iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Новости
Петр Захаров. Небо и вода Кирилло-Белозерского монастыря
12 сентября 2014 г. 12:00
версия для печати версия для печати

Гран-При конкурса "Локальные святыни" удостоен москвич-фотолюбитель Петр Захаров

Это состязание стало стержнем нового специального проекта Некоммерческой исследовательской службы «Среда», продолжающего аналогичную прошлогоднюю работу «Святое и ценное». Но если в «Святом и ценном», по словам координатора «Среды» Алины Багриной, в основном изучалась «общероссийская вертикаль» - объединяющие всех жителей нашей страны смысли и образы, то «Локальные святыни» задумывались как «горизонтальное исследование», апеллирующее больше к понятиям малой родины.

С июля 2013г. по март 2014г. организаторы получили 2554 работы. В числе регионов, откуда чаще всего приходили заявки — обе столицы, Подмосковье и Татарстан. Полсотни лучших фотографий, отобранных из прошедших предварительное сито 200 полуфиналистов, оценивало профессиональное жюри — восемь мэтров фотоискусства: Константин Бенедиктов, Валерий Василевский, Владимир Лагранж, Валерий Павлов, Сергей Пятаков, Юрий Трубников, Александр Тягны-Рядно и Анатолий Хрупов.

«На основании полученных от участников фотографий и последующих экспертных обсуждений мы попытались получить представление о духовной, сакрально значимой карте России — непредвзятой и неидеологической, учитывающей разнообразие локальных святынь и равноправие опыта российских регионов, - говорит Багрина. - Из «светских», не связанных с религией и верованиями, святынь на фотографиях мы чаще всего видим темноту и различные оттенки света (преобладают розовые восходы и закаты), покой и безмятежность, реки и воду вообще, детей и стариков, дороги (как вариант — многочисленные «дороги к храму»), движение, горы и вершины, небо и отражения. Практически полностью отсутствуют здесь города, заводы и индустрия, машины с механизмами, труд, стройки и профессия как квинтэссенция материальных ценностей, наука, книги и выставки, произведения искусства, а также государственная символика — причем как российской современности, так и советская. Военная техника изредка попадается, но лишь в качестве монументов танкистам — защитникам Отчизны и победителям нацизма. Видимо, за последние четверть века в массовом сознании соотечественников произошел переворот видения святого. То, что несомненно относилось к этой категории в советском обществе, сейчас не воспринимается таковым даже меньшинством, уступив место картинам природы и исторической памяти людей (в основном связанной с войнами). Напротив, религиозная составляющая оказалась представлена достаточно широко — гораздо ярче по сравнению с конкурсом «Святое и ценное», что само по себе несколько удивительно. Сами участники отнесли к этой категории 48% работ. При этом фотографии с изображением храмов и религиозных святынь встречались и в других рубриках (например, в патриотической тематике к числу лидеров относится изображение храма Покрова на Рву на Красной площади)».

В числе топ-10 «локальных святынь» храмы также преобладают. Сюда вошли Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве, Новодевичий ставропигиальный женский монастырь и Новый Иерусалим, Кремль, Дивеево и церковь Покрова-на-Нерли, а также казанская мечеть Кул-Шариф. Кроме того, в этом списке оказались Кижи и озеро Байкал с островом Ольхон.

Абсолютным победителем конкурса по решению жюри стал фотолюбитель из Москвы, физик по образованию Петр Захаров. Помимо получившей Гран-при его работы «Небо и вода Кирилло-Белозерского монастыря», ему отдали предпочтение сразу два из шести членов «альтернативного жюри экспертов», оценивавших все 200 работ полуфиналистов - писатель Олег Рой и режиссер Юрий Грымов (причем здесь оказалась отмечена другая фотография Петра - «Кресто-Воздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря»).

«Признанная лучшей работа сделана большой универсальной пленочно-цифровой фотокамерой из-за Сиверского озера, раскинувшегося у самых монастырских стен, - рассказал ЦВ лауреат. - Конечно, запечатленная здесь конфигурация облаков, словно бы стремящихся к монастырю, получилась случайно — мне надо было лишь оказаться в нужной точке и выбрать необходимый объектив. Хотя фотографию удалось сделать не сразу — пришлось ходить на место съемки несколько раз. Вторая отмеченная фотография сделана в Пермском крае в 40 километрах от города Кунгур. Белогорский Николаевский монастырь из-за строгости устава называли Уральским Афоном. Побывал я там зимой пять лет назад, когда готовил по заказу крупной отечественной горно-металлургической компании, издающей серию книг о России, иллюстрации к Энциклопедии Урала (этим я занимаюсь в свободное от работы время). Стоял 30-градусный мороз, и собор предстал перед нами после недавней пурги весь в снегу. Кстати, название обители не случайно: монастырь стоит на краю оправдывающей свое имя горы Белой, и это сочетание светлых оттенков на фоне метели позволило достичь столь своеобычного эффекта. Любопытно, что сейчас собор можно видеть в подобной расцветке в любое время года: недавно его оштукатурили и побелили».

Выставка финалистов фотопроекта «Локальные святыни» открыта до 29 сентября в Московском доме национальностей (ул. Новая Басманная, 4 стр. 1) с 10 до 18 час. кроме субботы и воскресенья. В октябре ее можно будет посмотреть в Российском православном университете.

12 сентября 2014 г. 12:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пешком к преподобному Сергию
К Игумену земли Русской в Троицкий монастырь издавна течет людская река. В прежние времена паломники традиционно шли туда пешком. Но уже больше века Сергиев Посад прочно интегрирован в транспортную систему страны, и сейчас пешее паломничество к преподобному Сергию выглядит экзотикой. Группа энтузиастов решила изменить это представление, занявшись обустройством пешеходной тропы из Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Фактически авторы этого начинания стоят у истоков новой общест­венной инициативы — создания многокилометрового пешего пути, преодоление которого рассчитано не на одни сутки: ничего подобного в России нет. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» анализирует этот опыт и делится собственными рекомендациями по правильной подготовке к такому паломничеству. PDF-версия
4 октября 2019 г. 16:59