iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Икона Божией Матери "Тихвинская"
17 февраля 2016 г. 12:15
версия для печати версия для печати

В Государственном историческом музее впервые после реставрации показали три святыни Высоко-Петровского монастыря

В Государственном историческом музее состоялась конференция «Утерянные и сохраненные святыни Высоко-Петровского монастыря». Участникам конференции предоставилась уникальная возможность увидеть три иконы, которые были сохранены работникам музея в конце 20-х годов прошлого века, когда монастырь был закрыт безбожной властью. Это Толгская, Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери, в настоящее время пребывающие в запасниках ГИМ.  

Выступающие на конференции научные сотрудники рассказывали о истории Высоко-Петровского монастыря в ХХ веке, который был закрыт в 1929 году. О самоотверженном подвиге сотрудников Государственного исторического музея (Николай Виноградов, Михаил Александровcкий, расстрелянный в 1937 году Александр Анисимов и др.) которым удалось вывезти в музей монастырский архив и часть икон, начать в 1927 году паспортизацию монастырских храмов. «Но в конце 30-хх годов часть помещений монастыря заняли цеха Московского электромеханического завода, а часть помещений отдали под заселение и вся музейная работа была свернута»,- рассказала научный сотрудник отдела письменных источников ГИМ Марина Тугус. - Но в 1957 году по решению советского правительства Высоко-Петровский монастырь передали в ведение Минкультуры и началось его расселение и реставрация, в частности реставрация готовой обрушиться колокольни. В 1962 году реставрация была закончена и в монастыре стали проводить выставки из фондов ГИМ».

Председатель общества церковных звонарей Игорь Коновалов рассказал о двух чудом уцелевших древних колоколах Высоко-Петровского монастыря, отлитых в 1545 (в Великом Новгороде и пребывающем сегодня в музее в Коломенском) и в 1663 годах. По словам  кандидата искусствоведения, заведующей отделом древнерусской живописи ГИМ Людмилы Тарасенко за последние 25 лет ГИМ передал монастырям и храмам России около 50 музейных экспонатов. «В частности, в Высоко-Петровский монастырь было передано 11 древних икон: образ Божией Матери Федоровской (XIX века), Одигитрия, Владимирская, а также Господь Вседержитель на престоле (XVII век), ветхозаветная Троица (конец XVI века) и др.
Однако демонстрируемая на конференции икона Божией Матери Тихвинская осталась в фондах музея. Ее главной чертой является прижатая к щеке левая рука Богородицы (что характерно для образа «Утоли моя печали»). Эта икона XV века прославилась после многих исцелений при эпидемии чумы в Москве в 1771 году.

Как рассказала ЦВ Людмила Тарасенко, все три демонстрируемые сегодня иконы Божией Матери -  Толгскую, Тихвинскую и Казанскую можно будет увидеть на выставках, которые проходят по всей стране. «Ежегодно ГИМ проводит около ста иконографических выставок в разных городах России. На этих региоальных выставках местное духовенство служит молебны, а учителя проводят со школьниками уроки по ОПК. Такие выставки давно уже стали  частью духовной жизни общественности в эти городах»,- подчеркнула искусствовед.

На конференции также выступили кандидат исторических наук, государственный эксперт Минкультуры РФ Мария Николаева («Утерянные иконостасы храмов Высоко-Петровского монастыря»), кандидат искусствоведения, научный сотрудник ВПМ Лариса Шорина («Об истории фонда из Высоко-Петровского монастыря») и др.

17 февраля 2016 г. 12:15
Ключевые слова: иконопись
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор
Эстонскую Православную Церковь постигла тяжелая утрата. На 94 году жизни скончался митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Долгая жизнь владыки Корнилия вместила в себя многие коллизии XX века. Сын белого офицера, эмигрировавшего в Эстонию, владыка решился на служение в Церкви, за что был репрессирован после войны. На его плечи легла тяжелая ответственность сохранения Эстонской Православной Церкви после обретения страной независимости. Так уж сложилось, что за три месяца до своей кончины старейший иерарх Русской Православной Церкви дал свое последнее интервью «Журналу Московской Патриархии», в котором подробно рассказал о своей жизни и служении в Эстонии. Редакция Журнала выражает самые искренний соболезнования и предлагает вниманию наших читателей это интервью. ПДФ-версия 
19 апреля 2018 г. 21:05