iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
Репортажи
Вид на Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь (фото Сергея Фадеичева)
ЖМП № 7 июль 2012 /  24 июля 2012 г.
версия для печати версия для печати

Светися, Новый Иерусалиме!

Реставрационные работы в Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном монастыре в Подмосковье развернуты полным ходом. На проектные мощности они вышли в прошлом году, когда отмечалось 330-летие со дня преставления Святейшего Патриарха Никона — основателя обители, идеолога ее создания и автора первого ее проекта. В полном же объеме весь монастырский комплекс должен быть восстановлен через четыре года. Побывавшим в обители корреспондентам «ЦВ» первым из журналистов удалось узнать главные тонкости и секреты реставрационного процесса.

Стоматологи из подземелья

Наместник монастыря игумен Феофилакт (Безукладников) увлекает нас в сырую темноту подземного хода. Только что мы, изнывая от жары, стояли на подошве окружающего Воскресенский собор рва и смотрели, как мастера руководят обследованием старинной белокаменной кладки. А тут вдруг сразу стало зябко и... жутковато, даже несмотря на то что цивилизация не обошла стороной и подземелья. По крайней мере их ближайшую, хорошо изученную часть: под потолком тускло мерцают электрические лампочки.

"Строго говоря, из этого тоннеля идет не один, а целых три подземных хода, — говорит отец Феофилакт, пока мы, пригибаясь, крадемся ему вслед. — Один — к монастырской стене, второй — к Истре, а третий еще не очень хорошо исследован. Предположительно он обрывается где-то в лесу, а проложили его на случай экстренной эвакуации защитников обители во время боевых действий".

В подземные ходы рабочие-реставраторы пока еще не добрались. А вот в подземном храме святых равноапостольных Константина и Елены — какофония строительного шума. Несколько аппаратов параллельно закачивают в фундамент, в кирпичную кладку, в бетонные полы цементную смесь для укрепления капитальных конструкций.

"На всех объектах, где мы развернулись, сейчас примерно такая же картина, — говорит заведующий производственно-техническим отделом ЗАО “Балтстрой” (генерального подрядчика реставрации) Евгений Новиков. — Фактически в самом разгаре первый, крайне важный этап — противоаварийные работы. Как видите, каменщики выступают в роли стоматологов: обстукивают элементы, требующие замены выбраковывают (к сожалению, непригодна для дальнейшей эксплуатации примерно пятая часть исторического белого камня), в остальные инжектируют скрепляющий раствор. Глубина закачки около метра, конструкция после такого “пломбирования” работает как единая опорная плита. Затем высверливаем керн (участок схватившейся толщи) и передаем его в исследовательскую лабораторию. Если прочность по результатам опытов недостаточная, возвращаемся и “пролечиваем” поврежденный участок еще раз и так далее..."

Большой урон Ново-Иерусалимскому монастырю нанесло время, но еще больший — война. В те две морозные недели 1941-го, когда перед контрнаступлением советских войск под Москвой на фронте сохранялось шаткое равновесие, гитлеровцы разместили здесь гестаповский штаб и госпиталь, в котором лечилось свыше 2000 человек. А 10 декабря, отступая, саперы 614 полка дивизии СС «Райх» взорвали все высотные монастырские постройки. Сильнее других пострадали 73-метровая колокольня, надвратный храм Входа Господня в Иерусалим и башни монастырской стены. Израненные сооружения удалось частично восстановить только к Олимпиаде-80, когда была предпринята первая масштабная реставрация. Но к самому проблемному звену — примыкающей к главному собору с южной стороны колокольне — тогда подступиться не рискнули.

Микродур для колокольниС прошлого года колокольня укрыта строительным тепляком — позволяющими даже в сильный мороз сохранять тепло лесами. Здесь от реставраторов требуется поистине ювелирная точность. Ведь после взрыва некоторые вертикальные элементы колокольни уцелели вплоть до верхнего пятого яруса, другие, наоборот, обрушились до самого основания. И в этом неоднородном остове чудом сохранились элементы дивного изразцового иконостаса!

"Как это ни парадоксально, сложности теперь добавляет потрясающее мастерство наших предшественников — зодчих, строивших монастырь больше трех веков назад, — признается Новиков. — Не нарушив законов статической устойчивости, они умудрились опереть высокое здание на миниатюрный фундамент, уходящий всего на полметра в землю. При всем уважении к их опыту, к секретам их мастерства ныне повторить то решение мы не в состоянии. Поэтому всё подземное основание под колокольней сейчас укрепляется цементирующим раствором по особой технологии “микродур”, после чего оно уверенно выдержит вес восстановленного сооружения.На втором ярусе развернут целый инженерный комплекс. На время укрепления опорного каркаса иконостас, говоря техническим языком, вывешен, то есть его масса не давит на устои основания. Датчики кропотливо отслеживают мельчайшие смещения всех компонентов. Самый ответственный момент наступит, когда сюда будут заводить крупнейший из воссоздаваемого исторического набора колоколов — 9-тонный Воскресенский благовестник. Но это задача еще не завтрашнего дня: изделие только заложено на воронежском заводе “Вера”".

"До наших дней дошли четыре колокола из пятнадцати, — рассказывает отец Феофилакт, — в том числе Трехсвятский 1666 года — один из трех благовестников, отлитых здесь, в Новом Иерусалиме, “мздою и трудами” Патриарха Никона. Уже принято решение о полном восстановлении всего оригинального набора".

Патриарх Никон и потайная комната

Кстати, новоиерусалимские колокола уже успели косвенно «поучаствовать» в одном из самых громких исторических открытий, сопровождающих начало реставрации. В конце полевого сезона 2010 года экспедиция Института археологии Российской академии наук под руководством Леонида Беляева обнаружила на территории монастыря беспрецедентный по отечественным меркам колокололитейный комплекс. "Это артефакт времен самого начала работ по созданию монастыря, проходивших под руководством Патриарха Никона, — считает руководитель экспедиции доктор исторических наук Леонид Беляев. — По своему устройству колокольная яма не отличается от западных аналогов и, возможно, свидетельствует о привлечении к работе над ее созданием мастеров из Центральной Европы".

Пока вскрытая яма законсервирована и засыпана, в дальнейшем предполагается ее музеефикация. А нам пора внутрь, в главный монастырский собор.Надев каски, входим под сень храма. Как-то непривычно находиться здесь в головном уборе, но сами строители неукоснительно следуют технике безопасности, того же требуют и от других. Насколько можно видеть, всё внутрисоборное пространство забрано строительными лесами. По трапам поднимаемся на уровень второго яруса алтаря, и здесь наместник демонстрирует нам главную сенсацию.

"На этой стене точно так же укрепляли кирпичи, — говорит отец Феофилакт. — В один прекрасный момент рабочие заметили: бетонный раствор уходит куда-то вглубь бесконтрольно. Остановили закачку, осторожно разобрали кладку и обнаружили...". Карабкаемся вверх и попадаем в длинную и узкую потайную комнату. Внутри уцелела длинная деревянная задвижка со своеобразной "ручкой" — треугольным углублением для человеческого пальца. Оторопь берет при мысли, что три с лишним сотни лет этого дерева касалась рука монаха.

"Отверстие, через которое мы сюда попали, прежде было не дверью, а окном, — объясняет наместник. — Приоткрыв его, обитатель комнаты мог хорошо слышать службу и при этом молиться в уединении. В старых монастырях потайные молельни были в чести. Иногда в таких местах хранили предметы церковного обихода — получалось нечто вроде секретной ризницы. Но тут, скорее всего, никаких аксессуаров не держали: транспортировать грузы было бы затруднительно. Ведь поднимались сюда, видимо, по приставной лесенке, входя в комнату через торцевую ее часть. Между прочим, это не единственная потайная комната: подобные помещения найдены и в заалтарном обходе.

Заделали дверной и оконный проемы, скорее всего, в XVIII веке, а поверх новой кладки стену просто расписали. Теперь эту часть собора будут восстанавливать вместе с потайной молельней, а затем отреставрируют и позднейшую роспись, благо ее фрагменты тоже хорошо сохранились.

Фавор и Ермон о имени Его возрадовались

Таков один из главных принципов научной реставрации любого объекта культурного наследия. Всё, что можно «вернуть» к моменту рождения оригинала, воссоздается в соответствии с первоначальным авторским замыслом; позднейшие же перестройки и переделки, имеющие самостоятельную культурную ценность, возрождаются там, где они не диссонируют с более старыми элементами и не наносят ущерба общему восприятию памятника. И сейчас в Воскресенском соборе как никогда заметно единство пространства и времени: в сложной трехмерной геометрии многократно переделывавшихся интерьеров перед потрясенным зрителем словно сменяют друг друга поколения часто безвестных зодчих и строителей.А начиналось всё в середине XVII столетия.

Тогдашний Патриарх Московский и всея Руси Никон часто путешествовал из столицы в основанный им Иверский монастырь на Валдае, а по пути любил останавливаться у боярина Романа Боборыкина в селе Воскресенском-Сафатове, раскинувшемся неподалеку от пересечения Звенигородской и Волоколамской дорог. Со временем пустынные сафатовские окрестности так полюбились Святейшему владыке, что он приобрел их для Церкви, а в один прекрасный день пригласил сюда на освящение нового храма государя Алексея Михайловича. Осматривая окрестности, царь с Патриархом сошлись на мнении, что они удивительным образом напоминают Палестину. И собеседники решили превратить географический аналог в духовное подобие Святой земли.Разумеется, это только легенда. Возможно, в действительности идея создания русской Палестины запала Никону в душу несколько иным образом. Но факт: именно Алексей Михайлович рекомендовал Патриарху наречь основанную здесь новую обитель Воскресенским монастырем Нового Иерусалима, и 27 апреля 1658 года Никон заложил первый камень собора «по образу храма Воскресения, еже есть во Иерусалиме, величеством, и мерою, и добротою».

Автором богословской программы Нового Иерусалима и первым его архитектором стал сам Патриарх. Сохранились свидетельства современников, утверждавших, что Предстоятель Церкви лично копал пруды, переносил кирпичи и камни. Центральный холм, определенный под монастырь, он назвал Сионом, протекавшую под ним реку — Иорданом. Восточный холм с селом Вознесенским стал Елеоном, северные пределы пустыни — Галилеей с Фавором и Ермоном, между которыми разместилось село с вполне русским именем Микулино. Село Петровское на юго-востоке символизировало Вифлеем. Духовные аналогии продолжались и на территории монастыря. Так, пять башен монастырской ограды из восьми получили названия в честь врат иерусалимской городской стены: Давидов дом, Гефсиманская, Дамасская, Сионская и Ефремова. Престол надвратного храма освятили в честь Входа Господня в Иерусалим. Ну а разместившаяся в этой оправе драгоценная жемчужина — Воскресенский собор — стала образной копией одновременно как небесного, так и земного Иерусалима. Да так органично и удачно, что все остальные попытки устроить в других местах планеты перепевы главного града Святой земли меркнут перед нашим Новым Иерусалимом. Святая Голгофа, Неопалимая Купина, Темничная церковь Успения Пресвятой Богородицы, приделы в честь Страстей Господних, Камень миропомазания — все эти святыни напоминают христианам, совершившим паломничество на Святую землю, о виденном там. Ну а тем, кто в Палестине не был, после посещения Нового Иерусалима гораздо легче вообразить себе места главных событий в истории человечества и Церкви. Особенно большое значение эта смысловая нагрузка несла во времена Никона. Ведь тогда мало кто из русских людей мог позволить себе тяжелое, дорогое и длительное путешествие на Святую землю, ее же образное изложение под Москвой всегда находилось, что называется, "под рукой".

"Правда, говорить об авторском замысле Патриарха Никона можно с известной долей условности, ведь до нас не дошло ни единого письменного источника с его указаниями на этот счет, — замечает отец Феофилакт. — Известно, к примеру, что в храме Воскресения Христова основатель хотел устроить 365 приделов по числу дней в году (чтобы здесь ежедневно был храмовый праздник), посвятив их преимущественно святым различных Поместных Церквей. Задумав собор как топографическую копию и преображенное подобие Гроба Господня, Никон хотел, чтобы новый Иерусалим ознаменовал собой торжество православия. Увы, в полной мере идеям Патриарха не было суждено воплотиться: максимальное количество престолов в нашем монастыре — 42 — насчитывалось накануне его закрытия и преобразования в музей в 1919 году".

Не дожил Святейший Никон и до освящения главного детища всей своей жизни: в 1685 году он уже четыре года как пребывал в обителях вечности, претерпев под конец жизни несправедливое осуждение церковным Собором, ссылку и заточение в Ферапонтове и в Кирилло-Белозерском монастырях. Через год после освобождения и смерти по пути из ссылки вселенские Патриархи восстановили почившего в Бозе схимонаха Никона в патриаршем сане и сняли с того все обвинения. Но Воскресенский монастырь, прежде 13 лет простоявший недоделанным и полузаброшенным, к тому моменту уже три года как достраивался по указу царя Федора Алексеевича в соответствии со слегка измененным проектом. Прохлаждаться некогдаА вот главную святыню Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень — Никон успел увидеть воплощенной в камне и лично ее освятил. Как и в первообразе на Святой земле, Гроб находится внутри особой часовни — Кувуклии, помещенной в центре огромной ротонды.

"Когда нацисты взорвали монастырь, шатер ротонды обрушился, — говорит отец Феофилакт. — В советское время его восстановили, и сейчас мы занимаемся непосредственно самой Кувуклией. Ее воссоздание в первоначальном виде послужит своеобразным камертоном всех восстановительных работ. Как удалось выяснить, во времена Никона интерьер Кувуклии был полностью каменным, а в XVIII столетии здесь появилась отделка из мраморных плит. От взрыва они откололись и разрушились. Детально будущий вид Кувуклии еще предстоит определить искусствоведам из экспертного совета благотворительного фонда по восстановлению и реставрации нашего монастыря. Многие детали уже прояснились: помещение придела ангела украсят, как и раньше, изображения Иосифа Аримафейского, Никодима, двух ангелов, воскресения Христова и Его снятия с креста. Кстати, как выяснилось при сравнении технического задания с архивными данными монастырских обмеров, за минувшие с постройки Кувуклии века проем в пещеру Гроба Господня слегка расширился. Думаю, что вряд ли сам собой! Скорее всего, некто обличенный властью однажды посчитал, что паломникам слишком неудобно протискиваться в узкое отверстие, и повелел слегка растесать и боковые, и верхние камни. Теперь их предстоит восстановить в первоначальных габаритах. А после освящения пещеры Литургию, видимо, будем — также по обычаю Святой земли — совершать прямо на погребальном ложе Спасителя, которое послужит престолом".

Разговоры о необходимости второй очереди реставрационных работ начались сразу же после завершения первой — в 1980-х годах. Когда в 1994 году в обители возродилась монашеская жизнь, к этому процессу подключилась Русская Православная Церковь. Большую подготовительную работу провел предыдущий наместник архимандрит Никита (Латушко). Но по-настоящему проект реставрации сдвинулся с мертвой точки лишь после посещения Нового Иерусалима 23 июля 2008 года Предстоятелем Церкви Алексием II (+2008) и Президентом Дмитрием Медведевым.

В тот момент было принято решение о создании попечительского совета для оказания помощи в восстановлении обители, при котором позднее возник упомянутый фонд (сейчас его сопредседатели — Дмитрий Медведев и Патриарх Кирилл).В прошлом году общая стоимость реставрационных работ составила 843 млн рублей, плановая смета на этот год — три миллиарда. Сейчас на объекте постоянно заняты несколько сотен человек, в ближайшие месяцы их число увеличится. "Когда каждое утро в 7.45 все рабочие собираются на планерку, зрелище впечатляет. Но пока мы в самом начале пути: проведено примерно 70% археологических, архивных и изыскательских работ, 45% проектных и 20% реставрационных, — комментирует Евгений Новиков. — Но идем в графике, отставания нет".

Подрядчики скромничают. Две маленькие, но очень красивые изюминки монастырского ансамбля — школа и надвратный храм Входа Господня в Иерусалим — уже практически завершены. В историческом здании школы-четырехлетки, построенной для детей из окрестных сел и деревень за монастырской оградой попечением и на личные средства архимандрита Андрея (Садовского; +1898), временно устроены 16 келий для насельников обители. После завершения общестроительных работ монахи вернутся в братские корпуса, а школа заработает по своему первоначальному предназначению — по профилю дошкольного и дополнительного образования.

"Но прежде нам еще предстоит взять все монастырские сооружения на баланс, — замечает отец Феофилакт. — Ведь даже храмы переданы Церкви далеко не все. Из остальных же построек мы распоряжаемся только Восточным братским корпусом, где размещаются покои наместника, канцелярия, трапезная, прачечная и другие хозяйственные службы. Кузнечный и Западный братский корпуса, Дворец царевны Татьяны Михайловны, а также частично монастырские стены по-прежнему занимает Государственный историко-архитектурный и художественный музей “Новый Иерусалим”. Правда, для музея неподалеку возводится здание, куда он уже в конце нынешнего года должен переехать. Тогда и возьмемся за перечисленные строения".

Второй сдаточный объект — надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим со святыми вратами. Все конструктивные работы здесь тоже завершены, фасады уже готовы, а сейчас завершается воссоздание внутреннего убранства. Скоро храм украсит восстанавливаемый в мельчайшем соответствии с историческим оригиналом деревянный резной иконостас.

"Нам прохлаждаться нельзя, — посмеиваются строители. — Видите на стене видеокамеры? Это не только ради безопасности. Сигнал выведен в Интернет, всё, что происходит на площадке, сайт Фонда по восстановлению монастыря транслирует по всему миру. И нашу беседу, между прочим, тоже. Так что мы, извините, пойдем, нам работать пора, а то перед всей планетой стыдно будет".

Дмитрий АНОХИН,Фото Сергея ФАДЕИЧЕВА

 

24 июля 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00