iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Новости
Участник семинара «Катехизация после крещения»
29 января 2014 г.
версия для печати версия для печати

Катехизация после крещения: Трудный путь облечения во Христа

28 января в рамках XXII-х Рождественских образовательных чтений в конференцзале гостиничного комплекса «Даниловский» состоялся семинар «Катехизация после крещения», участники которого обсудили ряд тем, связанных с катехизической деятельностью и воцерковлением разных групп верующих.

 С приветственным словом к собравшимся обратился епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний, председатель семинара. В своем вступительном слове он отметил, что для положительного решения многих проблем, стоящих на пути воцерковления пришедших в ограду Церкви людей, необходимо выполнить ряд важных задач: найти правильное соотношение оглашения и послекрещальной катехизации; разработать грамотные формы и методы послекрещальной катехизации; организовать тайноводственные курсы и курсы практического воцерковления. «Опыт у всех епархий разный. Наша задача состоит в том, чтобы, не абсолютизируя чей-то отдельный опыт, предложить какие-то пути, которые могли бы помочь нам в решении многих общих проблем» — сказал владыка Антоний. Денис Туголуков, заведующий Сектором катехизации Синодального отдела религиозного образования и катехизации, отвечая на мысли владыки Антония, подчеркнул, что важно выстроить грамотную систему  послекрещальной катехизации, где в рамках воскресных школ для взрослых будут предлагаться изучение Священного Писания, богослужения, духовной консультации, паломнические программы. Рассказав о работе Сектора по разработке стандарта программ по катехизации, он подчеркнул, что на данный момент проблема заключается в отсутствии четких критериев, чему и как нужно учить новокрещеных взрослых. Протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященской церкви г. Клина, поделившийся опытом катехизаторской работы в своем приходе, сосредоточил внимание на том, что важно правильно поставить задачи. С его точки зрения, нужно осмыслить , в какой именно катехизации нуждается современный человек, недавно пришедший в Церковь. «Через крещение, покаяние, обновление души человек должен почувствовать связь со Христом и из душевного стать духовным. В этом плане главное дать не книжную информацию о богословии и вероучении, а приобщить к вере как к состоянию христоцентрического бытия, единения с Богом во Христе» — сказал он. Настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах г. Москвы, протоиерей Алексий Уминский, выступавший следующим, представил слайдшоу, в котором он ознакомил слушателей с опытом приходской катехизации в своей общине. Он отметил, что суть вопроса не только в том, надо организовать систему каких-то мероприятий, но и в правильном понимании того, что катехизация  рождается из самой общинной жизни прихода, что катехизация — это живой непрерывный процесс нашего воцерковления, нашего вочеловечения. В представленном слайдщоу зрители увидели, как после литургии прихожане участвуют в совместных трапезах, слушают беседы об основах духовной жизни, о покаянии, о богослужении, о Священном Писании и Предании. О том, как подобные инициативы можно претворять в жизнь в епархиях, рассказал иерей Александр Усатов, руководитель Духовно-просветительского центра имени свт. Димитрия Ростовского при кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону. Коснувшись того, что современный человек поначалу с трудом понимает происходящее в Церкви, он отметил особую роль цикла бесед, посвященных воцерковлению через богослужение. «Главное объяснить современным людям, как догматические и вероучительные истины отражены в богослужебных текстах и в образности иконостаса» — отметил он. Сергей Рогунов, руководитель службы организации и развития церковного служения викариального управления Новоспасского монастыря г. Москвы, рассказал об особенностях катехизаторской работы среди отдельных социальных и возрастных групп в социальных учреждениях: детских домах, учреждениях для пожилых людей, центрах социальной работы и обслуживания, отделениях дневного пребывания. Представляя развернутое слайдшоу о работе своей организации, он выразил мнение, что это направление  катехизации может стать хорошим примером духовного свидетельства не только в храме, но и за его пределами. Также своими взглядами и своим опытом поделились протоиерей Александр Зелененко, клирик храма Спаса  Нерукотворного Образа в Парголово (г. Санкт-Петербург) и Владимир Якунцев, сотрудник методического центра по миссии и катехизации Свято-Филаретовского православно-христианского института, коснувшиеся проблемы специфики работы с так называемыми «захожанами», с людьми редко посещающими богослужения, ведущими малоцерковный образ жизни. Они сошлись в том, что задача катехизатора в случае работы с такой аудиторией состоит в том, чтобы  показать человеку, что невозможно соприкоснуться с благодатью без личного глубокого проникновения во Христа. Завершая обсуждение, владыка Антоний сказал: «Воцерковление прихожан может предусматривать разные типы катехизации: начальные краткосрочные курсы для людей, делающих первые шаги в церкви, а также долгосрочно-системные программы для тех, кто уже ведет церковную жизнь и продолжает накапливать определенный опыт. Главное, чтобы самые разные курсы катехизации имели свою логику, подчиненную специфике аудитории в самых разных условиях». Он поблагодарил участников и выразил надежду на то, что опыт семинара поможет участникам в решении тех проблем, которые  встают перед Церковью в  современном мире. 

 

29 января 2014 г.
Ключевые слова: Рождественские чтения
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00