iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Новости
Памятник жертвам репрессий в деревне Вогваздино. Фото Натальи Прокофьевой
7 декабря 2017 г. 11:15
версия для печати версия для печати

Фонд «Покаяние» Республики Коми просит о помощи в предоставлении сведений о репрессированном духовенстве

Благотворительный общественный фонд жертв политических репрессий «Покаяние» Республики Коми начал работу над составлением биографического справочника «Репрессированное православное духовенство, монашествующие и миряне в Коми крае». В книгу войдут сведения о более 800 священнослужителях и мирянах, прошедших лагеря и ссылки Коми края.

По словам председателя правления фонда «Покаяние», кандидата исторических наук Михаила Рогачева, справочник станет отражением трагических страниц истории Коми края, который с двадцатых годов прошлого века стал местом ссылки, а с 1929 года здесь начала формироваться система Исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), которых в разные годы было до двадцати двух. Справочник будет состоять из четырех разделов. В первый войдут биографии осужденных священнослужителей, монашествующих и мирян, которые проживали в Коми крае. Во втором разделе будут представлены сведения о повторно репрессированных в Коми заключенных и ссыльных из числа духовенства и мирян (т. е. тех, кто получил приговоры в других регионах, попали в Коми и здесь были второй раз осуждены).

Два следующих раздела планируется посвятить духовенству и мирянам со всей России, которые прошли ссылку и лагеря Коми края, и либо здесь похоронены, либо после отбытия срока покинули Коми. Кроме этого, в справочник войдут биографии 74 священномучеников, сведения о которых, как надеются составители, будут предоставлены комиссиями по канонизации разных епархий. Справочник «Репрессированное православное духовенство, монашествующие и миряне в Коми крае» - это итог 20-летней работы фонда «Покаяние» по изучению судеб пострадавших в годы гонения на Церковь священнослужителей и мирян.Похожий биографический справочник уже издавался в Сыктывкаре в 2005 году, но в нем были представлены биографии только 200 представителей репрессированного православного духовенства и монашества Коми края. Неполные сведения о тех, кто был осужден на территории Коми, тоже публиковались в 1, 2 и 7-м томах мартиролога «Покаяние». Но они не были сгруппированы в какой-то отдельный раздел, и далеко не у всех указано, что они были священниками.

По словам Михаила Рогачева, в делах так называемых лагерников, которые в Коми были осуждены второй раз, написано только «заключенный Ухтпечлага». А принадлежал ли он к духовному сану до того, как попал в лагерь, установить сразу можно далеко не всегда.Не все пробелы в биографиях ссыльного и заключенного духовенства удалось прояснить и на сегодняшний день. «Даже имея конкретные дела конкретных людей, мы не можем по этим делам восстановить путь его служения. До того как попасть в лагерь и получить клеймо «враг народа», «контрреволюционер» батюшка 30 лет служил на приходах, но где именно – в следственном деле не сказано. Как правило, указывается только: «служитель культа с 1915 или с 1925 года». Для биографического справочника этих сведений недостаточно», - считает Михаил Рогачев.Поэтому сотрудники фонда «Покаяние» надеются на помощь других епархий в предоставлении сведений о судьбе духовенства и мирян до того, как они попали в лагеря и ссылку в Коми край.

«Мы также связались с государственными, областными архивами и с архивами информационных центров региональных УВД, ФСБ. Ждем ответов!» - прокомментировал ситуацию Михаил Рогачев.Основная проблема при восстановлении подробностей жизни в Коми ссыльных и заключенных священнослужителей и мирян заключается в том, что очень трудно найти место захоронения или расстрела, если человек умер в лагере или ссылке в Коми. На помощь в таких трудных ситуациях обычно приходят краеведы и историки тех населенных пунктов, где эти лагеря находились. Кроме этого, составители справочника надеются на помощь журналистов. Предполагается, что во вторую его часть войдут статьи о репрессированных священниках и мирянах, прошедших ГУЛаг Коми. В частности, Михаилом Рогачевым подготовлено уже около ста биографических статей священнослужителей.

Справка

 Коми республиканский благотворительный общественный фонд жертв политических репрессий «Покаяние». Председатель правления фонда «Покаяние» - Михаил Борисович Рогачев. Адрес: 167000, Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. К. Маркса, 229, к. 321. Тел./факс: (8212) 21 53 08. e-mail: repres@list.ru

 

Наталья Прокофьева
7 декабря 2017 г. 11:15
Ключевые слова: новомученики
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00