iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Репортажи
Виктор Калинин. Серия "Афонские портреты"
ЖМП № 4 апрель 2016 /  12 апреля 2016 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Афонский пленэр. Российские художники рисуют Святую гору Афон

К святогорским юбилейным торжествам достойно подготовились и российские художники. Еще год назад группа заслуженных отечественных живописцев во главе с авторами идеи москвичами братьями Иваном и Михаилом Мастеропуло предприняла паломничество на Афон. В Священном Киноте паломники испросили и получили от прота Святой горы старца Симеона благословение на серию художественных пленэров, дабы запечатлеть живописнейшие виды удела Пресвятой Богородицы. Позднее это намерение благословил Патриарх Мос­ковский и всея Руси Кирилл (PDF-версия картин).

В течение нескольких последующих месяцев при содействии фонда «Русский мир» на Афоне побывали свыше двух десятков художников, как опытных живописцев, так и молодых, но уже сложившихся мастеров. «Иногда нам показывали уникальные, доступные одним только монахам места. Мы смогли рассмотреть как древнейшие фрески, так и современные росписи афонских храмов, — рассказывает Иван Мастеропуло. — Практически повсюду гостей представляли настоятелям монастырей, устраивали им интереснейшие экскурсии. Кроме того, нам предоставилась редкая возможность пообщаться с афонскими старцами и монахами, но главное — побывать на богослужениях, поклониться святыням и помолиться».

Во время довольно коротких паломничеств художникам удалось посетить дюжину афонских монастырей, пять скитов и несколько монашеских келий, а также афонскую столицу Карею. Сейчас почти все живописные полотна, замысел которых родился во время этих путешествий, уже готовы (остальные дописываются). В рамках юбилейного спецпроекта, проходящего под эгидой перекрестного года России и Греции, их предполагается продемонстрировать в серии передвижных выставок на территории обеих стран. Первую из них — в экспозиционном комплексе Государственного музея-заповедника «Новый Иерусалим» (город Истра) — намечено открыть 4 июня. Москвичи увидят эти работы несколько позднее, в августе, в столичном выставочном зале Российской академии художеств. В последующем каждый монастырь, принимавший художников, получит в дар по картине, сюжет которой связан с этой обителью.

В ближайших номерах «Журнал Московской Патриархии» предложит вниманию читателей несколько работ, созданных в ходе этого проекта, с небольшими рассказами о художниках — их авторах.

12 апреля 2016 г. 17:00
Ключевые слова: Афон
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00