iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Святой Илия. Пророк с мечом в руке
2 августа Православная Церковь празднует память святого пророка Божия Илии — пожалуй, самого почитаемого в России ветхозаветного святого. Сегодня трудно найти епархию, в которой не было бы ни одного храма или хотя бы храмового придела, освященного в его честь. Большинство верующих знают о пророке Илие лишь то, что он помогает во время засухи и, как и пророк Енох, был вознесен в огненной колеснице на небо, чтобы вернуться на землю для проповеди в последние времена. Но немногие могут ответить на вопрос, какую роль он сыграл в низвержении культа Ваала в ветхозаветные времена и почему именно его Бог выбрал вместе с Моисеем для встречи с Христом на горе Преображения. О том, какое значение личность святого Илии имеет для современных христиан, о его духовном родстве с Иоанном Крестителем и о параллелях в сюжетах Ветхого и Нового Заветов, связанных с его именем, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор богословия, представитель Русской Церкви при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока в Дамаске игумен Арсений (Соколов). PDF-версия.  
1 августа 2019 г. 18:28
Новый шаг в развитии богословия в России
В издательстве «Познание» вышли первые книги из серии учебников для бакалавриата духовных школ Московского Патриархата, рассчитанные также на студентов теологических факультетов. Проект осуществляется под общим наблюдением Святейшего Патриарха Кирилла и Высшего Церковного Совета. Непосредственное руководство проектом осуществляет митрополит Волоколамский Иларион. Серия «Учебник бакалавра теологии» предусматривает порядка 60 учебников. Впервые за 30 лет в практике издания учебной православной литературы все книги написаны по единому образовательному стандарту. Об этой и других особенностях этой серии, о новом методическом подходе к рассмотрению библейских событий, а также о том, зачем к некоторым учебникам написаны хрестоматии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал заместитель главного редактора Издательского дома «Познание» Максим Калинин. PDF-версия.  
10 апреля 2019 г. 13:58
Новости
Вячеслав Сербиненко и священник Георгий Белькинд открыли мемориальную доску.Фото А.Реутский
4 октября 2013 г. 10:15
версия для печати версия для печати

В РГГУ состоялась конференция, посвященная 150 -летию со дня рождения князя Евгения Трубецкого

В конференции на тему «Смысл жизни князя Евгения Николаевича Трубецкого », состоявшейся в Российском государственном гуманитарном университете и посвященной 150-летию со дня рождения философа, приняли участие философы и историки из России, Италии, Германии и Франции, журналисты и студенты вузов. 

В своих докладах каждый из выступавших рассказал о какой-либо из сторон творческого наследия выдающегося философа и правоведа, религиозного и общественного деятеля князя Евгения Трубецкого. В частности, это философская полемика с философом Владимиром Эрном, отношение к Канту и неокантианству, критика Трубецким Владимира Соловьева и Павла Флоренского.

Профессор РГГУ Алексей Круглов говорил о критике Трубецким Канта, подчеркнув, что Трубецкой написал ряд работ, посвященный немецкому философу, и отношение к Канту - важный аспект его философского развития.

Трубецкой начал читать Канта еще в седьмом классе и, неудовлетворенный русским переводом, перешел к французскому, сравнивая французский перевод с оригиналом, пока ему не стал понятен немецкий текст. «Кант оставался в центре внимания юного князя до совершеннолетия,- отметил выступающий. - Он также хорошо знал и работы представителей неокантианства, но это не помешало ему глубоко и неискаженно воспринимать сочинения самого автора». Докладчик отметил, что в отношении к Канту позиция Трубецкого близка к позиции философа Владимира Соловьева. В изложении своей системы Трубецкой говорил о преемственной связи с “Теоретической философией” В. С. Соловьева. «Для меня, как и для Соловьева, первая задача в борьбе с Кантом заключается в том, чтобы лишить познающего субъекта неподобающего ему значения центрального светила познания. Возвеличение человеческого субъекта и есть то, что я назвал ложным антропологизмом кантовой теории познания», -писал он в своих «Метафизических предположениях познания». 

Тем не менее в работах Трубецкого немало места уделяется и критике Владимира Соловьева. Но «это критика философская, которая предполагает возможность других позиций и развитие той позиции, которая была у Соловьева,- пояснил ЦВ д.ф.н., профессор РГГУ Вячеслав Сербиненко. - Трубецкой критиковал Соловьева за пантеизм, за шеллингианство и, отчасти возвращаясь к Канту, пытался найти новые пути, не отрицая принципы философского трансцендентализма в немецкой философии». «Чтобы понять Владимира Соловьева, надо сделать шаг от него», - эти слова Трубецкого процитировали несколько докладчиков. 

Соловьев обладал способностью влиять на умы своих современников, считает Вячеславлав Сербиненко, именно он спровоцировал создание в России новой метафизики, новой антропологии или того, что называется «религиозной философией». 

«Критика Соловьева была, есть и будет. Это критика его богословских взглядов, идей теократии, проектов соединения с католической Церковью, - добавил Вячеслав Сербиненко, - и Евгений Трубецкой не разделял этих убеждений. Но можно сказать, что Соловьев в конце жизни отказался от теократических проектов и своего утопизма. И в его последних работах «Духовные основы жизни», «Три разговора» содержится ценностное отношение к Православию».

Зам. декана философского факультета МГУ, к.ф.н. Алексей Козырев в своем выступлении остановился на эстетическом и художественном аспекте философской концепции князя Трубецкого, сопоставив философские и мистические воззрения Трубецкого и Владимира Эрна. 

По мнению президента Образовательного фонда имени братьев Сергея и Евгения Трубецких священника Георгия Белькинда, Евгений Николаевич Трубецкой принадлежит к числу первых лиц религиозной русской философии Серебряного века, также как и его брат Сергей Трубецкой. «Почти все, что написал Евгений Трубецкой, уже переиздано,- сказал он ЦВ, - кроме его большой работы по гносеологии. Мы готовим ее переиздание. Его основные работы - «Три очерка о русской иконе», «Смысл жизни», «Миросозерцание Соловьева», - всему этому уже даны оценки наших современников. И сегодня русская религиозная мысль предстает во всей ее драматичности. Не как музейный мемориальный экспонат, а как чрезвычайно напряженная внутренняя работа, которая в определенном смысле продолжается и сейчас. Потому что все вопросы, которые они обсуждали 100 лет назад - это и наши вопросы». Священник пояснил, что речь идет, в частности, о поставленным Трубецким вопросе утраты смысла жизни. В России после революции это понятие долго было «под спудом». Но, начиная с 1970-х- 1980-х гг., в психологии и психиатрии оно стало активно разрабатываться. 

«Последние годы я читал работы по психологии образования, - и во многих из них исследуется проблема подросткового суицида, а в психиатрии авторы считают ключевой причиной суицида именно утрату смысла жизни. Идет обсуждение возможных терапевтические действия по отношению к человеку, душа которого в своих переживаниях потеряла этот смысл. Но это все уже описано у Трубецкого. Он подробно говорит, как уходит и теряется смысл жизни и как человек может его вернуть усилием духовным и мыслительным», - заключил отец Георгий.

На конференции также прозвучали доклады д.ф.н. Сергея Нижникова (РУДН). «Е. Трубецкой и спор о пантеизме в русской философии», д.ф.н. Юлии Мелех (МГУ), «История одного предубеждения о всеединстве Вл. Соловьева», к.ф.н. Сергея Половинкина (РГГУ) «Антиномизм о. П. Флоренского и логизм Е. Трубецкого» и др.

В рамках конференции была открыта мемориальная доска князю Евгению Трубецкому.

Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки РФ, Российский государственный гуманитарный университет, Общество историков русской философии им. В.В. Зеньковского и Образовательный фонд им. братьев Сергея и Евгения Трубецких.В РГГУ состоялась Международная конференция, посвященная 150 -летию князя Евгения Трубецкого

Справка

Трубецкой Евгений Николаевич (23.09[5.10].1863—23.01.1920), князь, философ, правовед. Родился в Москве в старинной дворянской семье. По окончании гимназии поступил в Московский университет на юридический факультет. Помимо юриспруденции увлекался историей философии, работал приват-доцентом Юридического лицея в Ярославле. Получил степень магистра (1892) и доктора (1897) философии. Обе его диссертации были посвящены изучению западной религиозной мысли (первая — блж. Августину, вторая — религиозно-общественному идеалу западного христианства в XI в.). Но главные его интересы лежали в сфере философии. Он получил место профессора в Киевском университете, а оттуда через некоторое время перешел в Московский университет (1905). Член Государственного совета (1907—08). Трубецкой участвовал в организации и деятельности ряда научных обществ: Психологического при Московском университете, Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева и др.; инициатор и участник книгоиздательства «Путь» (1910—17). После 1917 Трубецкой покинул Москву. Находился в рядах Добровольческой армии; скончался в Новороссийске.

 

4 октября 2013 г. 10:15
Ключевые слова: история, культура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Пешком к преподобному Сергию
К Игумену земли Русской в Троицкий монастырь издавна течет людская река. В прежние времена паломники традиционно шли туда пешком. Но уже больше века Сергиев Посад прочно интегрирован в транспортную систему страны, и сейчас пешее паломничество к преподобному Сергию выглядит экзотикой. Группа энтузиастов решила изменить это представление, занявшись обустройством пешеходной тропы из Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Фактически авторы этого начинания стоят у истоков новой общест­венной инициативы — создания многокилометрового пешего пути, преодоление которого рассчитано не на одни сутки: ничего подобного в России нет. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» анализирует этот опыт и делится собственными рекомендациями по правильной подготовке к такому паломничеству. PDF-версия
4 октября 2019 г. 16:59