iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
Новости
10 октября 2011 г. 09:30
версия для печати версия для печати

Церковь и общественные организации определились с тактикой помощи осужденным

Духовенство, представители Общественной палаты России, Минюста РФ и общественных организаций скоординировали свои силы в работе по ресоциализации осужденных.

 Ресоциализация «вне закона»

В России ежегодно освобождается из заключения около 300 тыс. человек. Большинство из них не имеет своего жилья и семьи, работы и востребованной профессии. Работодатели не встречают их с распростертыми объятиями. Плюс заболевания, полученные в местах лишения свободы. Не имея возможности решить проблемы быта и трудоустройства, более трети освободившихся вновь совершает преступление. Однако в Госдуме РФ не спешат рассматривать закон о реабилитации и ресоциализации лиц, отбывших наказание. И хотя в некоторых регионах действует местные программы помощи, основная работа по-прежнему лежит на плечах общественных организаций и Церкви.

 По данным представителя Общественной Палаты России Марии Каннабих, лучше всего с помощью бывшим осужденным на местном уровне справляются Республика Башкирия и Красноярский край. Там на региональном уровне действуют законодательные акты, благодаря которым бывшие осужденные могут получить помощь в восстановлении здоровья и документов, в поиске жилья и работы. В некоторых колониях перед освобождением можно воспользоваться терминалом, чтобы узнать о существующих в регионе трудовых вакансиях. Например, в Красноярском крае это снизило рецидивную преступность с 40 до 5%. Около ста тысяч заключенные заочно обучаются востребованным сегодня профессиям. «Однако 70% вышедшим на свободу нужна помощь в трудоустройстве и 60% - в решении бытовых вопросов», - отметила Мария Каннабих. «Реабилитационные центры есть так же в Новосибирской, Ростовской, Воронежской, Чувашской и Ярославской областях, в Пермском крае. Но в масштабах страны это очень мало», - считает советник Общественной палаты Виталий Полозюк. По его мнению кардинально решить проблему может только принятие федерального закона.

Не друзья, но не враги

Как решаются аналогичные проблемы на Западе рассказала исполнительный региональный директор по странам России, Украине и Белоруссии неправительственной организации «Международная тюремная реформа» Виктория Сергеева. В странах Европы в соответствии с принятым на государственном уровне законодательством, работа с заключенным начинается уже на стадии следствия. Она состоит из нескольких направлений, и в частности ведется с семьями осужденных, с их жертвами, в нее активно включены волонтеры. Отличается и атмосфера в местах лишения свободы. Если в России, по словам Виктории Сергеевой, это атмосфера страха и подчинения, то в тюрьмах Европы к осужденным относятся более человечно. Нет, сотрудники тюрьмы им не друзья, но и не враги.

 Десятина верных

«Около 10% (8 тыс. человек) отбывающих наказание в местах лишения свободы состоят в православных общинах, и Церковь не имеет права оставить их без поддержки, когда они выйдут на свободу, - считает председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх. - Однако приоритетом здесь должна стать не материальная, а психологическая, юридическая и социальная помощь». В частности, Синодальный отдел по тюремному служению представил на рассмотрение Святейшему Патриарху концепцию по реабилитации и ресоциализации бывших осужденных. Она включает помощь как взрослым, так и детям на базе приходов и монастырей, где для этого имеются человеческие и материальные ресурсы. Епископ Красногорский Иринарх сообщил е-vestnik.ru, что в Юго-Западном округе Москвы в одном из храмов уже готовится к открытию такой Центр. Если его опыт окажется удачным, он будет распространен на другие епархии.

Пока же помощь освободившимся осужденным Церковь по большей части оказывает по личной инициативе и возможностям священнослужителей. Только она измеряется не процентами, а спасенными душами.

Евгений обратился к вере будучи в заключении. «После освобождения идти мне было некуда, мой дом продали вместе со мной, пока я отбывал наказание»,- рассказывает он. Его приютил батюшка, окормлявший колонию, где сидел Евгений. Подлечившись и восстановив документы, Евгений приехал в Москву в поисках лучшей жизни. Долго искал работу, брался за все, что ни попадется. Несколько раз его обманывали (не платили за работу и выгоняли со съемной квартиры), но он нашел в себе силы не отчаиваться. В конце - концов он создал свой бизнес, купил жилье, женился, его дочери год. Его сердце не ожесточилось. Евгений помогает таким еще недавно был он сам, найти свое место в жизни. И искренне благодарен священнику, который поддерживал его все это трудное время.

Особое внимание следует обратить на осужденных детей. По данным епископа Красногорского Иринарха 700 тысяч детей в стране, это социальные сироты или лишены попечения родителей. «Ежегодно армия беспризорников увеличивается на 130 тыс. детей, подпитывая преступную среду. В 2009 году в Москве выявлено 7 тысяч так называемых уличных детей, на каждый крупный город России их приходится до 2 тысяч», - отметил докладчик. Не в силах изменить причины этой ситуацию, общество вынуждено работать с ее следствием – осужденными детьми.

Своим опытом поделилась директор Центра социальной адаптации святителя Василия Великого (С.Петербург) Юлиана Никитина. Центр занимается с детьми, которые либо находятся под следствием или имеют условные сроки. Наряду с этим в Колпинской воспитательной колонии был открыт реабилитационный центр для подростков, уже отбывающих наказание. Его сотрудники разработали и начали внедрять уникальную методику, разрушающую привычную для зоны систему взаимоотношений, основанную на страхе, насилии и воровских законах. Это позволило бы перевоспитать и вернуть обществу десятки и даже сотни оступившихся детей. Несмотря на одобрение президента Дмитрия Медведева и финансовую поддержку администрации Санкт-Петербурга, в настоящее время этот проект заморожен по инициативе руководства ФСИН. Поскольку оно не могло согласиться с одним из основных пунктов программы, предусматривающим пребывание сотрудников Центра в колонии круглосуточно.

Сегодня Церковь так же активно работает в общественных наблюдательных комиссиях (ОНК). Об этом рассказал председатель епархиального отдела по тюремному служению Красноярской епархии протоиерей Александр Косов. Такая форма работы позволила представителям Церкви расширить круг осужденных, нуждающихся в духовной и правовой помощи. Поскольку священник не всегда имеет возможность в той же Красноярской епархии посещать осужденных и заниматься решением их проблем, если те находятся в полутора тысячи километров от места его служения. Но в рамках сотрудника ОНК это стало реальным. Кроме того, в отсутствии законодательного статуса тюремных священников, администрация колонии вправе отказать осужденному или подследственному во встрече со священником. Но если батюшка – представитель ОНК, такой отказ уже невозможен.

 В кулуарах участники конференции сетовали, что времени на все вопросы, которые следовало бы обсудить, очень мало. В частности, по словам руководителя отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии протоиерея Олега Скомороха, один из них – это неопределенность места Русской Православной Церкви в Уголовно -исполнительной системе (УИС). В стране идет судебная реформа, но в ее концепции статус религиозных организаций прописан очень невнятно. «Но для эффективной работы у православного священства должен быть правовой статус, техническая и методическая база, без этого работать невозможно. И думаю, можно было бы поговорить, как изменить эту ситуацию», - заявил e-vestnik.ru отец Олег.

Конференция выработала ряд положений, которые определят дальнейшую совместную работу Церкви и общественных организаций по ресоциализации осужденных. В частности, признать духовно-нравственную реабилитацию основным компонентом социальной адаптации. Разработать программу ресоциализации, которая будет представлена в Минэкономразвития для выделения государственной поддержки некоммерческих организаций, занятых в сфере УИС. Возобновить работу пилотного проекта в Колпинской воспитательной колонии. Этот уникальный опыт может быть распространен в масштабах всей страны. Предложить существующей в правительстве РФ рабочей группе по пробации (проблемам реабилитации осужденных) рассмотреть вопрос создания в воспитательных колониях Реабилитационных центров, оказывающих помощь на всех стадиях пребывания в местах лишения свободы и после освобождения. Это позволит понять, какие механизмы, в частности, используемые Русской Православной Церковью, в работе с осужденными наиболее эффективны. Внести в Минюст РФ предложения по разработке нормативно-правой базы с целью финансирования этих Реабилитационных центров и т.д.

Как сообщила e-vestnik.ru Мария Каннабих в отсутствии в стране государственного механизма реабилитации само общество берет на себя задачу по его созданию. Но для этого необходимо объединиться, скоординировать усилия и решить как действовать. Причем к этой работе нужно привлекать как можно больше неравнодушных людей. Только в этом случае возможны перемены к лучшему.

«Для священнослужителей сегодня уже недостаточно заниматься только пастырским окормлением, задачу ресоциализации освободившихся осужденных поставила перед нами сама жизнь», - подвел итоги конференции епископ Красногорский Иринарх. Эта встреча полезна не только обменом информацией, но координацией и развитием общей работы, в которую включены и Общественная палата России, и ОНК и общественные советы при региональных структурах ФСИН. Все, кто готов вместе с Церковью заниматься восстановлением личности осужденных, способствуя их нравственному выздоровлению.

Справка

Каждый пятый житель страны становится жертвой преступления, только 4% из них удается полностью возместить понесенный ущерб. Дети и подростки совершают до 8% всех преступлений. Только пять из ста осужденных детей социализируются и возвращаются в общество.

 

10 октября 2011 г. 09:30
Ключевые слова: реабилитация
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00