iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Михаил Кеслер на презентации сборника "Русский храм. XXI век"
17 января 2014 г. 21:07
версия для печати версия для печати

Вышел в свет сборник «Русский храм. XXI век»

Презентация сборника состоялась 16 января в Музее архитектуры им. Щусева в рамках рождественского фестиваля «Дары». Архитекторы, духовенство, искусствоведы, журналисты, гости, посетившие мероприятие, говорили о проблемах сочетания традиции и новаторства храмовой архитектуры, о решении задачи функциональности храма, изъянах профессионального образования для архитекторов, значении духовного опыта, формирующего архитектурную традицию каждой эпохи. 

Сборник подготовлен к печати редакцией журнала «Храмоздатель» (специализированное приложение к «Журналу Московской Патриархии» о церковной архитектуре и строительстве) и открывает новую издательскую серию “Библиотека журнала «Храмоздатель»”. Составители сборника - архитектор Михаил Кеслер и историк, филолог Валерий Байдин. Среди его авторов - архитекторы, священники, историки и искусствоведы России и Русского зарубежья. Предисловие написал ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов). Издание сборника приурочено к завершающему этапу открытого профессионального конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма», проходившему в Москве в сентябре-декабре 2013 года. 

«Работая над проектом, мы пытались найти ответ на вопрос, что дает церковному искусству, церковной архитектуре наше время, которое мы привычно называем церковным возрождением, - отметил на открытии презентации ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин, - каким оно запомнится будущим поколениям. И одна из задач сборника — просветительская: воспитание не только вкуса, но и воспитание церковной и профессиональной аудитории». Переступая порог храма, человек приобщается не только литургической жизни и Таинствам Церкви, но и великому культурному наследию и сокровищам православной культуры. «Предполагается, что человек сразу начинает читать и понимать язык иконы, устройство храма и формы организации приходской или монашеской жизни… К сожалению, это не так. «Само по себе» это не происходит», - подчеркнул он.

Фокусом в размышлениях о том, как организовать внутреннее пространство храма, должна быть Литургия, убежден настоятель храма преп. Сергия Радонежкого в Семхозе, священник Виктор Григоренко: «Мы должны понимать, что на богослужении нет никаких тайных молитв, что для священника чрезвычайно важно чувствовать, что рядом с ним стоят его братья и сестры во Христе. Поэтому это пространство должно быть доступным для видимости, должны быть низкие царские врата и эта тенденция сейчас есть, когда алтарь отделяют от молящихся алтарные преграды, как было на Руси до XV века». Один из составителей сборника, архитектор Михаил Кеслер отметил, что современным архитекторам, занимающимся проектированием храмов с одной стороны не хватает образования, а с другой у них нет понимания связи между традицией и новаторством. «В сборнике представлены разные мнения, - уточнил Михаил Кеслер, - но безусловно все авторы склоняются к тому, что традиция – свята и требует бережного отношения. С другой стороны, не надо замыкаться на ней, следуя конкретным стилям прежних эпох. Необходимо живо, творчески развивать ее, как это всегда было в русской храмовой архитектуре, которая всегда предлагала новые решения в духе времени, но при этом оставаясь в русле канонической традиции».

Развивая мысль Михаила Кеслера, доктор архитектуры, зав.кафедрой реконструкции и реставрации МАРХИ Алексей Щенков предложил свое видение проблемы взаимодействия новаторства и традиции. По его мнению, дело не в традиции как таковой, а в том духовном опыте, который сформировал эту традицию. «Разные эпохи разными средствами создавали свои версии образа православного храма, которые до сих пор существуют как определенные образцы, - считает Алексей Щенков. - Но взять и сделать что-то новое вне такого духовного опыта - абсолютно безнадежная задача. Новое появится, конечно, но это вряд ли будет отвечать образу и характеру православного храма. Это может получиться только на основе опыта». Но этот опыт должен быть плодом творческого осмысления архитектуры современного храма авторами проектов, их коллег архитекторов, духовенства и искусствоведов. Самая большая опасность, по мнению выступающего, это внешняя формализация образа храма, поиск формы как таковой, если он не основан на духовном опыте. 

В ходе обсуждения выделились две основные темы, вокруг которых шел разговор. Одна, как уже было сказано - это традиция и современность православного храма, его гармоничное сочетание с городским ландшафтом, а другая - внутренняя функциональность храма, его ориентированность на нужды прихода. Иначе говоря, храм должен быть удобен для прихожан и приспособлен для внелитургической деятельности. Этой темы коснулся профессор МАРХИ, почетный архитектор России Сергей Кузнецов. В современном храме должны быть подсобные помещения, где могли бы вести церковную деятельность группы активных прихожан, считает он. Если мало земли, нужно продумать, как эти помещения разместить в одном объеме. То же самое касается гардероба, комнаты для мам и малышей, размещения купелей для крещения взрослых. «Сегодня Русь крестится заново. Взрослые люди крестятся полным погружением, следовательно нужны и соответствующие купели. Вопрос, как их встроить в храм, чтобы не приходилось таскать из одного угла в другой. Образ православного храма формируется в том числе исходя из решения этих проблем»,- считает Сергей Кузнецов.

Сборник "Русский храм. XXI век" - первое современное издание, в котором собраны статьи по храмовой архитектуре России и Русского зарубежья. Цель проекта - привлечение внимания церковной и светской культурной общественности к состоянию современной храмовой архитектуры в России, поиску выходов из замкнутого круга исторических стилизаций, творческому осмыслению проблемы новизны в церковном зодчестве. Организаторами презентации выступил «Журнал Московской Патриархии» и оргкомитет Рождественского фестиваля «Дары». Разговор на тему образа современного православного храма будет продолжен 23 января в Центральном Доме архитектора (ул. Гранатный пер. д.7) в 15-00, где все желающие смогут не только принять участие в обсуждении проектов конкурса, но и увидеть их.

Приобрести сборник можно сборник можно в магазине «Православная книга» по адресу ул. Погодинская, 18, , тел .(499) 245-30-68.

17 января 2014 г. 21:07
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Точка отсчета
В истории монашества Афона, и прежде всего русского Пантелеимонова монастыря, есть важная, точная и непреложная дата — «февраль 14-го индикта» как хронологически первое документально верифицированное упоминание «обители Рос(а)», игумен которой Герасим собственноручно подписал документ с указанием своего развернутого титула. Грамота из архива Святогорской лавры Святого Афанасия (Акт. Лавр. I.19: P. 155.37–38) сохранилась в подлиннике и издана в 1970 году Полем Лемерлем с коллегами в парижской серии «Архивы Афона» по этому оригиналу с приложением альбома фотографий. Подлинный документ представляет собой гарантийное подтверждение (Ἀσφάλεια) игумена обители Святого Илии Николая, который, судя по тексту, намерен обосноваться в монастыре Предтечи τοῦ Ἀτζιιωάννη, где игуменом являлся Симеон, чтобы исполнять свои обязанности (игумена) по управлению (обителью) — временно, на один год. Акт подписан свидетелями — игуменами афонских монастырей, среди которых и «пресвитер и игумен обители Рос(а)» Герасим.
15 мая 2017 г. 12:59
Десять веков Русского Афона
От расположившейся в центре Македонии материковой части Халкидик в Эгейское море Творец бросил три полуострова-«пальца». Западная Кассандра — скопление молодежных курортов, пристанище любящих вольный морской ветер серферов. Центральная Ситония, еще несколько десятков лет назад сплошь покрытая рыбацкими деревушками, теперь превратилась в облюбованное немецкими, сербскими и русскими отпускниками место для спокойного семейного отдыха. Восточный Афон, отделенный от Ситонии заливом Святой горы, — удел Пресвятой Богородицы, единственное в мире монашеское государство и один из центров мирового Православия. Перед празднованием тысячелетнего присутствия русских на этой земле корреспондент «Журнала Московской Патриархии» совершил краткое паломничество в Пантелеимонов монастырь, которое, впрочем, едва не затянулось.
12 мая 2017 г. 17:59