iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Новости
Второй пленум Межсоборного присутствия
24 ноября 2012 г. 13:08
версия для печати версия для печати

Пленум Межсоборного присутствия принял решение по шести документам

В пятницу в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла завершил работу пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. По его итогам на рассмотрение Архиерейского собора 2013 года представляются пять документов: "Предложения по внесению изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви", "Процедура избрания Патриарха Московского и всея Руси", "О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности", "Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции", и "О позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии". Документ "О принципах реабилитации наркозависимых в Русской Православной Церкви" изменил название на "Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых" и передан на утверждение Священного Синода.

"К грядущему Архиерейскому Собору 2013 года Межсоборным присутствием подготовлено шесть проектов документов. К проектам 2012 года получено 62 епархиальных отзыва и около двух тысяч комментариев в Интернете", - отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая второй пленум Межсоборного присутствия в четверг.

Прошедшие общецерковное обсуждение поправки к Уставу Русской Православной Церкви касались уточнения полномочий Поместного и Архиерейского соборов. Новые формулировки предполагают, что Поместному собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха, предоставления автокефалии или самоуправления и ряде других. Архиерейскому собору принадлежит высшая власть в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских и административных вопросах.

По процедуре избрания Патриарха Межсоборное присутствие решило не высказываться в пользу ни одного из четырех вариантов:решение предстоит принять Архиерейскому собору в феврале 2013 года. Различные версии проектного документа сводятся к следующим возможным вариантам: Патриарх избирается Поместным собором из числа кандидатов, представленных Архиерейским собором (при этом первый либо вправе, либо не вправе выдвигать собственные кандидатуры), или же избрание происходит на Архиерейском соборе (из числа кандидатов, представленных либо Поместным, либо самим Архиерейским соборами). Во всех изложенных случаях голосования, как по определению кандидатов, так и по избранию Патриарха предусмотрены в тайной форме.

Рассматривая документ о ювенальной юстиции, Межсоборное присутствие посчитало необходимым уточнить его название: "Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции". В документе подчеркивается, что Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, в тех случаях, когда родители сами не могут или не стремятся защитить своих детей. В то же время в документе отмечена озабоченность возможностью искусственного противопоставления правам родителей прав ребенка и придания последним безусловного приоритета. Также не могут не беспокоить факты изъятия детей из семей государственными органами на основании таких расплывчатых и необъективных критериев, как "недостаточный уровень материального благосостояния", "низкое развитие ребенка" или "ненадлежащие воспитание". В связи с этим в документе выражено пожелание сформулировать в законодательстве конкретные и ясные нормы, что позволит исключить субъективную интерпретацию закона.

В документ "Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии" изложено богословское отношение к вопросам экологии и уточнены возможности соработничества с общественными и государственными институтами в сфере защиты окружающей среды.

Наиболее острая дискуссия развернулась вокруг документа "О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности". В результате основной документ получил название "О позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных", а приложение к нему - "О правктических и этических аспектах новых идентефикационных технологий". Первая часть документа одобрена пленумом и будет представлена на на рассмотрение Архиерейского собора. Приложение носит информационно-справочный характер.

Главный богословский тезис документа состоит в том, что Церковь стоит на страже богоданной свободы человека. Документ развивает положения более ранних церковных документов 2000-2009 годов. Отмечая положительные моменты в развитии информационно-коммуникационных технологий, в нем подчеркивается, что проблемы, связанные с электронной идентификацией и обработкой персональных данных продолжают накапливаться и усложняться, поэтому необходимо продолжение богословского, нравственного и гражданского осмысления этих вопросов. Вместе с тем задачей Церкви не является анализ причин отказа различных групп граждан от конкретных технологических новшеств.

24 ноября 2012 г. 13:08
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00