iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Памятник святому равноапостольному князю Владимиру «открыт» на Боровицкой площади столицы
Правда, случилось это пока что в рамках двухсерийной анимационной ленты («Выбор князя Владимира». «Князь Владимир. Возвращение родных берегов»), официальная премьера которой состоялась в среду, 14 сентября, в Международном информационном агентстве «Россия сегодня». Главные герои мультфильма — современные петербургские школьники брат с сестрой Володя и Леля — в грезах попадают в средневековую Русь, на двор киевского Великого князя Владимира. Вместе с крестителем Руси ребята станут свидетелями узловых поворотных моментов, случившихся 1028 лет назад в истории нашего Отечества и воссозданных по Повести временных лет. А завершится повествование уже в наши дни, в современной реальности — сценой торжественного открытия Патриархом и главой государства на Боровицкой площади монумента святому равноапостольному князю, где тоже побывают Леля и Вова.
14 сентября 2016 г. 17:35
Новости
Выставка "Современные иконописцы России". Фото Алексея Реутского
15 января 2016 г. 14:55
версия для печати версия для печати

В Москве состоялся круглый стол «Современное литургическое искусство: традиции, тенденции и перспективы развития»

В Москве в галерее «Царская башня» (Казанский вокзал), состоялся круглый стол «Современное литургическое искусство: традиции, тенденции и перспективы развития». Искусствоведы, иконописцы и музейные работники размышляли, что больше в приоритетах представленных на выставке работ — духовных или эстетических открытий, насколько глубоко иконописец должен быть знаком с богословием, и могут ли им быть раздвинуты границы канона.

Напомним, что в стенах «Царской башни» до праздника Крещения Господня открыта выставка «Современные иконописцы России», поэтому весь разговор строился вокруг представленной на ней экспозиции. Основой для него стали размышления искусствоведа Ирины Языковой о том, какой может быть современная икона, насколько широко автор имеет право раздвинуть рамки канона, как неожиданно ярко способна проявиться индивидуальность художника. «Мне сегодня важно не оглядываться назад, а увидеть, куда мы движемся. И где граница канона,- сказала искусствовед. - В том месте, где никогда не было своих коренных иконописных традиций, можно попробовать делать так, как никто до тебя не делал. Благо, мы живем сегодня в том мире, когда люди не путают стиль и канон, не боятся признать, что икона — это еще и художественное произведение, а не только молитвенный образ».

По ее мнению, открытием выставки стали работы художника из Свияжска Максима Шишукова. Наряду с вполне традиционным каноничными образами Богородицы и святых, Максим написал картину, на которой изображен евангельский Закхей. Эта работа, по словам Ирины Языковой, удивила и обрадовала очень многих людей. «Это не икона, т. к. в ней нарушены все традиции, - признавались посетители выставки, - но как здорово написано!». Вначале 90-х годов, когда в России началось возрождения иконописи, все старались найти и соблюдать канон, какие-то общие его элементы, но постепенно получилось так, что все в иконе стало унифицированым, а ее живое дыхание - исчезло, считает искусствовед. Однако на этой выставке удалось собрать авторов, в работах которых мы видим уход от унификации к уникальности.

«И это очень правильно, потому что Бог не творит ничего вторичного, все уникально, все новое. И церковное искусство как никакое другое должно быть заточено на этой уникальности»,- убеждена Ирина Языкова. В качестве иллюстрации она привела работы  украинских иконописцев- новаторов, поражающих яркостью пурпурного цвета, известных польского и сербского авторов - Ежи Новосельского и Тодора Митровича.

По мнению тульского священника Георгия Белькина, выставку в «Казанской башне» можно оценить словами: «Жив Господь и живы души наши». «Я испытываю переживание сильного ободрения от того, что Церковь в лице иконописцев увлеченно делает свое дело, которым прокладывается дорога в будущее», - сказал священник. Он напомнил, что в 2016 году исполнится сто лет со дня выхода работы Евгения Трубецкого «Умозрения в красках». И хорошо бы провести круглый стол, где поговорить о богословии иконы и философии иконописного образа.

Возникшая в ходе круглого стола дискуссия показала всю палитру мнений. Так, по словам иконописца и педагога Иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры Людмилы Армеевой, среди присутствующих икон нет ни одной, которая звучала бы Пасхальной радостью: «Поиски идут в основном в области эстетического, художественного. И я для себя в этом очень много открыла. Но меня поражает, почему так мало цвета? Где эта Пасхальная радость? Почему этого боятся? Очень много черноты, какого -то мрака».

Однако с этим не согласилась искусствовед Лилия Ратнер. По ее мнению, в присутствующих иконописных образа как раз много именно Пасхальной радости. Причем присутствует не только духовная, но и душевная радость. «Такое ощущение, что представленные здесь художники вырвались на свободу. Все они сейчас совершают подвиг возрождения русской иконописи»,- сказала она.

Подводя итоги круглого стола, его ведущий — известный церковный публицист Сергей Чапнин напомнил, что после закрытия этой выставки (она работает до 19 января) в рамках Рождественских чтений на площадке Центрального дома Архитекторов 26 января откроется фестиваль «Дом Господень» ( г. Москва, Гранатный переулок, дом 7, (Конференц- зал, 3 этаж) проезд: метро «Баррикадная»). Там будут представлены некоторые из работ современных иконописцев и планшеты проектов современных храмов. Организаторами фестиваля выступят Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии, Гильдия храмоздателей и содружество «Артос». А 27 января в  17.00 там же состоится презентация очередного номера журнала «Храмоздатель» и второго выпуска альманаха современной христианской культуры «Дары».

Круглый стол  «Современное литургическое искусство: традиции, тенденции и перспективы развития» был подготовлен содружеством "Артос".

15 января 2016 г. 14:55
Ключевые слова: иконопись, выставка
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В Москве открылся Восточноевропейский международный симпозиум исследователей Нового Завета
В гостинице «Даниловская» 26 сентября начал работу VII Восточноевропейский международный симпозиум исследователей Нового Завета, проходящий под названием «История и богословие в евангельских повествованиях». В организованном при содействии Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св.св. Кирилла и Мефодия форуме участвуют несколько десятков библеистов из России, Сербии, Греции, Румынии, Германии, Финляндии, Великобритании, США. До 30 сентября в его рамках состоятся несколько пленарных заседаний, семинаров и тематических дискуссий. В среду, 28 сентября, открытую лекцию «Неканонические Евангелия: историческое влияние и вклад в богословие» с переводом на русский язык в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) прочитает профессор Нового Завета Университета Регенсбург (Германия) Тобиас Никлас.  
27 сентября 2016 г. 02:30