iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Новости
Фото: Алексей Реутский
30 сентября 2014 г. 18:46
версия для печати версия для печати

В законодательстве о регламенте встреч подследственных с духовенством тоже нужны поправки, убежден православный священник

Правительством Российской Федерации одобрен проект федерального закона, направленный на развитие духовно-нравственного воспитания осужденных. Согласно документу для осужденных установлен порядок встреч со священнослужителями без ограничений их количества и продолжительностью до двух часов. При некоторых условиях эти встречи возможны в отсутствии представителя администрации и средств видеонаблюдения.

О том, что нового добавляет данный законопроект к уже действующему законодательству о свободе вероисповедания, пояснил ЦВ Председатель отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии, доктор богословия протоиерей Олег Скоморох.

«Согласно п.3 ст.16 закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (125-ФЗ) священнослужители могут проводить религиозные обряды в ИК и СИЗО по просьбам находящихся там граждан. Однако за подробностями закон отправлял читателя к уголовно-исполнительному законодательству. В частности, порядок встреч осужденных и подследственных со священнослужителями определяется законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (103-ФЗ), документом «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»( Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189) и Уголовно-исполнительным кодексом РФ от 1997 года (УИК РФ).

Отметим, что в отношении осужденных, УИК предоставляет возможность встреч со священнослужителями в исправительных колониях. Причем законная возможность предусмотрена и для находящихся в штрафных изоляторах и для приговоренных к смертной казни. Тем не менее, поправка предложенная Минюстом важна тем, что она более четко прописывает порядок встречи священнослужителей с осужденными, закрепляя таким образом на уровне федерального законодательства существующую в течение 25 лет практику пастырского окормления осужденных. Кроме того, данная поправка может послужить предпосылкой для закрепления особого статуса священнослужителей, совершающих служение в местах лишения свободы. А этот вопрос сегодня достаточно актуален .

Все еще нерешенной проблемой является регламент встреч священнослужителей с подследственными, которые содержатся в СИЗО. В отсутствие специального статуса, которым обладают например, адвокаты, священнослужители достаточно серьезно ограничены в своих возможностях. И в отношении их часть ст.16 закона «О свободе совести...» остро нуждается в изменении и дополнении. Поскольку закон о содержании под стражей, с одной стороны дает право подследственным, подозреваемым и обвиняемым встречаться с священниками. Но с другой, ссылается на правила внутреннего распорядка для СИЗО, которые в отсутствие специального статуса, относят священника к категории родственников и иных лиц. Поэтому встречи священника с подследственным имеют во-первых, определенную периодичность, а во-вторых - должны быть разрешены следователем или судьёй (ПВР СИЗО п. 139). Кроме того, эта встреча должна проходить под наблюдением сотрудника администрации через перегородку, только визуальным контактом (ПВР СИЗО п. 143). И проведение исповеди, например, в этих условиях с точным исполнением закона сильно затруднено.

Было бы хорошо, если бы следующим шагом Минюста России стала аналогичная законодательная инициатива в отношении организации встреч священнослужителя именно с подследственными - с подозреваемыми и обвиняемыми. И мы надеемся что в перспективе будет решен и этот вопрос».

 

30 сентября 2014 г. 18:46
Ключевые слова: тюремное служение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00