iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Новости
В зале во время слушаний
16 июля 2014 г. 16:20
версия для печати версия для печати

В Общественной палате РФ прошли слушания «Строительство новых храмов в Москве: вызовы, мифы, проблемы»

Организовала их новая комиссия этой структуры — по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Вместе с ее председателем Иосифом Дискиным руководил работой слушаний глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Спикеры призвали участников дискуссии к диалогу, соблюдению норм закона, взаимопониманию. Большинство вняло — но, увы, не все.

Впрочем, в формате открытого диалога с участием представителей полярных точек зрения иначе, наверное, быть и не могло. Другое дело, что некоторые участники не смогли отказаться от излюбленной игры в одни ворота, в которую, по меткому выражению о. Всеволода, превратилось использование этой острой темы политиками и отдельными публицистами. Так, президент фонда с говорящим названием «Здравомыслие» Александр Голомолзин, ничтоже сумняшеся охарактеризовав оформление земельных участков под храмами-новостройками как рейдерский захват, рассказал, будто сторонники Программы-200 нападают на местных жителей (при этом не приведя ни единого примера) и посетовал, что земля под стройплощадки отводится во дворах жилых домов (опять же обойдясь без конкретных адресов). Представитель инициативной группы куркинцев, юрист по профессии Наталья Антонова заявила, что в ее районе многие православные и многодетные против возведения новых храмов. Ведь под них, по словам Натальи Сергеевны, отбирают придомовые территории, а Куркино и так расположено компактно, и новые храмы в шаговой доступности там просто не нужны (интересно, доводилось ли юристу Антоновой лично прошагать пешком, к примеру, от Юрова до пересечения Куркинского и Новокуркинского шоссе, и сколько времени это может занять?).

Но звучали, конечно, и обоснованные, объективные претензии к застройщикам — в основном, со ссылками на природоохранное законодательство. «Но, как известно, в бывших кузьминских хрущобах возвели 17-этажные жилые новостройки. Разве они не привносят гораздо более заметную дополнительную антропогенную нагрузку на парк по сравнению с небольшим храмом? - приводит контраргумент завкафедрой земельного права Высшей школы экономики к.ю.н. Николай Голышев. - Другое дело, при соседстве с природной территорией необходимо реализовывать соответствующие проекты — к примеру, деревянного храма. Кроме того, необходимо на серьезном системном уровне проработать концепцию московских приоритетов. Что важнее сегодня горожанам — близкая церковь, городская инфраструктура, еще один торговый центр или, быть может, тот же парк?»

Преобладали в критических высказываниях упреки в недостаточной проектной проработанности Программы-200. Так, очень часто оказывается, что ее авторы во главу угла ставят параметр людской нагрузки на приходы, а вот шаговая доступность храма-новостройки как раз остается на втором плане. При этом виноваты, по словам критиков, некомпетентные проектировщики и жадные московские чиновники.

Резолюция слушаний будет дорабатываться в режиме максимальной открытости, с учетом прозвучавших выступлений и позиции разных групп участников слушаний. По мнению Иосифа Дискина, сама Программа-200 сейчас имеет редкий шанс стать программой социального диалога, индикатором повышения общественного согласия. Лестные ожидания и щедрые авансы. Вот только чтобы их оправдать, на такие мероприятия, видимо, лучше приглашать еще и представителей государственной власти и органов местного самоуправления столицы. Ведь возводит храмы не Церковь, а строители, а общественные слушания по закону обязаны проводить муниципалитеты. Иначе при всех высоких словах и оптимистичных настроях руководителей стороны так и будут расходиться недовольные друг другом — в полной уверенности, что оппоненты их не услышали.

16 июля 2014 г. 16:20
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи