iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий: «Поездки по сельским приходам — самая большая радость для меня как правящего архиерея»
В уходящем году Тверской епархии исполнилось 750 лет. Праздничная Литургия по поводу столь значительного юбилея состоялась в Спасо-Преображенском соборе Твери. Этот храм, основанный первым Тверским епископом святителем Симеоном, несколько веков был кафедральным собором епархии, а в 1935 году большевики его взорвали. Нынешний правящий архиерей Тверской епархии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий рассказал «Журналу Московской Патриархии», как уже в процессе воссоздания собор наполняется жизнью, зачем архипастырь недавно пригласил директоров школ на совещание в один из монастырей, часто ли он видит страх в глазах подчиненных и каким образом удалось прекратить поток жалоб в епархиальное управление от мирян. PDF-версия.  
16 декабря 2021 г. 16:30
Репортажи
Протоиерей Андрей Канев причащает "орлят" на Божественной литургии во временном полевом храме на праздник Преображения Господня. Смоленская область.
ЖМП № 2 февраль 2021 /  16 марта 2021 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Как сделать ярче новый день

О ЛУЧШИХ ПРОЕКТАХ МОЛОДЕЖНОГО СЕКТОРА ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

Скаутинг, спорт, молитва, поисковая работа и интеллектуальные игры — такой выбор делает сегодня молодежь Екатеринбургской епархии. Ее наставники стараются воспитать в подрастающем поколении достойную смену. Первые успехи есть у скаутов: ребята постепенно самоорганизуются и находят новые формы для служения Церкви и людям. Что интересует сегодня молодых людей, как сплотить их вокруг полезного дела, привить любовь к родной истории и привести к Православию? Своим опытом поделились в Екатеринбургской епархииPDF-версия.

«Край святой Екатерины»

Марина уже начала сомневаться, что Никите кто-то поможет (имена изменены). 12-летнего сына ничто не могло оторвать от смартфона. Психологи разводили руками: «Найдите молодежную организацию, в которой мальчик мог бы реализовать свои интересы». — «Да какие тут интересы, он целыми днями “сидит” в компьютере и телефоне. Зависимость в такой фазе, что ни со мной, ни с отцом вообще не говорит, да и успеваемость в школе все хуже и хуже», — нервничала Марина. Но однажды кто-то посоветовал ей обратиться в Братство православных следопытов при молодежном секторе Екатеринбургской епархии.

«Когда Никита приехал к нам, я сомневался, что сможем ему помочь, — вспоминает руководитель екатеринбургских скаутов Всеволод Кривцов. — Семья не воцерковлена, ребенок живет далеко, ему придется полтора-два часа добираться на занятия из дома». Но случилось чудо. Никита так увлекся скаутингом, что теперь не пропускает ни одного занятия. Спустя год Всеволод поинтересовался: «Никита, почему ты остался у нас в отряде?», и тот ответил: «Меня везде ругают за то, что я занят только смартфоном. А вы ругать не стали. Вы сказали, что найдете применение мне вместе с телефоном». Действительно, Никита, ведущий фотограф отряда, он также снимает и монтирует видеоролики. Правда, перед занятиями скрепя сердце отдает телефон инструктору.

А счастливая Марина делится новостями: «Он хоть стал разговаривать с нами, делится впечатлениями, советуется. Главное, у нас возникло понимание».

Этих мальчишек и девчонок привлекает в скаутинге не только романтика походов и жизни в лесу, новые знания и общение с единомышленниками. Но и чистота отношений, как многие признались в прошлогоднем опросе. «Здесь никто тебя не обижает и не высмеивает. Все заняты делом, а обсуждать недостатки друг друга нет желания и времени» — таким был ответ ребят. «Скаутом может стать каждый ребенок, — поясняет Кривцов. — Для этого ему достаточно позвонить мне или отправить письмо на нашу страничку в соцсетях. Если на каком-то приходе родители или священник хотят организовать отряд, туда приезжают сотрудники штаба с презентацией. Если ребенок в одиночестве мечтает о скаутской жизни, то мы включаем его в ближайший к нему отряд, куда он может приезжать на занятия». Екатеринбургские скауты очень активны в соцсетях, их часто показывают по местному телевидению, о них пишут епархиальные и светские СМИ, на радио «Воскресение» уже три года идет программа о новых проектах «Свистать всех наверх!». У них много мероприятий, о которых всегда есть повод рассказать.

Например, это они приносят Вифлеемский огонь в канун Рождества в дома милосердия и детские дома, помогают в восстановлении городских памятников культуры, вместе с горожанами наводят порядок на городских кладбищах — Ивановском и Михайловском. Во время пандемии в прошлом году скауты вместе с родителями участвовали во всероссийском движении «Мы вместе», развозя по 600 «карантинным» адресам продукты и лекарства. Они участвуют в набирающих популярность в Екатеринбурге молодежных ночных богослужениях, в конкурсах, посвященных памяти святой Екатерины. «40 % наших ребят — из невоцерковленных семей, — продолжает Всеволод Кривцов. — И о церковных таинствах и православной жизни узнают только у нас. Ведь мы не только рассказываем о неизвестных страницах истории России, но и знакомим с основами православной культуры. А на ежегодных слетах в полевых условиях, которые длятся 10 дней, практически все они исповедуются и причащаются».

Недавно молодежь старшего возраста поддержала идею организовать молодежную экспедицию «Край святой Екатерины». «У нас в области 15 екатерининских приходов, некоторые из них — при храмах XIX века. Все храмы действующие, но часть из них сильно разрушена, — рассказывает руководитель молодежной группы Георгий, которому 21 год. — Задача — собрать информацию о каждом храме, рассказать в статьях на епархиальных сайтах и страничках в соцсетях, чтобы о них узнало как можно больше людей. А летом — разбить рядом с самым нуждающимся в помощи храмом скаутский лагерь и поучаствовать в его возрождении». В их планах посетить все 15 храмов до Пасхи. Самый дальний находится в селе Шухруповское Туринского района Алапаевской епархии (270 км от Екатеринбурга), а самый ближний — в центре города.

На момент написания статьи ребята побывали в семи храмах, носящих имя святой Екатерины Александрийской.

Русский силомер

Вернуть детям безопасный, доступный, внесезонный, зрелищный, бесплатный массовый спорт, заниматься которым можно в каждом дворе, если там установить обычный турник, — такую задачу поставил перед собой с коллегами Игорь Пыжьянов, руководитель спортивно-патриотического сектора Молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии. Так, в 2012 году родилась система силового многоборья на гимнастической перекладине, поддержанная впоследствии Всероссийской федерацией школьного спорта. Она включает 11 упражнений, каждое из которых оценивается в баллах.

«Участником наших соревнований может стать каждый ребенок, юноша и девушка, живут ли они в деревне, мегаполисе или в другой стране. Сделал на турнике в течение 1 мин доступные тебе упражнения, отснял на видео и прислал нам в оргкомитет, — говорит Игорь Пыжьянов. — И тебе присваивается спортивный (в рамках клуба) разряд с перспективой звания кандидата или мастера спорта по “Русскому силомеру”. Важно, что знакомство с турником развивает в ребенке не только стремление к соревновательности, командный дух и навыки общения со сверстниками. Известны и случаи улучшения успеваемости в школе». В 2017 году эту спортивную инициативу екатеринбуржцев на Общероссийском форуме «Сообщество» поддержал Президент РФ Владимир Путин и рекомендовал этот спорт Российскому движению школьников (РДШ).

«Очень важно, что это командный вид спорта, который объединяет ребят, — продолжает Игорь Владимирович. — Даже самый неспортивный мальчишка, толстячок в очках, которого едва уговорили участвовать в турнире, может принести победные баллы своей школе, выполнив самое простое упражнение — подтянуть коленки к животу, вися на турнике. Мы обращаемся не к самому сильному, а к самому слабому».

Характерно, что свою систему силового многоборья Пыжьянов посвятил последнему русскому императору святому царю Николаю II, который на государственном уровне активно содействовал развитию физической культуры и спорта в России и стоял у истоков международного олимпийского движения, покровительствуя спортивным обществам. Все соревнования проводятся по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения. Турниром по «Русскому силомеру» открываются в Екатеринбургской епархии Сретенский фестиваль и Царские дни. А 1 июня, в Международный день защиты детей, в Екатеринбурге проводятся ежегодные турниры среди учеников воскресных школ. Обычно на протяжении года с ребятами занимается сотрудник воскресной школы. ­Интересно, что когда РДШ провело соревнования по «Русскому силомеру» и один из мальчишек стал чемпионом своей школы, его одноклассники удивились, узнав, что эти занятия проходят в воскресной школе при храме, куда тот ходит. Одну из своих целей Пыжьянов видит в том, чтобы не просто распространить «силомер» через Патриаршую комиссию по вопросам физической культуры и спорта по всем храмам России, но чтобы инициатива исходила от молодых прихожан.

К сожалению, в связи с последствиями пандемии спортивный клуб «Русский силомер» переживает не самые лучшие времена. Из-за сокращения финансирования его работа затормозилась. И в нашем разговоре Игорь Пыжьянов выразил надежду, что на проблемы клуба обратят внимание православные благодетели или фонды.

«У Церкви нет задачи развития спорта, но поддержка системы силового многоборья в физическом воспитании детей поможет им расти физически крепкими и выносливыми, готовя их ко взрослой жизни. Беседуя с молодежью, особенно с подростками, я и мои коллеги всегда напоминаем, что для человека важно развивать свое тело, но без заботы о своей душе тело всегда подведет. А сохранять душу в чистоте позволяет только жизнь в Церкви. Примеры воинов и святых помогают нам это проиллюстрировать», — убежден Игорь Пыжьянов.

Возвращение героев

День 17 июня 2016 года жителям поселка Староуткинск в Свердловской области запомнился надолго. В этот день в свой родной поселок вернулся пропавший без вести красноармеец Степан Истомин, погибший в 1942 году в Парфинском районе Новгородской области. Его останки пронесли по улицам ребята из поискового отряда «Пограничник», которых сопровождали многочисленные родственники солдата. «Мычали коровы, лаяли собаки, пели птицы. Казалось, все живое прощалось с героем, отдавшим за мир на земле свою жизнь. И когда в этом участвует подросток, думаю, в его душе происходит незримое соприкосновение с подвигом и рождается правильное отношение к событиям той войны, — говорит руководитель православного поискового отряда «Орленок» (далее — ПО «Орленок») Алексей Соловьев. — На похороны Степана собралась вся его семья — около 80 человек со всей страны. И каждый, прощаясь, говорил какие-то теплые, проникновенные слова. Ничего более трогательного и пронзительного я давно не видел».

Алексей Леонидович Соловьев, председатель молодежного сектора Екатеринбургской епархии, уже 10 лет вместе с настоятелем екатеринбургского храма Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах протоиереем Андреем Каневым руководит православным ПО «Орленок», который ежегодно участвует в Вахте памяти в Смоленской области. Характерная особенность в том, что, кроме поиска павших героев, захоронения их останков и увековечивания их памяти, «Орленок» ведет планомерную миссионерскую работу среди поисковиков в полевых условиях.

Костяк «Орленка» — около 20 человек, это учащиеся воскресных школ Екатеринбурга и других городов Урала. Остальные ребята — невоцерковленные школьники и учащиеся средних и высших учебных заведений, которые, услышав об «Орленке», тоже захотели побывать на Вахте памяти. Больше половины ребят — в возрасте от 14 до 18 лет, хотя есть и старше.

Неизменная составляющая полевого лагеря в «Орленке» — утренняя и вечерняя молитва, лития около «времянки» — места сбора найденных останков солдат до их погребения. А в праздничные дни — Литургия. Полевой храм в каждый сезон сооружается из подручных средств и, по сути, представляет собой алтарь. А сводами и стенами служат стволы и ветви растущих вокруг деревьев.

Поначалу другие поисковики смотрели на них с недоумением: зачем они молятся каждый день, постятся (поисковые работы частично проводятся на Успенский пост)? А кто-то и вовсе воспринимал их как некую «прогулочную бригаду». Это не удивительно, ведь обычно у поисковиков в группе максимум 15 человек, а тут приехало сразу 40. Но постепенно пришло понимание, что у «Орленка» немного другая миссия. И к ним потянулись молодые люди из других отрядов, и с каждым годом их становилось все больше. «На Смоленщине в Вахте памяти сменяется за сезон, который длится с весны по конец осени, около 500–600 человек. Они приезжают со всех концов страны, среди них много подростков и молодежи, — продолжает Алексей Леонидович. — Некоторые из этих ребят приходят к нам в лагерь на вечернюю молитву и Литургию. Они общаются со священником, кто-то изъявляет желание креститься, и это таинство происходит в местных природных водоемах, но, конечно, предварительно с каждым из них беседует священник».

Кроме того, в лагере ПО «Орленок» ежедневно проходят занятия по разным дисциплинам: Закон Божий, история Церкви, особенности поисковой работы и др. Также есть час духовной беседы, на который могут прийти желающие из других отрядов. Темы бесед — о духовном значении подвига, героизма, ответы на вопросы. «Это реальная миссионерская деятельность среди молодежи, живая и непринужденная, — продолжает Соловьев. — На этих встречах ребята из разных регионов знакомятся, общаются и нередко, вернувшись домой, переписываются, ездят в гости».

Обычно за сезон все поисковые отряды в Смоленской области «поднимают» 200–300 бойцов. На долю ПО «Орленок» в среднем приходится до 10 бойцов. «Главная находка поисковика — это именной медальон, но случается в вещах поднятого солдата найти настоящую святыню — иконку или образок, — продолжает Алексей Леонидович. — Каждый раз, когда обнаруживаем медальон, мы связываемся с родственниками героя. И они приезжают на перезахоронение. А бывает, нас просят передать личные вещи ­бойца его семье, если тот с Урала». Так, однажды друзья из отряда «Надежда» Темкинского района Смоленской области нашли под Смоленском останки ефрейтора Леонида Шведова, который был снайпером и погиб в 1942 году. И попросили «орлят» передать его личные вещи родственникам из Верхней Пышмы. По словам Алексея Леонидовича, эта встреча была очень трогательной и надолго запомнилась ребятам.

«К сожалению, с каждым годом детей, для которых тема войны остается священной, все меньше и меньше, — делится наблюдениями Алексей Соловьев. — Но если ребята побывают в окопах, прикоснутся к военному грунту, найдут “сво­его” бойца, тема почитания павших становится им очень близка. Это видно по их лицам, когда они участвуют в перезахоронении и прощаются со своими товарищами, которых они “подняли”. Дети приезжают другими после Вахты памяти, в них внутренне что-то меняется. Они становятся более ответственными и серьезными. Равнодушия к истории и памяти о войне уже нет».

Игра без проигравших

«Какой танк, созданный еще в 1940 году, стал основой вооружения советских войск?», «Назовите автора и название самого известного средневекового живописного произведения, написанного на ветхозаветный сюжет», «Какое изобретение было создано нашим соотечественником в 1911 году под впечатлением от гибели человека на новом виде транспорта?» — примерно на такие вопросы, посвященные темам истории и культуры России, ищут ответы участники игры «Познай истину», которая особенно популярна у молодежи Среднего Урала. География игры постоянно расширяется, как и число ее поклонников. Сегодня их около 7 тыс. человек в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, Челябинске и Перми, Петербурге и Москве, Ханты-Мансийске и Ташкенте, а также небольших городах Среднего Урала. Рассчитанные на школьников и студентов правила просты: каждый вопрос «сто́ит» определенное число баллов. Ответ одной команды может дополнить другая, каждый отвечает только на один вопрос. Время на поиск ответа и сам ответ — по 1 мин.

По словам одного из создателей игры, доцента Уральского федерального университета кандидата культурологии Романа Николаева, «Познай истину», несмотря на внешнее сходство, все же отличается от «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» или «Зерно истины» (см.: ЖМП. 2017. № 9): «Эти игры больше рассчитаны на эрудицию, а у нас — в значительной мере на просвещение. Вопросы построены так, что, не зная ответа, но обладая базовыми школьными знаниями по истории России, команда может прийти к решению путем логических размышлений. Потому что подсказка или ссылка заложена в самом вопросе. При этом авторы игры рассчитывают на то, что игроки внимательно прочитают вопросы, ведь для правильного ответа членам команды необходимо точно понять вопрос. Но проигравших у нас нет, потому что все получают новые знания», — поясняет Роман.

Еще одна особенность игры в том, что она мультимедийная и сопровождается не только комментариями жюри, но и фотографиями и ­видеофайлами.

Любопытно, что «Познай истину» популярна и у преподавателей, потому что молодые люди всего за 2 часа восполняют серьезные пробелы в эрудиции. «Например, в игре, посвященной 75-летию Великой Победы, речь шла о событиях, о которых не всегда можно рассказать на занятиях из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение Великой Отечественной войны, — говорит преподаватель истории Свердловского областного медицинского колледжа Эмилия Уланова. — Между тем очень важно показать человеческие качества наших соотечественников, их бескорыстное служение Родине».

А преподаватель истории Уральского железнодорожного техникума Наталья Кузнецова подметила другую деталь: «Важно и то, что “Познай истину” направлена не только на обретение новых знаний, но и на понимание исторических событий и процессов, явлений культуры и причинно-следственных связей в русской истории».

Мало кто знает, что идея игры родилась в церковной среде во время проведения в Вознесенском храме евангельских бесед, которые организовал нынешний настоятель Георгиевского храма Екатеринбурга протоиерей Александр Сандырев. «В начале нулевых у екатеринбургской молодежи был всплеск интереса к Православию, — говорит священник. — К нам в храм на евангельские беседы приходило до 100 человек. А чтобы включить их в интерактивный процесс изучения Библии, мы придумали эту игру». Поэтому тематика вопросов касалась истории Церкви, Библии, литургики. Но когда решили распространить ее на студентов высших и средних учебных заведений — а это начинание поддержали уральские высшие учебные заведения*, — игра вышла на новый уровень. Основным содержанием игры стали вопросы, стимулирующие культурное, духовно-нравственное развитие молодежи и ее интерес к отечественной истории. Но все равно примерно 20 % вопросов так или иначе касается Православия, только религиозная тема скрыта в культурологическом и историческом аспекте.

«Например, в игре, посвященной 75-летию Великой Победы, один из вопросов звучал так: “Почему в атеистическом государстве, которое притесняло Церковь, стало возможным освящение митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем танковой колонны имени Дмитрия Донского?”, — поясняет отец Александр Сандырев. — Или: “Какие символы из прошлого были востребованы во время Великой Отечественной войны?” Молодежь начинает размышлять и вспоминает ордена Ушакова и Александра Невского».

 А священник во время своего комментария расставляет акценты, разъясняя, когда и почему оба эти человека причислены Церковью к лику святых. Бывает, что после игры некоторые ребята подходят к отцу Александру с волнующими их вопросами: о вере, отношениях с девушкой, возможности креститься. И кого-то из них потом можно увидеть на службах в храме.

«Но наша задача не только рассказать о вере, но ввести молодых в пространство духовно-нравственной культуры и сформировать такие понятия, как честь, доблесть, милосердие. Важно, чтобы они поразмышляли, в чем истоки этих добродетелей, — продолжает священник. — Самое главное, чтобы человек через эту игру почувствовал сопричастность к своей Родине, ее истории, что очень важно для воспитания. И мы стараемся так подобрать материал, чтобы он обязательно вызывал у ребят эмоции, чтобы они задумались и полюбили свою страну».

Примечания

* Уральский федеральный университет, Уральский институт МВД России, Уральский государственный медицинский университет, Уральский государственный университет путей сообщения, Уральский государственный аграрный университет.


Первый скаутский отряд создан в Екатеринбургской епархии в 2009 году. Движение объединяет около трех сот детей и молодых людей от 9 до 23 лет (большинству 12–14 лет). Это 20 отрядов. Обязательное условие — отряд православных следопытов всегда организуется при храме. В отряде может быть от 10 до 30 человек.


Турниры по «Русскому силомеру» в 2020 году проводились в школах 79 регионов страны. В них участвовало около 680 тыс. детей. Недавно к ним присоединилась молодежь из Ташкентского благочиния и студенты Ташкентской духовной семинарии. Бренд «Русский силомер» зарегистрирован в Министерстве юстиции. И. В. Пыжьянов — кандидат в мастера спорта по волейболу, мастер спорта РФ, многократный абсолютный чемпион Урала по армрестлингу, призер чемпионатов России.

 

Читайте также на нашем сайте интервью с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Евгением.

16 марта 2021 г. 16:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00