iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Репортажи
Виктор Калинин. Серия "Афонские портреты"
ЖМП № 4 апрель 2016 /  12 апреля 2016 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Афонский пленэр. Российские художники рисуют Святую гору Афон

К святогорским юбилейным торжествам достойно подготовились и российские художники. Еще год назад группа заслуженных отечественных живописцев во главе с авторами идеи москвичами братьями Иваном и Михаилом Мастеропуло предприняла паломничество на Афон. В Священном Киноте паломники испросили и получили от прота Святой горы старца Симеона благословение на серию художественных пленэров, дабы запечатлеть живописнейшие виды удела Пресвятой Богородицы. Позднее это намерение благословил Патриарх Мос­ковский и всея Руси Кирилл (PDF-версия картин).

В течение нескольких последующих месяцев при содействии фонда «Русский мир» на Афоне побывали свыше двух десятков художников, как опытных живописцев, так и молодых, но уже сложившихся мастеров. «Иногда нам показывали уникальные, доступные одним только монахам места. Мы смогли рассмотреть как древнейшие фрески, так и современные росписи афонских храмов, — рассказывает Иван Мастеропуло. — Практически повсюду гостей представляли настоятелям монастырей, устраивали им интереснейшие экскурсии. Кроме того, нам предоставилась редкая возможность пообщаться с афонскими старцами и монахами, но главное — побывать на богослужениях, поклониться святыням и помолиться».

Во время довольно коротких паломничеств художникам удалось посетить дюжину афонских монастырей, пять скитов и несколько монашеских келий, а также афонскую столицу Карею. Сейчас почти все живописные полотна, замысел которых родился во время этих путешествий, уже готовы (остальные дописываются). В рамках юбилейного спецпроекта, проходящего под эгидой перекрестного года России и Греции, их предполагается продемонстрировать в серии передвижных выставок на территории обеих стран. Первую из них — в экспозиционном комплексе Государственного музея-заповедника «Новый Иерусалим» (город Истра) — намечено открыть 4 июня. Москвичи увидят эти работы несколько позднее, в августе, в столичном выставочном зале Российской академии художеств. В последующем каждый монастырь, принимавший художников, получит в дар по картине, сюжет которой связан с этой обителью.

В ближайших номерах «Журнал Московской Патриархии» предложит вниманию читателей несколько работ, созданных в ходе этого проекта, с небольшими рассказами о художниках — их авторах.

12 апреля 2016 г. 17:00
Ключевые слова: Афон
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00