выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Блаженнейший Тихон, Митрополит всей Америки и Канады: «Святитель Тихон укрепляет веру и помогает держаться пути спасения»
В 2025 году православные всего мира отмечают 100-летие блаженной кончины Патриарха Московского и всея России Тихона и 160-летие со дня его рождения. Телекомпания «Союз» подготовила к юбилейной дате документальный историко-биографический фильм «Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский», который отмечен дипломами Международного кинофорума «Золотой Витязь». Автор фильма Николай Васильев, главный редактор студии «Лики Руси» телеканала «Союз», работая над изучением биографии Патриарха Тихона, посетил Соединенные Штаты, увидел и показал зрителям, как сегодняшние американцы почитают святителя Тихона. В монастыре святителя Тихона Задонского, основанном в 1905 году в Саут-Кейнане (штат Пенсильвания) по благословению архиепископа Тихона (Беллавина), бывшего в то время главой православной епархии Северной Америки, режиссер взял интервью у Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Тихона, Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады. PDF-версия.  
9 октября 2025 г. 14:30
Митрополит Никодим (Ротов) во главе русской церковной дипломатии
Международная деятельность Русской Православной Церкви в ХХ веке вызывает интерес у исследователей и ученых, занимающихся историей Церкви. Один из сложных периодов внешних церковных контактов связан с именем митрополита Никодима (Ротова) — выдающегося иерарха второй половины ХХ века, день памяти которого 5 сентября. Возглавив 65 лет назад Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской Патриархии после митрополита Николая (Ярушевича, † 1961) — первого председателя ОВЦС, митрополит Никодим выстраивал международное сотрудничество Русской Церкви в 1960–1972 годах. Этот период ознаменован активной деятельностью на площадках международных христианских организаций, борьбой за русское монашеское присутствие на Святой Горе Афон, уврачеванием церковных расколов, что привело к образованию Православной Церкви в Америке как самостоятельной Поместной Церкви и установлению канонической связи с Японской Православной Церковью в составе Московского Патриархата. Русская Церковь демонстрировала стремление к христианскому единству, что проявилось в ее деятельности во Всемирном совете Церквей и других международных христианских организациях. PDF-версия.
12 сентября 2025 г. 16:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00
Православие и самодержавие
Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.    
25 апреля 2025 г. 14:00
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
Новости
Крестный ход "По стопам миссионеров Алтайских"
29 января 2017 г. 16:01
версия для печати версия для печати

ПОСОКХ поможет в организации и координации крестных ходов в России

О прошлом и будущем крестных ходов, о молитвенных шествиях за рубежом, можно ли «Бессмертный полк» назвать крестным ходом и как ему обрести православную составляющую, какую роль должен сыграть в развитии крестных ходов православный общественный совет по организации крестных ходов (ПОСОКХ) говорили на XXV Рождественских Чтениях участники секции «Крестный ход: история, современность и развитие».

«Мы сейчас обсуждаем крестные ходы не просто как церковную традицию, а как часть богослужения, часть Церкви как таковой, - открывая мероприятие, сказал руководитель управления по работе с общественными организациями отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Дмитрий Рощин. - Я всегда выступаю за сохранение традиций и крестный ход- это самое яркое выражение традиции и демонстрация нашей веры и решимости. Демонстрация самой Церкви, потому что по определению крестный ход- это богослужение, в котором участвуют архиереи, священники и миряне. В нем присутствуют образы Христа, Богородицы, святых, молитвы и песнопения. Это богослужение, которое выходит за стены храма». По мнению священника крестоходцы должны быть хорошо организованы, красиво и строго одеты, и не производить впечатление толпы, куда-то стихийно бредущих людей. «Если кто-то видел религиозные шествия в Европе, то там это всегда праздник, к которому люди готовятся»,- отметил отец Дмитрий.

По данным соорганизатора Общегородского шествия – Крестного хода в честь перенесения мощей св. благ. кн. Александра Невского в Санкт-Петербурге Михаила Кустова число христиан в молитвенных шествиях в Европе постоянно растет. Об этом можно судить по популярности одного из паломнических маршрутов - Путь Святого Иакова (с юга Франции, через Пиринеи (перевалы Ронсеваль или Сомпорт) в «христианскую Мекку» – город Сантьяго-де-Компостела (Испания) к могиле св. ап. Иакова Зеведеева, покровителя Испании. «Это паломничество, известное с IX в., в эпоху европейской секуляризации стало оскудевать, число паломников уменьшалось. В 1978 г., по маршруту прошло всего 13 человек! - сказал Михаил Кустов. - А в 2009 г. в нём приняло участие уже более 145 тыс. человек». Кроме того, центры наиболее многочисленного католического паломничества сегодня - Ватикан (Святой Престол), Святая хижина в городе Лорето (Италия), Лурд (Франция); Святилище Богоматери Фа́тимы (Португалия). У протестантов тоже есть свои шествия- это так называемый Марш во имя Иисуса, который впервые прошёл в Лондоне в 1987 г., в нём приняло участие около 15 тысяч человек. За 30 лет он стал всемирным явлением и проходит одновременно во многих странах мира. Так 10 июня 2000 г. во Всемирном Марше во имя Иисуса в 180 странах мира приняло участие более 60 миллионов протестантов.

Если говорить о России , то в течении года у нас совершаются десятки крестных ходов. Наиболее многочисленные и многодневные из них - Великорецкий (до 90 тыс. паломников), Волжский, Севастополь-Керчь-Смоленск, Екатеринбургский (на Ганину яму), Симеоновский, горно-алтайский «По стопам миссионеров Алтайских» и др. Мероприятия такого масштаба требуют серьезной подготовки и тщательной организации. Поэтому год назад было объявлено о создании Общественного совета по проведению крестных ходов. На XXV Рождественских чтениях исполнительный директор Центра межрегиональных программ и проектов Андрей Головин представил Положение об общественном совете по организации крестных ходов (ПОСОКХ) и предложил участникам секции внести в него свои замечания и поправки. Он также назвал три цели ПОСОКХа: «Это консолидация и координация деятельности всех заинтересованных в развитии крестных ходов сторон; обеспечение взаимодействия органов государственной власти, Русской Православной Церкви, некоммерческих организаций и инициативных групп, экспертного сообщества, связанного с развитием и популяризацией крестных ходов; содействие в укреплении традиционных духовных и нравственных ценностей, патриотическом воспитании, повышении интереса к российской истории, обеспечении межнационального и межрелигиозного согласия».

Их достижение предполагает работу в нескольких направлениях. В, частности, организационное- это координация  участников и заинтересованных сторон крестоходного движения, в том числе и в вопросе получения благословения на крестные ходы. Информационное направление предполагает открытие в феврале-марте единого портала о крестных ходах и групп в социальных сетях. Есть и аналитическое направление, предполагающее мониторинг проведения крестных ходов в России, а также исследование их прошлого и настоящего. А методическое направление предусматривает, в частности, создание единого реестра и общецерковного календаря крестных ходов.

На мероприятии состоялась дискуссия, можно ли гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» считать аналогом крестного хода. По словам одного из его организаторов Алексея Галицкого, основания для этого дает тот факт, что некоторые участники полка несут в руках семейные иконы своих воевавших родственников. Однако отец отец Дмитрий разъяснил, что Бессмертный полк- это светское движение и иконы там пока не уместны. Однако и в нем может постепенно появится православная составляющая, если его идеология расширится в исторической перспективе. «Например, там появятся портреты героев Первой мировой войны, русских героев войны 1812 года, чтобы это была ретроспектива русской героической истории,- сказал священник. - И тогда там уже будут появляться святые образы, связанные с теми войнами. Потому что не у всех людей есть понимание, что победа советского народа в Великой Отечественной войне состоялась по молитвам преп. Серафима Вырицкого, по молитвам людей перед Казанской Божией Матери и другим святым». Кроме того, можно организовать на площади, где собираются в итоге все участники шествия, места для сбора записок с именами их православных родственников, принимавших участие в войне, чтобы их помянули в особой панихиде, если это Москва, то в храме на Поклонной горе. «Таким образом, с одной стороны, мы не будем смешивать Бессмертный полк с крестным ходом, а с другой - Церковь примет в этом непосредственное участие, выполняя свою функцию молитвенной памяти о погибших людях»,- заключил священник.

Справка. В дореволюционной России в 171 монастыре совершалось 505 ежегодных крестных ходов. Из этого числа не менее 19 включали в себя длительные многонедельные и даже многомесячные обхождения окрестных сел и городов с чтимыми иконами. После революции крестные ходы были или запрещены, или серьезно ограничены.
Крестные ходы рассматривались большевиками, как средство психологического давления на Советскую власть. В Астрахани, Туле и Омске в 1918 г. крестные ходы были расстреляны из пулеметов. Об этом пишет в своей книге игумен Дамаскин (Орловский), «Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период».
Тем не менее, именно в это крайне неблагоприятное время в Петрограде состоялась самая массовая религиозная манифестация за всю историю России и Русской Церкви: общегородской воскресный крестный ход 21 января (3 февраля) 1918 г. в защиту Церкви, собравший в своих рядах 300 – 500 тысяч чел. Маршрут: из 200 ближайших к Александро-Невской лавре храмов на Александро-Невскую площадь, а далее – общим крестным ходом (вкл. братию лавры) по Невскому проспекту к Казанскому собору. Шествие возглавил сщмч. Вениамин (Казанский), митр. Петроградский. Причиной шествия стало убийство протоиерея Петра Скипетрова (19 января/1 февраля 1918 г.). Циркуляр НКВД № 96/16 от 7 марта 1927 г. объявил Крестный ход (в том числе и на Пасху) уголовным преступлением.

  

 

29 января 2017 г. 16:01
Ключевые слова: крестный ход
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крестный путь Патриарха Тихона
В год 100-летия блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет открыл портал «Крестный путь Патриарха Тихона». Этот уникальный проект в документах и фотографиях отражает 2698 дней патриаршего служения Первосвятителя, начиная с момента избрания митрополита Тихона (Беллавина) Патриархом Московским и всея России на Поместном Соборе 5 (18) ноября 1917 года до момента его упокоения 25 марта (7 апреля) 1925 года. О том, как возникла идея портала и как он устроен, рассказывает руководитель проекта Дмитрий Павлов, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ и председатель правления Научно-просветительского фонда имени святого Патриарха Тихона. PDF-версия.    
14 октября 2025 г. 15:30