лет назад боевики захватили школу в Североосетинском Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 человек заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.
1 сентября 2020 г. 19:01
Голоса минувших эпох ожили в уникальном документально-анимационном проекте Ирины и Михаила Разумовских Сегодня, 26 августа, в российской столице представлен первый сезон документально-анимационного сериала «Живые мемории», в основе которого – воспоминания и размышления россиян разных лет о своей Родине. Десять серий, каждая продолжительностью от семи до десяти минут, представляет собой анимационный фильм с отрывками ранее изданных воспоминаний, начитанными известными актерами в сопровождении оригинального музыкального трека. Московская премьера мини-сериала на большом экране состоится 28 сентября в кинотеатре «Пионер», на 15 октября намечена онлайн-премьера на официальном канале «Кто мы. Медиа», а в декабре пройдет «живой» спектакль на основе сценариев всех серий в театре Сергея Женовача «Студия театрального искусства».
26 августа 2020 г. 23:15
Остаюсь среди христиан навсегда В марте 2020 года в соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской в чине священноисповедника был прославлен священник Вятской губернии протоиерей Николай Флоров. Он скончался 3 июля 1933 года – в день освобождения из вятской тюрьмы. О судьбе потомственного священника и талантливого проповедника, немало потрудившегося на педагогическом поприще, стало известно случайно. Сестры обители Владимирской иконы Божией Матери села Пиксур Даровского района Кировской области обнаружили принадлежавшие ему бумаги на чердаке полуразрушенного здания.
10 июля 2020 г. 10:00
30 июня в Тверской области откроется Ржевский мемориал советскому солдату 30 июня в Ржевском районе возле деревни Хорошево состоится торжественное открытие мемориала советскому солдату. Ожидается, что в мероприятии примут участие президент России Владимир Путин и президент Беларуси Александр Лукашенко.
26 июня 2020 г. 15:54
Молись, но за победу немецкого воинства Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00
Святитель Лука Крымский: тамбовское наследие и наследники Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — один из самых почитаемых святых, прославленных Русской Церковью на рубеже XX–ХХI веков. Уважение и любовь народа он снискал своим ревностным служением Богу и людям, неустанной архиерейской деятельностью, самоотверженным врачебным трудом, проникновенными проповедями и глубокими научными исследованиями в медицине. Его неординарная личность гармонично объединяла в себе нравственные качества духовного лица и профессионализм хирурга, талант богослова и профессорский кругозор. Благодарные и теплые воспоминания о нем хранили тамбовчане, которые молились с ним в храмах, ассистировали во время операций, пересекались с ним на жизненном пути.
10 июня 2020 г. 13:00
Великая Отечественная война и «новая религиозная политика» Торжества, посвященные Великой Отечественной войне, 75 лет победоносного завершения которой отмечается в нынешнем году, в связи с известными событиями перенесены на конец июня. А это значит, публикации на эту тему по прежнему сохраняют свою актуальность. Наши авторы продолжают не только вспоминать о величии подвига тех, кто приближал разгром фашистской Германии и ее сателлитов. Но также вновь и вновь задумываться над вопросом, почему в последние десятилетия получают широкое распространение, популяризируются всевозможные мифы о войне, Сталине, его церковном «обращении» к вере и «возрождении» им Русской Православной Церкви. PDF-версия.
27 мая 2020 г. 16:45
|
ЦВ № 9 (358) май 2007 /
21 мая 2007 г.
Он изменил ход историиКончина первого президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина не может не стать поводом для серьезных размышлений не только о нем, как об одном из выдающихся деятелей истории России XX века, но и о том времени, в котором суждено было проявить себя личности этого человека. Начало 80-х годов было безысходным временем, в которое весь торжествующий абсурд коммунизма, казалось бы, был уже всеохватывающим и непреодолимым. В середине 80-х годов, пытаясь сохранить коммунистическую систему, Михаил Горбачев и его ближайшее номенклатурное окружение начали ее перестраивать. Но для этого коммунистической номенклатуре не хватало своих кадров. Именно тогда провинциальный секретарь обкома Борис Ельцин был призван из Свердловска в Москву. Карьера Ельцина была весьма успешна. И как это нередко бывает в русской истории, обыденное назначение одного из провинциальных секретарей обкома в Москву вдруг приобрело некий мистический смысл. Именно из екатеринбургской земли, где так трагически завершилась земная жизнь последнего русского государя, в Москву пришел человек, которому суждено было попытаться вернуть Россию на тот путь, с которого столкнули ее большевики в 1917 году. Но кто мог думать об этом тогда... И в то же время он был человеком, который прошел нелегкий путь от мастера и прораба до крупного инженера-строителя, знал конкретную жизнь советского народа. В нем сохранилась поразительная жизнестойкость русского крестьянина и, на подсознательном уровне, память о том, что пережила его семья. Конфликт Ельцина и Горбачева в конце 80-х годов показал, как умела номенклатура отторгать от себя любого человека, хоть в чем-то отличавшегося нее. Но страна уже была взбудоражена, не хотела и не могла жить так, как раньше. И обстоятельства привели к тому, что среди немногочисленных оппозиционеров появляется Борис Ельцин. Его пребывание в составе Межрегиональной группы на Съезде народных депутатов в 1989 году уже выделило его в качестве лидера среди таких людей, как академик Сахаров и Юрий Афанасьев. Было очевидным, что Борис Ельцин в гораздо большей степени, чем они, способен взять на себя руководство стихийным, неоформленным движением оппозиции в нашей стране. Действительно, Ельцин прекрасно знал законы партноменклатуры и был способен ей противостоять. В то же время он в гораздо большей степени чувствовал народ и успешее умел с ним говорить, чем академик Сахаров. Еще одна очень важная, обоюдоострая для личности Ельцина черта: у него действительно был инстинкт власти. Он хотел власти, он умел ее добиваться и осуществлять. Эти качества и сделали из него лидера оппозиции. Путь разрушения коммунизма мог стать для Ельцина путем созидания новой России. Вернее, традиционной России, которую когда-то отняли у его родителей. Ситуация была очень тяжелой, потому что в нашей стране транжирилось, уничтожалось великое наследие русского прошлого. На месте русского человека появился человек советский. Традиционные достоинства русского национального характера в нем подавлялись, а многие традиционные недостатки — культивировались и поощрялись. В каждом из нас черты «советскости» в большей или меньшей степени проявляли себя. И, конечно же, они не могли не проявить себя и в личности Бориса Николаевича Ельцина. Именно такой человек, тем не менее сохранивший чувство связи со своей несчастной и измученной большевиками страной, и оказался во главе России в 1991 году, став ее первым демократически избранным президентом. Его избрание, казалось, открывало какие-то перспективы — еще неясные, да и сам Ельцин, видимо, менее всего представлял себе то, как же он будет управлять страной, которая не хотела быть этой зловещей аббревиатурой — СССР, но и Россией стать еще не умела. События августа пронеслись очень быстро. Коммунизм в своем классическом кроваво-танковом обличье не прошел в нашей стране. Солженицын справедливо назвал все происшедшее «Преображенской революцией», в том смысле, что это было действительно чудо. ГКЧПисты не могли победить стратегически, но они могли еще залить нашу страну кровью, прежде чем окончательно развалилась бы коммунистическая система и мы бы вновь пошли по тому самому пути, на который встали в 91-м году. Но этого не случилось. «Преображенская революция» стала своеобразным этапом, после которого распад страны стал осуществляться гораздо более зримо и активно. Коммунистическая система обрекала бывшую Российскую империю на распад, создав такой тип государства, которое было разделено по национально-территориальному принципу, утвердив в этих самых союзных республиках свои коммунистические номенклатурные кланы. И распад уже происходил, вопрос тогда стоял только о том, будет ли он вооруженным и кровавым, как, например, в Югославии (а вооруженный и кровавый распад Советского Союза мог бы стать катастрофой для всего мира), или ценой компромиссов, уступок, ошибок — этой новой крови, нового хаоса, хаоса в ядерной стране удастся избежать. И мы избежали его в значительной степени. Более того, готовые уничтожать своих противников так называемые ГКЧПисты не стали жертвой победителей. И это еще одна неожиданно проявившаяся в этом бывшем партноменклатурщике Ельцине черта. В какой-то момент он (впрочем, не веровавший, видимо, в Бога человек) поставил выше закона — не скажу благодать, но вот эту русскую способность прощать. Революция стала бескровной. Перед Ельциным встал вопрос: будет ли она подлинной русской национальной контрреволюцией, возвращающей Россию на ее исторический путь развития, или еще одной революцией в череде многих, которая еще раз предложит нашей стране какой-то новый, неведомый путь развития. И тот капитализм, который должен был вырасти из реформ Ельцина, конечно, не был ни русским, ни европейским, ни американским капитализмом. Этот «дикий капитализм» периода «первичного накопления капитала» был обременен многими и многими недостатками советской действительности. Конечно, Ельцин оказался традиционен и в еще одной своей проблеме — короля делает свита, и свита Ельцина подчас состояла из людей весьма сомнительных. Им всем опостылел Советский Союз и всем хотелось в Америку, то есть превратить Советский Союз в какую-то вычитанную из экономических трактатов западную страну. У Ельцина не хватило сил повлиять на свое окружение, а оно не предложило ему той национальной, ориентированной на традиционные ценности русской истории идеологии, которая бы позволила ему заняться созданием страны, воплощавшей в себе лучшие черты России прежней. Но связано это было и с тем колоссальным дефицитом людских ресурсов — интеллектуальных, и в особенности нравственных, — который стал характерен для нашей страны после коммунистического периода. Тем более что люди, пересаживавшиеся из кресел секретарей обкомов в кресла губернаторов, были людьми того самого коммунистического номенклатурного прошлого, которые в свое время готовы были расправиться и с самим Ельциным. Конфликт Ельцина с Верховным Советом был, конечно, трагическим и кровавым. Но его разрешение в конечном итоге стало не самым неблагоприятным для нашей страны, и в осажденном и расстрелянном из пушек Верховном Совете не погиб ни один депутат — из тех, кто зазывал народ на охрану этого так называемого парламента, а на самом деле совдепа. В этой истории проявилось то внутреннее противоречие, которое так до конца и не будет преодолено системой власти, созданной Борисом Ельциным. Ему удалось жестким, но в тех условиях единственно возможным путем подавить мимикрию коммунистической номенклатуры. При этом он вновь простил тех, кто готов был расправиться с ним самым жесточайшим образом. Но это не обеспечило его собственному режиму власти развития без внутренних противоречий. Люди, которые выступали против него в Верховном Совете, были прощены им и впоследствии нашли свое место в той самой, называвшейся почему-то «ельцинской», номенклатуре. Затем — чеченская война. По существу, естественный шаг на пути приостановки распада России. Прекращение действия российских законов на территории Чечни требовало жестких, в том числе силовых мер. Но что поделать, если Ельцин, как это было со многими из нас, переоценил возможности нашей государственности. Он ведь тоже поверил в наши вооруженные силы, поверил нашим генералам, не отдавая себе отчета в том, что эта пестовавшаяся десятилетиями, превозносившаяся десятилетиями военная машина, заимствованная из советского прошлого, не способна решать даже собственные задачи. И, безусловно, Чечня останется одной из самых серьезных неудач в деятельности Ельцина. Но когда закончился первый срок его президентства и перед Россией стал поразительный выбор между тяжело больным, уже во многом исчерпавшим свой человеческий и политический ресурс Ельциным и Зюгановым, олицетворяющим коммунистическое прошлое, — не нашлось никого, кто бы был способен противостоять Зюганову. И тяжело больной Ельцин спас достоинство нашей страны, не допустив величайшего позора — избрания нашим народом, уже демократически и добровольно, на пост президента России человека, олицетворяющего собой звериное обличье коммунистического тоталитаризма. Да, Ельцин вступил в свой второй президентский срок уже не способным решать те задачи, которые стояли перед страной. Влияние на его окружение самых сомнительных лиц все усиливалось. Олигархический капитализм, который был порожден реформами начала 90-х, уже окончательно утвердился в нашей стране. Ельцин что-то понимал, от чего-то страдал, но изменить он уже мало что мог. Он был таким, какими были все мы, какой была наша страна, вышедшая глубоко искалеченной из семидесяти лет коммунизма. И многие недостатки Ельцина, при всех особенностях его личности, были недостатками нашего общества. Ельцин сделал гораздо меньше, чем мог бы, но именно потому, что, оказавшись перед выбором между исторической Россией, уже основательно утраченной, и коммунистическим Советским Союзом, он этот выбор не смог сделать столь последовательно и радикально, как требовалось это историей. Но не смог именно потому, что чувствовал, что этот выбор — последовательный и радикальный — не может и не хочет сделать наш народ. И всякий упрек Ельцину сейчас должен в значительной степени переадресовываться и нам самим. Мне бы хотелось упомянуть ту сторону его деятельности, о которой не принято говорить особенно много. Борис Николаевич Ельцин не был человеком церковным и даже религиозным, он никогда не рядился в ризы православного неофита, неумело держащего в правой руке свечку на пасхальных службах. Но именно он впервые дал Церкви такую свободу, которую она редко имела со стороны государственной власти на протяжении всей своей истории. В этом заключается его огромный вклад в русскую церковную историю. И если многие проблемы нашей церковной жизни и остаются сейчас еще неразрешимыми, то это скорее проблема нас самих — православных священнослужителей и мирян, не сумевших за годы ельциновского управления должным образом распорядиться собственной свободой.
21 мая 2007 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Его Святейшество архиепископ Печский, митрополит Белградо-Карловацкий и Патриарх Сербский Ириней Блаженной памяти Святейшего Патриарха Сербского Иринея 1930 – 2020
21 января 2021 г. 14:00
В Тронхейме состоялось освящение вод Норвежского моря и реки Нидельвы В канун праздника Крещения Господня, 18 января 2021 года, в Тронхейме состоялось ежегодное освящение вод Норвежского моря.
21 января 2021 г. 13:20
Митрополит Волоколамский Иларион: «Господь нам вверил Церковь, которая существует более тысячи лет» Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата греческой газете «Катимерини». PDF-версия.
20 января 2021 г. 14:30
Светлые новости 2020 года Уходящий год запомнился тем, как люди Церкви — священнослужители и прихожане — объединились в молитве и труде. Совершали дела милосердия, активно помогали страждущим. Да, в карантинный локдаун несколько месяцев были закрыты храмы для прихожан, что для многих оказалось непростым испытанием. И все-таки в храмах не прекращались службы. И были в этом непростом году жизнеутверждающие новости. Вот некоторые из них. PDF-версия.
18 января 2021 г. 15:40
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
|