Иконы-складни царской семьи и шедевры из частных коллекций В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылись сразу две интересные выставки — «Иконописные редкости» и «Иконы-складни императорской семьи». PDF-версия.
2 февраля 2024 г. 13:00
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
«С благоговейным умилением соорудили мы сей оклад...» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Модерн в русской иконе». Выставка уникальная, поскольку впервые в одной экспозиции собраны памятники религиозного искусства (около 130 предметов), выполненные в стиле модерн, большинство из которых ранее не выставлялось. В выставке участвуют: Музей христианского искусства Московской духовной академии, Музей русской иконы имени М. Абрамова и частные коллекционеры. Кураторы выставки: директор Музея имени Андрея Рублева М. Б. Миндлин, главный научный сотрудник С. В. Гнутова, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Ж. Г. Белик. PDF-версия.
20 июня 2023 г. 13:00
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Зима в российских музеях Крест преподобномученицы, автографы петроградских святых и государевы вклады в Троице-Сергиеву лавру. PDF-версия.
14 декабря 2022 г. 14:00
Свет в звуках Завершился II Патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов». В этом году он был посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В фестивале приняли участие хоровые коллективы из 51 епархии Русской Православной Церкви. Впечатлениями о состязании хоров и его итогах с обозревателем «Журнала Московской Патриархии» поделился член жюри профессор Московской духовной академии и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов РФ Николай Денисов. PDF-версия.
4 декабря 2022 г. 15:00
Россия в иконе, Петр Великий и редкие образы Николая Чудотворца Несмотря на относительное летнее затишье в культурной жизни, российские музеи продолжают радовать интересующуюся церковной историей публику. К услугам посетителей — беспрецедентная по масштабу выставка московского собирателя икон Игоря Сысолятина, «Духовный регламент» Петра I в публичной экспозиции и «Никола Мокрый» в Третьяковке. PDF-версия.
23 августа 2022 г. 15:00
Помочь подняться к Небу Весной этого года в Большом театре прошла торжественная церемония вручения высоких государственных наград работникам культуры. Ордена «За заслуги в культуре и искусстве» удостоился и Олег Овчинников, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского митрополичьего округа. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с Олегом Николаевичем о том, как он нашел свое призвание, в чем заключается главная задача певчих во время богослужения и о чем должны помнить начинающие регенты. PDF-версия.
6 июля 2022 г. 12:00
|
31 января 2014 г. 13:30
Эксперты подвели итоги конкурса на образ современного православного храмаВ Москве в Доме архитекторов состоялась выставка-форум "Церковное искусство в современной среде. Традиции и современность". На нем впервые были представлены все 112 проектов - участников конкурса на образ современного храма. В рамках выставки состоялось два важных события: профессиональное обсуждение итогов конкурса и было официально объявлено о создании Гильдии храмоздателей. В жизни Русской Православной Церкви произошло знаковое событие. Архитекторы, искусствоведы, строители и священники, заинтересованные в развитии творческой мысли в сфере православного храмостроительства, объединились, чтобы собирать и поддерживать все лучшее, что создается в этом направлении современной архитектуры. Первым поводом для серьезного разговора на эту тему стали результаты конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма». На обсуждении конкурсных работ в Центральном Доме Архитектора его участники высказывались довольно откровенно, и часто положительные отзывы сменялись критическими. В частности, отмечалось, что конкурс наглядно показал- свежие идеи у современных храмоздателей есть, что лучшие из проектов впитали в себя традицию православных зодчих, удалось отработать технологию проведения такого конкурса и к нему проявили интерес правящие архиереи. Но и не скрывалось, что один из отмеченных жюри проектов - это точная копия (а по сути плагиат) храма XIX века архитектора Владимира Покровского. Большинство архитекторов не уловило главную идею конкурса — найти именно современный образ храма и представили его во многом традиционную форму. «На мой взгляд не было смысла выносить традиционные проекты на рассмотрение жюри и тем более присуждать им призовые места, а таких больше половины. Это был конкурс идей, а не конкретных зданий. И как раз те проекты, которые содержали в себе новые идеи жюри не отметило»,- заявил ЦВ член экспертного совета конкурса и организатор выставки, архитектор Андрей Анисимов. Анализируя итоги конкурса член жюри протоиерей Андрей Юревич, считает, что ответ на вопрос, каким должен быть храм XXI века получился у участников конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма» неоднозначным. Священник условно разделил их работы на четыре направления: «Первое — прямое копирование одного из храмов, построенных за 2000 лет христианской культуры. Второе — это «конструктор» из элементов храмов разных эпох. Третье - развитие традиций и стилей предшествующих эпох. В итоге получили некое новаторство, но в рамках традиционной церковной жизни. И четвертое - ломка 2000-летней христианское традиции и создание нечто совершенно нового, революционного, некого футуризма». Выделить из них новое, что было бы открытием, пока не возможно, считает отец Андрей, хотя в какой то мере на это могли бы претендовать архитекторы, представляющие третье направление. Критикуя новаторские, ультрасовременные идеи «футуристов», священник заметил, что участвуя в таком конкурсе архитектор должен понимать: храм — это здание, в котором архитектура соответствует конкретному вероучению и его богослужебному предназначению. И в данном случае, архитекторы , условно отнесенные к четвертому направлению, в отличии остальных, даже не брали это во внимание. «Может быть пришло время разработать теории современного храма, чтобы у архитекторов было хотя бы общее представление, каким он должен быть?», - обратился отец Андрей с вопросом к аудитории. «Многие участники забыли, что они проектируют храм, то есть место собрания христиан, и этот место должно обрамлять самую важную часть их собрания – Литургию», - согласен с отцом Андреем священник и архитектор Константин Камышанов, предлагая исходить из богословского осмысления нового образа храма. Так, по его мнению горизонтальное и вертикальное развитие образов иконостаса могло бы, например, иллюстрировать не привычную космогонию, а литургику. «В этом смысле в основу структуры композиции объемов мог лечь текст литургии и ее последовательность. От Проскомидии– приношения, через выход Христа на проповедь, до Его Голгофы и причастия в Сионской Горницы. Примеров таких объемов, взятых по отдельности масса. Например сохранилась Сионская горница, Гроб Христов, есть реконструированные образы Голгофы и ряд мест, относящихся как к всей Евангельской истории, так и ко дням Распятия и Воскресения». Новое отец Константин видит также в росписи внутреннего пространства. Например, сегодня выходя после службы в мир, человек видит на западной стене Страшный Суд. А ведь можно сделать наоборот, «чтобы выход из храма был полным света, который укрепляет нас и напоминает о себе и той светлой работе любви, которую мы должны произвести в миру». Тем не менее один проект, в котором предпринята попытка воплотить совершенно новый подход к образу все -таки был, считает священник. Это проект подземного храма, который не был отмечен жюри. «Автор положил в основу идею динамики снохождения Христа под землю и последующее воскресение. Концепция храма предлагает движение вслед за Христом. Идея очень плодотворная, но слабо выражена архитектурно. Автору не хватило мощного и образного решения - «прокола» между миром Земли и Неба. Однако, для начала это вполне нормально. Главное человек показал пример работы с первообразами и сделал наглядную попытку воплотить ее»,- подчеркнул отец Константин. Этот же храм отметил и Андрей Анисимов, а воплотить его в жизнь предложил игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. Другой проект храма заинтересовал митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. К слову, за неделю выставки ее посетило семь правящих архиереев. Что же касается остальных проектов, предложенных на конкурс, то по мнению священника Константина Камышанова они имели под собой только лишь морфологические изыскания: «То есть энергия участников сосредоточилась вокруг подбора фактур и комбинации объемов. За рамками внимания осталось самое важное – смысл формы или образность внутреннего, смыслового пространства». Но может быть свежие творческие идеи храмостроения есть у западных архитекторов? К сожалению, об этом пока говорить рано. Такие мысли приходят в голову глядя на проект храма и русского культурного центра в Париже французского архитектора Жан-Мишеля Вильмотта. Его визуальный проект продемонстрировал председатель комиссии Союза архитекторов России (САР) по культовым сооружениям Михаил Кеслер. «Я посмотрел отзывы на этот храм. На людей проект производит впечатление «больной» церкви, забинтованой какими-то бинтами, что это как смирительная рубашка на нее одета, обставлена макаронами, но мне не попалось ни одного положительного отзыва»,- сказал Михаил Кеслер. Действительно, от этого храма видны одни купола, венчающие ровные стены из уходящих вверх «макарон». По мнению ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» Сергея Чапнина, конкурс показал, что у большинства архитекторов нет целостного, то есть литургического видения храма. Во многом эта проблема связана с тем, что в условиях конкурса такая задача не была поставлена. «Тем не менее конкурс состоялся и необходимо подвести его итоги и, частности, подготовить рекомендации на основе тех выводов, которые сделало жюри и эксперты,- подчеркнул Сергей Чапнин. – Проблемы обозначены достаточно ясно, важно их донести до всех, кто участвует в строительстве храмов сегодня, но это большая и сложная задача». Председатель Совета по архитектуре России и председатель жюри конкурса Владилен Красильников результаты конкурса оценивает оптимистично. «Конкурс показал, что движение творческой мысли в архитектуре есть. Представлены проекты самого разного направления, а уж «что выросло, то выросло». Никто в Совете по архитектуре не обольщался, что будут прекрасные результаты и все ахнут. Ставилась задача оценить потенциальные возможности архитектурного сообщества». Владилен Красильников подчеркнул, что была отлажена технология проведения конкурса: подбор жюри, оптимальное число победителей, премиальный фонд и т. д. А жюри удалось сформировать в таком составе, что представители Церкви и архитекторы работали в теплой, дружелюбной атмосфере, хорошо понимая общую задачу. Он также отметил, что проектирование храмов было всегда особенно важно, в том числе в европейской архитектуре, так как приносило новые идеи в развитие других направлений архитектуры. По словам Андрея Анисимова, конкурс развеял миф, что сами священники не дают архитекторам воплощать новые идеи: «Выяснилось, что при полной свободе творчества у архитекторов их просто нет, хотя священники нас все время подбадривают: давайте новые идеи! Так вот, из 112 я насчитал только 5 работ, предлагающие новые идеи». На выставке состоялось еще одно важное событие, которое должно создать основу для развития храмовой архитектуры в нашей стране. Андрей Анисимов официально объявил о создании Гильдии храмоздателей. В нее войдут не только архитекторы и строители, но также искусствоведы (Ирина Языкова и Светлана Гнутова), священники с архитектурным образованием (отец Андрей Юревич, отец Константин Камышанов, отец Константин Островский), представители прикладного церковного искусства. Гильдия будет заниматься поддержкой архитекторов-храмоздателей и организацией конкурсов. Так «Гильдия храмоздателей вместе с САР, и при поддержке Церкви планирует один год проводить смотр-конкурс лучших произведений церковного искусства по номинациям, а второй год конкурс на лучший проект и идею современного православного храма»,- заключил Андрей Анисимов. Информационным партнером гильдии будет журнал «Храмоздатель». Добавим, что рамках декабрьской выставки XXI Международного фестиваля «Зодчество–2013» также состоялся показ проектов конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма», завершившегося в декабре 2013 года. Однако на ней было представлено менее половины всех работ. Жюри конкурса выделило 20 работ, первая десятка из которых получила денежную премию в 100 тыс. рублей, а остальные были отмечены дипломами Союза архитекторов.
31 января 2014 г. 13:30
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Вышел в свет №3 «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год Пятнадцатилетие Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — важнейшая историческая веха в жизни мирового и отечественного Православия.
25 марта 2024 г. 16:00
«Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-версия.
14 марта 2024 г. 15:00
Святая бригада В условиях активных военных действий помощь врачей и сестер милосердия в больницах и госпиталях Донбасса оказалась неоценимой. Ирина Худякова, сестра милосердия госпитального отделения Свято-Димитриевского сестричества при Первой градской больнице, побывала на новых территориях уже несколько раз. По роду деятельности она — социальный работник, ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. О духовной миссии сестер милосердия в военных госпиталях в Донбассе и о том, почему она стала добровольцем, Ирина рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
12 марта 2024 г. 13:30
Священник Владимир Суханов: «Военным госпиталям не хватает сестер милосердия» Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов. PDF-версия.
5 марта 2024 г. 14:00
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения. Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.
1 марта 2024 г. 16:00
|