iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Канон и современность в Павшинской пойме
В только что сданном в эксплуатацию Николо-Андреевском храме в Павшинской пойме уже идут регулярные богослужения. Кажется, для этой церкви невозможно было подобрать место удачнее. Приняв в себя воды невеликого притока Баньки, русло Москвы-реки перед крутой излучиной на пересечении с Московской кольцевой автодорогой плавно изгибается влево. Именно тут в узкий и вытянутый пустырь между Волоколамским шоссе и москворецкой поймой коммерческий застройщик десять лет назад филигранно вписал густонаселенный жилой микрорайон. И если напротив через реку гигантский выставочный комплекс и станция метро «Мякинино» сами по себе способствовали интенсивному благоустройству прибрежной полосы, то здесь, в Павшине, «пятачок» у воды снискал устойчивую славу городских задворок.
14 августа 2020 г. 18:00
Новости
Крестный ход на могилу Александра Шмореля
8 февраля 2012 г. 14:15
версия для печати версия для печати

Протоиерей Николай Артемов: До канонизации Александра Шмореля нам всем надо было духовно дорасти

В Мюнхене прошли торжества по случаю канонизации в лике местночтимых святых Берлинской епархии героя антифашистского сопротивления, основателя движения "Белая роза" Александра Шмореля

Несмотря на то, что решение о канонизации новомученика Александра было принято Архиерейским собором РПЦЗ еще в середине 90-х годов XX столетия (а ошибочная информация о его состоявшейся канонизации разлетелась по интернету), его прославление состоялось только сейчас. "То, что прошло так много времени, не случайно, - сообщил корреспонденту ЦВ секретарь Берлинской епархии РПЦЗ, протоиерей Николай Артемов, - до канонизации нам всем надо было духовно дорасти, и, естественно, что это духовное развитие потребовало определенного времени".

По словам отца Николая, с формальной точки зрения канонизировать Александра Шмореля можно было довольно быстро, однако истекшие годы показали, что прославление – живой, неформальный процесс, который выходит за рамки церковной бюрократии. "Канонизация стала своего рода итогом непростого исторического пути нашей Церкви в новейшее время, - отметил отец Николай. - За период прошедший с момента решения Архиерейского собора о канонизации Александра, был подписан акт канонического общения РПЦ МП и РПЦЗ, а, кроме того, в самой Германии произошло переосмысление истории кровавого прошлого страны".

По словам священника, в свете состоявшейся канонизации России также необходимо трезво посмотреть на свое прошлое в XX веке и честно ответить на ряд вопросов, которые в настоящее время стараются не озвучивать, ссылаясь на давность лет. "Нам нужно осмыслить, что же произошло с нами и с нашей страной за эти годы. Ведь если безбожный, тиранический режим в Германии длился всего 12 лет, то в России эпоха тоталитаризма и государственного атеизма продолжалась гораздо дольше", - подчеркнул протоиерей. Отец Николай осудил попытки ряда журналистов и общественных деятелей, спекулируя на подвиге Александра Шмореля, представить его сторонником советской власти. Священник отметил, что, выступая против гитлеровской власти, Александр в равной степени не принимал коммунистическую идеологию Советского государства.

Справка

Родился в 1917 году в г. Оренбург в семье врача. Его отец – Гуго Шморелль, был немцем, предки которого переехали в Россию в середине XIX века из Восточной Пруссии, а мать, Наталья Петровна Введенская, – русской. Во время гражданской войны перебрался с семьей в Германию, в г. Мюнхен, где жили их родственники. Воспитывался, в память о матери, в православном духе. После окончания гимназии, чтобы избежать призыва в фашистскую армию, выбрал альтернативную службу в трудовом лагере. В 1937 г. все же призывается в армию на полтора года, в батальон конной артиллерии, но отказывается от принятия присяги на верность Гитлеру. Однако благодаря великодушию командира отделения история была замята. Однако позже, ради настоящего и будущего семьи, А. Шморель все же присягнул фюреру. В 1938 г. попадает в Австрию, а весной 1939 г. увольняется в запас. Возвратившись в Мюнхен, поступает на медицинское отделение Мюнхенского университета, однако со второго курса его снова призывают в армию. В составе санитарной роты попадает во Францию. Через несколько месяцев ему удается получить освобождение для продолжения медицинского образования. Активный прихожанин Мюнхенского православного прихода. Около 1942 г. вместе с друзьями создал антифашистскую организацию "Белая роза" и принимал активное участие в Движении Сопротивления в Германии. В июле 1942 г. был откомандировыван на Восточный фронт, во 2-ю студенческую роту и попал в Россию. Затем служил в санитарной роте 252-й дивизии в районе г. Гжатск. Вернувшись в Германию, продолжал публикацию и распространение по городам Южной и Центральной Германии, а также в Австрии антифашистских листовок. Скрываясь от гестапо, сделал попытку пересечь германско-швейцарскую границу, затем вернулся в Мюнхен, где был арестован. После допросов в гестапо по приговору суда 13 июля 1943 г. был казнен на гильотине. Так же были казнены и его друзья, студенты Софи Шоль и ее брат Ганс, Кристоф Пробс, Вилли Граф и их преподаватель профессор Курт Хубер. Александр Шморель был похоронен по православному обряду на кладбище "Ам Перлахер Форст". В интернете распространена ошибочная информация что он уже был прославлен Германской епархией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) как местночтимый святой. Но это не так. Его прославление состоялось 4-5 февраля 2012 года.

8 февраля 2012 г. 14:15
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00