iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Общество
Студенты МАРШ представили новую стратегию развития Соловков

Студенты МАРШ: новая стратегия развития Соловков

29 мая в рамках фестиваля АрхМосква студенты Московской архитектурной школы (МАРШ) представили комплексный проект развития Соловецкого архипелага. В течение года они изучали Соловки как место, где сакральное и мирское сосредоточено на небольшой территории и сплетено воедино. Результатом исследования и прогнозирования будущего Соловков стали предложения по стратегии развития архипелага с учетом как интересов Церкви, так и потребностей местных жителей. Учтены и пожелания экспертов по культурному наследию.

На протяжении пяти веков Соловецкий архипелаг силами и трудом монахов и трудников осваивался в гармонии с Богом и природой, с молитвой и в то же время с использованием новейших технологий своего времени. Здесь появилось множество удивительных традиций и ремесел русского Севера. Двадцатый век нанес тяжелейший удар по этому уникальному месту.

Сегодня возрождению Соловецкого архипелага уделяется много внимания как со стороны государства, так и со стороны Русской Православной Церкви. Но в то же время это восстановление сопряжено с целым рядом проблем, о которых «Церковный вестник» писал уже не раз.

Сначала концепция

Сегодня помимо монастыря на архипелаге есть поселок, который появился и сформировался в советское время. Он начался со строительства в 20-х годах лагерных бараков. Затем получил развитие, когда на острове появилась школа Соловецких юнг, и окончательно сформировался застройкой 70-80-х годов, когда на архипелаге возник «Соловецкий музей-заповедник». Очевидно, что план, по которому осуществлялась застройка, не учитывал монастырь как центр духовной жизни. Ему уделялась роль музейно-развлекательного комплекса с гостиницами и ресторанами. Общественным центром поселка была и остается по сей день площадь, окруженная бывшими лагерными бараками. Несмотря на молодой возраст поселка, он выглядит социально неблагополучным: здесь легко заметить признаки неблагополучия, равнодушия и потребительского отношения к уникальной среде, в которой он располагается. Во многом, возможно, это связано с ощущением «неукорененности» у населения, которое, в свою очередь, можно объяснить несколькими факторами:

1.    85 процентов жителей живут в муниципальных многоквартирных домах и не имеют частной собственности на землю, за которую могли бы нести персональную ответственность и, как следствие, видеть свое будущее, связанным с Соловками;
2.    80 процентов трудоспособного населения – госслужащие, преимущественно связанные с непроизводственной сферой.
3.    Поселок появился не вследствие естественных процессов и не в русле традиции, как, к примеру, возникали посады около крупных монастырей, а «по приказу». Власть, устраивая на этом месте поселение, проигнорировала монастырь и нарушила все принципы сакральных пространственных построений, расположив его, например, на территории старого монастырского кладбища и братской могиле расстрелянных узников СЛОНа. В поселке не прослеживается  традиционная пространственная иерархия, он по-прежнему несет в себе генетику лагеря для заключенных.  

Очевидно, что для понимания принципов дальнейшего сосуществования монастыря и поселка, необходимо провести соответствующие исследования, разработать концепцию и подготовить правовое поле для ее реализации. И только после этого можно начинать выпуск соответствующей градостроительной документации, и тем более, застройку.

Застройка не по плану

На деле же все происходит наоборот. Концепция, разрабатываемая ЦНРПМ (Центральные Научные Реставрационные Производственные Мастерские) еще не утверждена, правовая система «Достопримечательного религиозного места» не разработана, а ряд градостроительных документов уже прошли процедуры согласования: Проект охранных зон (в декабре 2013 года) и Генеральный план развития поселка «Соловецкий» (в декабре 2014 года).

Эти документы ни в коей мере не учитывают и не решают вышеозначенных проблем, но дают право на застройку по тем же принципам, которые в свое время и создали негативную и конфликтную среду на острове – недооценка или пренебрежение исторической, природной и духовной значимостью Соловков.

Рассмотрев представленный Генеральный план, Союз Архитекторов России направил губернатору Архангельской области письмо, в котором высказывались замечания и предложения по этому вопросу. 22 декабря 2014 года в Союзе Архитекторов России прошло расширенное заседание с участием представителей руководства Архангельской области и представителей экспертного сообщества, на котором  предложенный генеральный план был подвергнут серьезной и обоснованной критике. И, тем не менее, сегодня этот документ принят без каких-либо изменений. Он позволяет уже сегодня  начать реализацию программы преобразований в поселке «Соловецкий», а проще говоря, его застройку. Какие объекты, как они проектируются и что собой представляют – предмет наибольшей тревоги как специалистов, так и общественности.

Застройка уже началась – в конце 2013 года был принят проект строительства нового здания музея. Необходимость вынести музей с его фондами за стены монастыря давно стояла на повестке дня Соловков. Это одна из наиболее острых проблем поселка и архипелага, так как музей является градообразующим объектом, в нем числится около 170 сотрудников – половина трудоспособного населения острова. Казалось бы – строительство музея – событие в нашей практике редкое, важное и радостное. Тем более – музей Соловков. Но то, каким образом решается эта благая задача, повергает архитекторов в недоумение. Сегодня уже выполнен нулевой цикл нового здания музея.

Эксперты обеспокоились этим проектом с того момента, когда он был представлен на официальных информационных порталах. Его созданию и утверждению не предшествовал ни творческий конкурс, ни рассмотрение Федеральным Научно-методическим Советом Министерства Культуры и экспертами ЮНЕСКО. Иными словами, проект не прошел всех необходимых бюрократических и профессиональных процедур, соответствующих статусу места. В результате, в нем оказалось множество важных недостатков: он не имеет четкой экспозиционной концепции, несомасштабен традиционной застройке, вторичен по эстетике, расположен в непосредственной близости от Спасо-Преображенского монастыря, искажая тем самым панораму Святого озера. Да и зачем строить новое здание, если несколько десятков объектов культуры в поселке стоят бесхозными на грани исчезновения?

"Необходимо переработать"

На протяжении 2014 года экспертами и профессиональной общественностью были предприняты большие усилия, направленные на то, чтобы внести изменения в сложившуюся ситуацию. Еще в конце 2013 года Союз Архитектор России опубликовал открытое письмо по этой проблеме. Весной в Общественной Палате прошли слушания, проведено совещание экспертов в Институте Наследия им. Лихачева. В начале июня остров посетила группа экспертов совместно с представителями Общественной Палаты и Союза Архитекторов России, по результатам которого было направлено письмо министру культуры  В.Мединскому. В результате по распоряжению министра осенью 2014 года проведено заседание Федерального научно-методического совета министерства культуры.

В протоколе заседания звучит важное признание: «Проект впечатляющего нового строительства на территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО вызвал единодушное неприятие специалистов». Исключительную обеспокоенность они выразили именно по поводу музея: «Если здание будет построено согласно представленному проекту, то своими габаритами, масштабами, протяженностью фронта, не традиционным для Соловков архитектурным решением неизбежно войдет в недопустимую визуальную конфронтацию с монастырем, радикально трансформирует историческую объемно-пространственную композицию ансамбля, нанесет невосполнимый ущерб уникальному культурному ландшафту острова. Изменение исторических панорам архитектурного ансамбля и Святого озера может нанести ущерб выдающейся универсальной ценности памятника, сохранение которой является особым требованием, предъявляемым к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО».

Вердикт экспертов однозначен: «Необходимо переработать архитектурно-градостроительное решение нового здания, то есть предусмотреть уменьшение его наземных объемов, высотности, масштаба и протяженности фронта и придать ему дискретный характер с соблюдением типологически характерной для островной застройки объемно-пространственной композиции и планировочной организации». После переработки проект должен быть вынесен на рассмотрение всего ФНМС. Его эксперты предлагают также «проработать возможность размещения основного экспозиционного комплекса музея-заповедника в другом месте», то есть в уже существующих зданиях, подлежащих реставрации.

Специалисты настаивают: «Необходимо откорректировать по рекомендациям ФНМС проект Охранных зон и привести  Генеральный план в соответствие с проектом охранных зон, рекомендациями САР и экспертов».

Представители миссии ЮНЕСКО тоже обеспокоены ситуацией на Соловках. По их мнению, которое также было внесено в протокол заседания, «строительство здания нового музея и реализация Генерального плана могут нанести непоправимый ущерб универсальным ценностям Соловецкого архипелага и стать причиной лишения  Соловков статуса «Объекта всемирного наследия».

Сакральное-Мирское-Соловки

В то время как эксперты пытаются повлиять на решения Министерства культуры и Администрации Архангельской области, в Московской Архитектурной Школе группа студентов под руководством преподавателей Наринэ Тютчевой и Антона Петухова попыталась в рамках магистерской дипломной работы провести независимое исследование и предложить новый комплексный проект развития поселка «Соловецкий».

Традиционно такие исследования базируются на принятых официальных регламентирующих документах. Но в данном случае, поскольку действующая документация подвержена серьезной справедливой критике экспертов и не нацелена ни на решение социальных проблем поселения, ни на сохранение объекта всемирного наследия, студенты вместе с преподавателями решили формировать стратегию развития, опираясь на традиции и универсальную ценность этого уникального места. Так появилась работа  «Сакральное – Мирское – Соловки».

Такой нестандартный подход, то есть рассмотрение всех составляющих жизнедеятельности архипелага через призму «сакральное-мирское», позволил увидеть целый ряд проблем. Стало очевидным - привычное «рисование» генерального плана -  это совсем не тот путь, который возможен на Соловках. И самое главное – новое строительство, каким бы оно не было «современным», не сохранит для будущих поколений тех Соловков, которые так дороги России и всему миру.

Руководство Архангельской области и наместник Спасо-Преображенского монастыря проявили интерес к работе студентов и во многом ей содействовали: давали необходимые комментарии и предоставляли материалы для работы, помогли организовать две поездки на остров. Предварительные результаты исследования в марте были представлены студентами на открытом заседании у губернатора Архангельской области Игоря Орлова и на общественном обсуждении на Соловках. Работа была принята очень позитивно.

«Церковный вестник» будет внимательно следить за дальнейшей судьбой этого уникального проекта.

Артем Погосов
29 мая 2015 г.
Ключевые слова: архитектура, Соловки
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00