iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Некрологи
Архимандрит Петр (Афанасьев)
6 мая 2016 г. 12:00
версия для печати версия для печати

Архимандрит Петр (Афанасьев) (20.11.1938–11.04.2016)

Отец Петр (в миру Александр Николаевич Афанасьев) родился 20 ноября 1938 года в курском селе Реп-Плата и в младенчестве был крещен в местной церкви Архангела Михаила. С ранних лет, как и его родители Николай Иванович и Евдокия Григорьевна Афанасьевы, пел на клиросе. В его семейной родословной было ни одно поколение церковнослужителей, а дома — благочестивые устои и сердечная вера. Переезд в 1945 году в Москву не изменил внутреннего уклада семьи. Не повлияла на него и советская власть: все четверо детей молились и ходили в храм.
В 1952 году, обучаясь в Доме пионеров игре на домре, он познакомился с Евгенией Андреевой. В 1960 году их повенчал схиархимандрит Амвросий (Иванов). В лице Евгении Дмитриевны он обрел не только верную супругу, но и настоящего друга, разделявшего его интересы и помогавшего в трудах. В зрелые годы она, как и отец Петр, приняла монашество с наречением имени Анастасия. В 1961 году у них родилась дочь Ольга.
В 1963 году будущего священника призвали в армию. К этому моменту он закончил музыкальное училище, успел поступить в Саратовскую консерваторию и перевестись из нее в Московскую. Уже будучи молодым отцом и не желая бросать учебу, Александр обратился в Министерство обороны СССР с ходатайством, чтобы ему позволили служить рядом с семьей и одновременно с воинской службой обучаться в Московской консерватории. Его прошение было удовлетворено, благодаря чему в 1965 году уже сержантом ракетных войск он окончил консерваторию по классу контрабаса. Десять лет спустя, в 1975 году — по классу дирижирования.
Музыка на долгие годы стала для А.Н. Афанасьева главным делом жизни. Как дирижер и педагог он приложил немало усилий, чтобы повысить уровень исполнения классических произведений, привлечь должное внимание к русскому хоровому и инструментальному наследию. С 1972 по 1989 год дирижировал многими ведущими оркестрами страны, включая Большой симфонический (1977), гастролировал по России и за границей, около 20 лет был художественным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств. Но именно эти неизменные атрибуты публичной жизни представителя мира искусства тяготили больше всего: его интересовали не награды или звания, а глубокое духовное содержание исполняемых произведений. Вполне закономерно, что Александр Николаевич подружился с близким ему по духу ценителем хоровой музыки — регентом архимандритом Матфеем (Мормылем). Итогом их совместной работы в 1960–1970-е годы стали записи первых дисков хора Троице-Сергиевой лавры с церковными песнопениями. Плодами трудов отца Петра на музыкальной ниве стало создание нескольких коллективов, каждый из которых обрел свою творческую жизнь и по сей день востребован слушателями. Это и «Московская инструментальная капелла», созданная в 1975 году при Московской областной филармонии, и основанный в 1997 году мужской камерный хор «Благозвонница».
Духовник несколько раз благословлял музыканта оставить концертную деятельность и связать себя с Церковью. Отец Петр в ответ ссылался на возраст, неважное самочувствие и отказывался. На путь священства он решился вступить только в 51 год.
16 февраля 1989 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рукоположил Александра Николаевича в сан диакона, а 10 декабря 1991 года — во пресвитера. Отныне отец Александр сосредоточил все свои силы на служении Церкви. «Чтобы быть хорошим священником нужно много знать, постоянно развиваться», — часто повторял он. Будучи уже зрелым человеком, с 1990 по 1994 год священник учился в Московской духовной семинарии. Недолгим, но ценным был опыт работы в Российском православном университете им. Иоанна Богослова в качестве профессора и главы кафедры церковного пения (1994).
Церковное служение отец Александр начал в Свято-Троицком Ново-Голутвином Коломенском женском монастыре, где с 1989 по 1992 год был сперва диаконом, а затем священником. В феврале 1995 года он перешел на Патриаршее подворье в Высоко-Петровском монастыре. В 1998 году Святейший Пат¬риарх Алексия II назначил иерея Александра настоятелем Храма Спаса Нерукотворного Образа Патриаршего подворья бывшего Заиконоспасского монастыря, а в 1999 году — настоятелем Патриаршего подворья храма Святителя Николая Мирликийского в селе Шостье Касимовского района Рязанской области.
В 2000 году отец Александр был пострижен в монашество с именем Петр — в честь святителя Петра, митрополита Московского. Спустя пять лет, в 2005 году, его назначили настоятелем Патриаршего подворья храма святого благоверного великого князя Александро-Невского в селе Акатово Клинского района Московской области, а в 2006 году — настоятелем храма Трех святителей в селе Волынщино Рузского района Московской области. Еще через четыре года последовало новое послушание: отец Петр стал наместником вновь открытого Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря. В 2011 году Святейший Пат¬риарх Кирилл во время посещения обители вручил ему игуменский жезл и удостоил права ношения креста с украшениями, а в 2013 году возвел в сан архимандрита.
Отец Петр наставлял собственным примером, учил быть строгим к себе и тепло, ненавязчиво участвовать в жизни ближнего, быть внимательным к движениям собственной души и сосредоточенным в молитве. В благом порыве, свершении или творческом успехе любимых чад он признавал не свою пастырскую заслугу, но только лишь милость Божию. Каждая его проповедь вбирала в себя многолетний духовный и жизненный опыт. Архимандрит Петр обращал особое внимание на внутреннее устроение конкретного человека и находил для каждого именно те слова, на которые отзывалась душа. Они могли быть обличительными, поучительными, остроумными. Главное, в них всегда чувствовалось живое участие и открытость, готовность помочь и спасти. Пастырь счастливым образом сочетал в себе живой, гибкий ум и твердый, несгибаемый дух.
Пользующийся огромным авторитетом архимандрит Петр никогда не употреблял сверх меры силу своего пастырского слова. Он избегал публичности, смиренно скрывая все свои чины, достижения и, особенно, духовные дары. Не принимал похвалы или возвеличивания, не любил, когда упоминали его таланты — от художественных до хозяйственных и административных. Между тем по благословению отца Петра при обители были созданы и развиваются Высшие Знаменские богословские курсы, воскресная школа, уникальная московская Славяно-корейская община, Спасский православный молодежный центр, Миссионерский центр «Божья Нива», проводились конференции и издавались книги. В 2014 году по благословению архимандрита Петра при Свято-Троицком Александро-Невском ставропигиальном женском монастыре (с. Акатово, Московская область) была открыта Православная Александровская женская гимназия.
Главным для архимандрита Петра всегда оставалось служение Богу. Даже в последнее время, стойко перенося тяготы страданий, он на традиционный вопрос о его самочувствии всегда радостно отвечал: «Служу!» Действительно, для отца Петра церковное служение было синонимом жизни, медленно перетекавшей из времени в вечность и постепенно приготовлявшей его к встрече с Господом.
Еще в студенческие годы отец Петр увидел на Никольской улице здание Спасского собора без креста и задумался о его возрождении. «Все в нашей жизни свершается по Промыслу Божию, — неоднократно говорил отец Петр, — и все состоится именно тогда, когда должно». Потому и уход пастыря — не повод для печали, ибо Бог же несть мертвых, но живых: ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).

Иеромонах Ермоген (Корчуков)

6 мая 2016 г. 12:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00