iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Новости
Фото Алексея Реутского
13 января 2017 г. 14:19
версия для печати версия для печати

Каталог русских икон XVI-XIX века из Синайского монастыря представили в Москве

В актовом зале храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове состоялась презентация уникального альбома «Русские иконы Синая», вышедшим в свет в Издательстве Московской Патриархии. Издание описывает около ста единиц изделий прикладного искусства, куда входят оклады, шитье, митры, колокола, а также 70 икон русских иконописцев XVI-XIX веков. Работа над книгой велась десять лет.

«Синайский монастырь вмч.Екатерины, основанный в IV веке, кроме уникальных произведений мирового христианского искусства содержит в себе и солидный пласт русского искусства, - открывая презентацию, отметил главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев. - Это малоисследованная часть богатств древнейшего христианского памятника, которые теперь открывается для широкой аудитории». Священник напомнил, что презентация проходит накануне Дня российской печати (13 января), родоначальником которой был не только дьякон Иван Федоров, но и митрополит Московский Макарий (1482–1565), активно участвовавший в открытии первой русской типографии. «Когда я первый раз приехал на Синай, меня поразило, что византийские иконы VI-IX веков, которые сейчас находятся в монастырском музее, висели в притворе монастырского храма даже не закрытые стеклом. И вместе с ними в монастыре было много подарков русский царей и великих князей. Часть этих произведений вошла в наш сборник»,- добавил отец Владимир.

Как рассказала ЦВ руководитель проекта, редактор-составитель альбома «Русские иконы Синая», ученый секретарь музея им. Андрея Рублева Наталья Комашко, книга содержит половину произведений русского церковного искусства, находящегося в запасниках монастыря. Российским исследователям удалось ознакомиться и описать около ста произведений искусства, 70 из которых — иконы русских иконописцев XVI-XIX веков. «Иконы разные по сюжету, в том числе есть группа икон, посвященная только что прославленным на тот момент русским святым. В частности, это редкое изображение св.Пафнутия Боровского XVI века, а также написанная сразу после канонизации икона св.Александра Свирского. Отдельно иконы св.Сергия Радонежского нам не попалось, но есть его изображение на древней иконе Богоматери «Одигитрия» XVI века в поле. Конечно, присутствуют и иконы св. Николая Чудотворца. Из списка икон Божией Матери очень много посвящено Владимирской и Казанской, начиная с первой трети XVI века», - уточнила искусствовед. Кроме того, удалось исследовать и сфотографировать серебряную раку гробницы вмч.Екатерины, которая стала даром русского царя Алексея Михайловича. «Не все знают, что в XVII Екатерининский Синайский монастырь стал ктиторским (собственностью) монастырем царского дома и русский царь взял его под свою защиту», -напомнила Наталья Комашкина.

Все выступающие также подчеркивали культурную и духовную значимость выхода в свет этой книги и связь русской духовной культуры с Синаем.Так, произведения искусства Синайского монастыря, по словам председателя экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерея Леонида Калинина, это целый пласт, который связывает нашу церковную традицию с древним раннехристианским искусством и является переходным мостиком от апостольского времени к более позднему, сохранившего иконографические подходы и духовную составляющую древней иконы. «Мы можем обращаться к этим памятникам, как некоему эталонному свидетельству древнего христианского искусства, которое вполне сформировалось богословски. В этом смысле ценность Синая громадная для исторического наследия и для современных иконописцев. Я вижу как современные художники обращаются к синайским иконографическим изводам, как к эталонным и опираются на них. Каждый художник чувствует в прошлом наследии отцов некий фундамент и опираясь на это наследие, созидает искусство в нынешнем временном отрезке»,- подчеркнул отец Леонид.

Отметив, что русское наследие на Синае обладает непреходящей ценностью, директор центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Рублёва Михаил Миндлин рассказал, что многие русские памятники Синайского монастыря чудесным образом сохранились в хорошем состоянии и почти не требуют реставрации благодаря сухому климату и хорошему уходу.

«Альбом «Русские иконы Синая» - это блестящее, основательное с научной и с дизайнерской точки зрения издание, которое способствует в самом широком смысле популяризации древне-русского культурного наследия в самых широких слоях населения. Мне кажется этот труд чрезвычайно важен для музейного и научного сообщества благодаря глубине опубликованных там исследований», - подчеркнул ученый. Он также выразил надежду на дальнейшее сотрудничество с Издательством Московской Патриархии и предложил провести еще одну презентацию в стенах музея им. Андрея Рублева.

«Альбом «Русские иконы Синая» издан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при финансовой поддержке Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова и Фонда «Русский мир».


Справка

 Синайский монастырь широко известен как уникальное и богатейшее хранилище художественных сокровищ восточнохристианского мира, в котором особое место занимает комплекс памятников российского проирусских иконописцевсхождения — икон и произведений декоративно-прикладного искусства XVI — начала XX века. Они — зримое свидетельство многовековых конфессиональных и культурных связей Синая и России.

Настоящее издание представляет собой первое комплексное исследование этой темы, осуществленное коллективом авторов. Помимо статей, посвященных различным историко-культурным аспектам русско-синайских отношений, книга включает полный научный каталог выявленных художественных памятников российского происхождения и царских жалованных грамот, хранящихся в монастыре.

Публикация этих выдающихся произведений отечественного искусства дает представление о беспрецедентной по своим масштабам поддержке, которую Россия на протяжении веков оказывала монастырю св. Екатерины, обеспечивая непрерывную традицию монашеской жизни на Синае. Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей.

Авторская группа альбома. Руководитель проекта и редактор-составитель — Комашко Н.И. Научный редактор — Бусева-Давыдова И.Л. Авторы: Игошев В.В., Комашко Н.И., Лидов А.М., Саенкова Е.М., Семесько-Бабару Т.М., Чеснокова Н.П. Авторы каталожных статей: Герасименко Н.В., Зеленина Я.Э., Игошев В.В., Комашко Н.И., Саенкова Е.М., Чеснокова Н.П. Координатор издания Лапшин И.В.

 

13 января 2017 г. 14:19
Ключевые слова: икона, Синай
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00