iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Новости
Михаил Кеслер на презентации сборника "Русский храм. XXI век"
17 января 2014 г. 21:07
версия для печати версия для печати

Вышел в свет сборник «Русский храм. XXI век»

Презентация сборника состоялась 16 января в Музее архитектуры им. Щусева в рамках рождественского фестиваля «Дары». Архитекторы, духовенство, искусствоведы, журналисты, гости, посетившие мероприятие, говорили о проблемах сочетания традиции и новаторства храмовой архитектуры, о решении задачи функциональности храма, изъянах профессионального образования для архитекторов, значении духовного опыта, формирующего архитектурную традицию каждой эпохи. 

Сборник подготовлен к печати редакцией журнала «Храмоздатель» (специализированное приложение к «Журналу Московской Патриархии» о церковной архитектуре и строительстве) и открывает новую издательскую серию “Библиотека журнала «Храмоздатель»”. Составители сборника - архитектор Михаил Кеслер и историк, филолог Валерий Байдин. Среди его авторов - архитекторы, священники, историки и искусствоведы России и Русского зарубежья. Предисловие написал ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов). Издание сборника приурочено к завершающему этапу открытого профессионального конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма», проходившему в Москве в сентябре-декабре 2013 года. 

«Работая над проектом, мы пытались найти ответ на вопрос, что дает церковному искусству, церковной архитектуре наше время, которое мы привычно называем церковным возрождением, - отметил на открытии презентации ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин, - каким оно запомнится будущим поколениям. И одна из задач сборника — просветительская: воспитание не только вкуса, но и воспитание церковной и профессиональной аудитории». Переступая порог храма, человек приобщается не только литургической жизни и Таинствам Церкви, но и великому культурному наследию и сокровищам православной культуры. «Предполагается, что человек сразу начинает читать и понимать язык иконы, устройство храма и формы организации приходской или монашеской жизни… К сожалению, это не так. «Само по себе» это не происходит», - подчеркнул он.

Фокусом в размышлениях о том, как организовать внутреннее пространство храма, должна быть Литургия, убежден настоятель храма преп. Сергия Радонежкого в Семхозе, священник Виктор Григоренко: «Мы должны понимать, что на богослужении нет никаких тайных молитв, что для священника чрезвычайно важно чувствовать, что рядом с ним стоят его братья и сестры во Христе. Поэтому это пространство должно быть доступным для видимости, должны быть низкие царские врата и эта тенденция сейчас есть, когда алтарь отделяют от молящихся алтарные преграды, как было на Руси до XV века». Один из составителей сборника, архитектор Михаил Кеслер отметил, что современным архитекторам, занимающимся проектированием храмов с одной стороны не хватает образования, а с другой у них нет понимания связи между традицией и новаторством. «В сборнике представлены разные мнения, - уточнил Михаил Кеслер, - но безусловно все авторы склоняются к тому, что традиция – свята и требует бережного отношения. С другой стороны, не надо замыкаться на ней, следуя конкретным стилям прежних эпох. Необходимо живо, творчески развивать ее, как это всегда было в русской храмовой архитектуре, которая всегда предлагала новые решения в духе времени, но при этом оставаясь в русле канонической традиции».

Развивая мысль Михаила Кеслера, доктор архитектуры, зав.кафедрой реконструкции и реставрации МАРХИ Алексей Щенков предложил свое видение проблемы взаимодействия новаторства и традиции. По его мнению, дело не в традиции как таковой, а в том духовном опыте, который сформировал эту традицию. «Разные эпохи разными средствами создавали свои версии образа православного храма, которые до сих пор существуют как определенные образцы, - считает Алексей Щенков. - Но взять и сделать что-то новое вне такого духовного опыта - абсолютно безнадежная задача. Новое появится, конечно, но это вряд ли будет отвечать образу и характеру православного храма. Это может получиться только на основе опыта». Но этот опыт должен быть плодом творческого осмысления архитектуры современного храма авторами проектов, их коллег архитекторов, духовенства и искусствоведов. Самая большая опасность, по мнению выступающего, это внешняя формализация образа храма, поиск формы как таковой, если он не основан на духовном опыте. 

В ходе обсуждения выделились две основные темы, вокруг которых шел разговор. Одна, как уже было сказано - это традиция и современность православного храма, его гармоничное сочетание с городским ландшафтом, а другая - внутренняя функциональность храма, его ориентированность на нужды прихода. Иначе говоря, храм должен быть удобен для прихожан и приспособлен для внелитургической деятельности. Этой темы коснулся профессор МАРХИ, почетный архитектор России Сергей Кузнецов. В современном храме должны быть подсобные помещения, где могли бы вести церковную деятельность группы активных прихожан, считает он. Если мало земли, нужно продумать, как эти помещения разместить в одном объеме. То же самое касается гардероба, комнаты для мам и малышей, размещения купелей для крещения взрослых. «Сегодня Русь крестится заново. Взрослые люди крестятся полным погружением, следовательно нужны и соответствующие купели. Вопрос, как их встроить в храм, чтобы не приходилось таскать из одного угла в другой. Образ православного храма формируется в том числе исходя из решения этих проблем»,- считает Сергей Кузнецов.

Сборник "Русский храм. XXI век" - первое современное издание, в котором собраны статьи по храмовой архитектуре России и Русского зарубежья. Цель проекта - привлечение внимания церковной и светской культурной общественности к состоянию современной храмовой архитектуры в России, поиску выходов из замкнутого круга исторических стилизаций, творческому осмыслению проблемы новизны в церковном зодчестве. Организаторами презентации выступил «Журнал Московской Патриархии» и оргкомитет Рождественского фестиваля «Дары». Разговор на тему образа современного православного храма будет продолжен 23 января в Центральном Доме архитектора (ул. Гранатный пер. д.7) в 15-00, где все желающие смогут не только принять участие в обсуждении проектов конкурса, но и увидеть их.

Приобрести сборник можно сборник можно в магазине «Православная книга» по адресу ул. Погодинская, 18, , тел .(499) 245-30-68.

17 января 2014 г. 21:07
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00