iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Новости
архитектор Ежи Устинович
25 апреля 2014 г. 18:30
версия для печати версия для печати

Ежи Устинович: «Творческий успех архитектора зависит от того, как он молится»

24 апреля в Московском архитектурном институте открылась выставка польского православного архитектора, профессора Белостокского политехнического института Ежи Устиновича «Храмы: в поисках смысла традиции». Она включает в себя около ста планшетов с архитектурными планами, эскизами и фотографиями храмов, как уже построенных, так и находящихся в работе. Многие из них уже стали визитной карточкой польской православной архитектуры. Это церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Бельске Подляшском, святых Марфы и Марии на Святой горе Грабарке, Супрасльского монастыря и др.

Проектирование и строительство христианского храма на протяжении многих веков были главным делом и венцом творчества архитекторов. В разные исторические эпохи церковные зодчие, обращаясь к опыту мастеров прошлого, пытались заново осмыслить вечные духовные истины и на языке, понятном современникам, воплотить их в своих работах. По мнению ректора Московского архитектурного института, профессора Дмитрия Швидковского, открывшего выставку в МАрхИ, в России это восприятие храма как живой христианской проповеди сегодня утеряно. На смену ему пришло копирование архитектурных форм ушедших столетий. Виной тому - разрыв с тысячелетним опытом храмоздательства, который, по словам Швидковского, был отброшен в сторону и растоптан.

Иная ситуация в соседней Польше, где традиция храмового зодчества не прерывалась даже в годы коммунистического режима. Выставка работ Ежи Устиновича не просто знакомит нас с православной культурой Приграничья, где тесно переплетаются религиозные и культурные традиции Польши, Литвы и Белой Руси. Она показывает единственно возможный путь развития современной храмовой архитектуры, основанной не только на профессионализме, но и на личном духовном опыте зодчего, его укорененности в Священном Предании, вовлеченности в литургическую жизнь Церкви, животворимой Духом Святым.

Литургичность — основная смысловая категория творчества Устиновича. Она подразумевает существование архитектора в евхаристическом контексте и восприятие своей работы как служения Богу и людям, как часть общей Литургии. "Уровень исполнения заказа всегда зависит от духовного состояния архитектора, - говорит Ежи, - от того, как он переживает сам факт творчества, как он молится Богу о благополучном исходе дела".

Несмотря на то, что все проекты Устиновича современны и индивидуальны, он считает главной ошибкой архитектора желание выразить себя в искусстве. "Если архитектор думает о прославлении своего имени вместо Имени Божьего, ничего хорошего не получится, - отметил он в беседе с корреспондентом ЦВ, - это относится ко всем церковным искусствам. И напротив, когда архитектор вверяет себя в руки Творца, то, независимо от того, в каком стиле он работает, сделанные им храмы будут нести в себе Божью искру".

Еще одна опасность, подстерегающего архитектора, по мнению Устиновича, - сознательный разрыв с каноном, с одной стороны, и слепая приверженность каким-то определенным формам с другой. "Канон живет вместе со всей Церковью, - говорит он, - и каждая следующая архитектурная форма естественным образом вырастает из предыдущей. Если она проходит церковную рецепцию, то через некоторое время сама становится каноном, то есть основой для последующего развития".

Выставка Ежи Устиновича особенно важна сегодня, когда в Москве и других епархиях реализуются масштабные программы строительства новых храмов. Она помогает понять смысл традиции в храмоздательстве, одновременно укорененной в прошлом и устремленной в будущее, дает необходимые ориентиры для творческого поиска. «Храмовое зодчество – это всегда вопрос творческого поиска, который каждая эпоха решает мучительно и по-своему, — отмечает в этой связи Сергей Чапнин, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии». - Сегодня вопрос стоит так: что дальше? Какова традиция, которая будет развиваться? И одна из задач на пути этого поиска – посмотреть, что происходит в братских Поместных Церквах. Я полагаю, что наша выставка поможет увидеть новое направление, в котором мы сможем двигаться вместе».

Экспозиция будет работать до 10 мая. Посетить ее смогут все желающие. Организаторы выставки - Содружество в поддержку современного христианского искусства «Артос», «Журнал Московской Патриархии», Московский архитектурный институт, Бeлостокский политехнический унивeрситeт. При участии Журнала "Храмоздатель", портала "Православие и мир" и Гильдии храмоздателей.

25 апреля 2014 г. 18:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00