iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Интервью
Встреча митрополита Волоколамского Илариона с Папой Римским Франциском. 20 марта 2013 г. Фото: Служба коммуникации ОВЦС
22 марта 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Митрополит Волоколамский Иларион: Наш долг – отстаивать традиционные нравственные ориентиры

Буквально за несколько месяцев в христианском мире произошли значительные изменения. Избраны новые предстоятели трех Поместных Православных Церквей — Антиохийской, Болгарской и Православной Церкви в Америке. И в эти же месяцы избраны новые предстоятели крупнейших инославных Церквей — Римско-Католической, Англиканской и Эфиопской. О вызовах, с которыми сегодня сталкиваются и предстоятели Церквей, и христиане по всему миру, ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» рассказывает председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

— С кем из новых Предстоятелей вы были знакомы ранее? Как их можно охарактеризовать?

— Новый Патриарх Антиохийский Иоанн X ранее возглавлял Западноевропейскую митрополию Антиохийской Православной Церкви. Монашество он принял на Святой горе Афон. Долгое время возглавлял Богословский институт имени святого Иоанна Дамаскина в Баламанде. Мы знакомы с ним по совместной работе в Межправославной подготовительной комиссии и Всеправославном предсоборном совещании, в рамках которых идет подготовка к созыву Святого и Великого Собора Православной Церкви. Это человек высокой духовной жизни, настоящий молитвенник. При этом он открыт к диалогу с внешним миром и общение с ним оставляет очень приятное впечатление.

Новый Патриарх Болгарский Неофит хорошо известен в Русской Православной Церкви. В начале 1970-х годов он обучался в аспирантуре Московской духовной академии на кафедре церковного пения, был регентом академического хора. Многие из тех, кто учились в те годы, хорошо его помнят. Одновременно с аспирантурой он окончил и регентское отделение при Московской духовной академии. За труд «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение» был удостоен степени кандидата богословия. «Первый золотой камертон» регентского класса ему вручил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Владыка неоднократно посещал Московские духовные школы. Не раз и я общался с нынешним Патриархом Неофитом во время поездок в Болгарию, и впечатления от этих встреч оставались самые светлые. Святейший Патриарх Неофит известен и как церковный композитор, и как исполнитель православных песнопений. Его Святейшеству в разное время довелось быть регентом хора Патриаршего кафедрального собора Александра Невского и регентом Софийского священнического хора. Оба эти коллектива неоднократно с успехом выступали в России. Я имел честь возглавить делегацию Русской Православной Церкви на торжествах по случаю патриаршей интронизации Его Святейшества, где имел встречу с новым Предстоятелем Болгарской Православной Церкви и передал ему поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
С Предстоятелем Православной Церкви в Америке, Блаженнейшим Митрополитом Тихоном, я знаком с 2009 года. Последний раз мы встречались незадолго до его избрания Предстоятелем, когда он еще был архиепископом Филадельфийским и Восточно-Пенсильванским. Это произошло во время моей поездки в США осенью 2012 года, в рамках которой я посетил пострадавший от урагана город Филадельфию (штат Пенсильвания). В братской беседе с архиепископом Тихоном и епископом Нью-Йоркским и Нью-Джерсийским Михаилом мы обсудили различные вопросы церковной жизни Православной Церкви в Америке и миссии православия на Североамериканском континенте. Я также выразил соболезнования от лица Русской Православной Церкви архипастырям и верующим Православной Церкви в Америке в связи со стихийным бедствием, постигшим восточное побережье США осенью прошлого года. О Блаженнейшем Митрополите Тихоне отзываются как об очень спокойном и добродушном человеке, в своем поведении и отношении к окружающим стремящемся следовать монашеским идеалам. Надеюсь, что эти черты помогут ему в служении на кафедре Предстоятелей Православной Церкви в Америке.

— Как вы думаете, какие проблемы в первую очередь придется решать новым Предстоятелям Православных Церквей на своей канонической территории?

— Поместные Православные Церкви, в которых недавно избраны новые Предстоятели, находятся в разных регионах, совершают свое служение в различных общественно-политических ситуациях. Соответственно различается и характер проблем, которые предстоит решать новоизбранным Предстоятелям.

В наиболее тяжелом положении находится Антиохийская Православная Церковь, которая поставлена сегодня на грань выживания в результате противостояния в Сирии. Существует реальная опасность того, что на ее исконной канонической территории, которая освящена веками христианской истории, может вовсе не остаться христиан. Под прикрытием борьбы за демократические преобразования в действительности происходит целенаправленное преследование религиозных меньшинств, в том числе верующих во Христа. Опустели города, где еще недавно христиане составляли до половины населения. Кто-то успел бежать в более безопасные места Сирии, в Ливан и в Европу. Изуродованные тела многих других находят в массовых захоронениях там, где прошли отряды вооруженной оппозиции. Храмы и другие святыни подвергаются поруганию. Антиохийская Православная Церковь в лице Патриарха, архипастырей и священников пытается делать всё для помощи страдающим от военного противостояния и возвышает свой голос с призывом остановить разгул насилия в стране.

Если говорить о Болгарской Православной Церкви, то ее Предстоятель взошел на Патриарший престол в пору политической нестабильности в Болгарии. В то время, когда в резиденции Священного Синода в Софии делегаты Церковно-народного Собора избирали нового Патриарха, за ее стенами шли многотысячные демонстрации недовольных нынешним положением в стране. Таким образом, перед Святейшим Патриархом Неофитом и другими болгарскими иерархами сейчас стоит задача способствовать достижению мира и согласия в болгарском обществе.

Еще одной важной проблемой, о которой болгарские архипастыри рассказывали Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу во время мирного визита Его Святейшества в Болгарию в апреле 2012 года, является развитие катехизации и религиозного образования, особенно в средней школе. Речь идет о расширении преподавания в средних общеобразовательных учреждениях Болгарии дисциплины «религия», которая присутствует в учебной программе с 1997 года.

Что касается Православной Церкви в Америке, то в последние годы эта самая молодая из Поместных Церквей переживает трудный этап своей истории. Достаточно сказать, что за короткий период времени в ней сменилось уже три Предстоятеля. Среди задач, стоящих перед новоизбранным Блаженнейшим Митрополитом Тихоном, первоочередная — укрепление единства Американской Церкви.

Необходимо и дальнейшее развитие миссии на Североамериканском континенте, где первые семена православной веры взрастили русские миссионеры. И в наши дни Северная Америка представляет собой, выражаясь евангельским языком, обширную ниву Христову, для возделывания которой требуется немало трудов и пастырского попечения.

— Если говорить о развитии сотрудничества Православных Церквей с Русской Православной Церковью, какие задачи вы считаете приоритетными?

— Конечно, приоритетом на сегодня является оказание помощи страждущим братьям на Востоке. Одной из первостепенных задач является донесение до мировой общественности информации об истинном положении дел в зонах локальных конфликтов, где происходит геноцид христиан.

В целом с тремя упомянутыми Церквами Московский Патриархат связывают традиционно теплые отношения. Одним из важных направлений укрепления братских тысячелетних связей между нашими народами видится развитие нашего сотрудничества в сфере духовного образования и катехизации, например обмен студентами и преподавателями.

Для Православной Церкви в Америке Русская Церковь, принесшая свет православия на Американский континент, является Церковью-Матерью, которая всегда с особой любовью и состраданием воспринимает внутренние трудности Церкви-Дочери. Преодоление их, надеюсь, позволит возобновить высокий уровень нашего сотрудничества.

— В последние годы достаточно активно шла подготовка Всеправославного Собора. Как сегодня вы видите перспективы его созыва? Может ли избрание новых Предстоятелей как-то повлиять на подготовку к Собору? Если да, то как именно?

— Сейчас тема возможного созыва Всеправославного Собора обсуждается всё более оживленно. Иногда звучат предложения созвать Собор в возможно короткие сроки. Другие полагают, что Собор созывать преждевременно. Что касается Русской Православной Церкви, то ее позиция по данному вопросу была выработана на прошедшем недавно Архиерейском Соборе. И состоит она в том, что Собор может быть созван только после всесторонней качественной подготовки, предусматривающей в том числе широкое обсуждение в Православных Церквах готовящихся постановлений. В этом плане роль молодых и энергичных Предстоятелей, вставших ныне у кормила церковного, трудно переоценить. Ведь именно они могут придать новый импульс этому обсуждению.

— Как вы оцениваете понтификат Бенедикта XVI? В мировых СМИ было много различных, порой даже противоположных мнений на этот счет.

— Что бы ни говорили в СМИ, понтификат Папы Бенедикта XVI имел большое значение в нескольких отношениях. Прежде всего это защита нравственных христианских ценностей. Папа Бенедикт XVI в течение всего своего понтификата очень активно выступал против очень опасного явления, которое он назвал «диктатурой релятивизма». Сегодня во всем мире, и особенно в западном обществе, наблюдается утрата моральных устоев. Крайний либерализм в отношении нравственности не делает границу между добром и злом и навязывает современному миру понятие политкорректности в качестве новой массовой идеологии. Папа Бенедикт XVI всегда четко и ясно свидетельствовал о позиции Церкви и не шел ни на какие компромиссы с господствующими в западном обществе тенденциями. Его позиция по этому вопросу близка нам.

Кроме того, следует отметить вклад ушедшего Папы в дело защиты христиан от дискриминации и преследований. К сожалению, приходится отметить, что явления становятся всё более угрожающими как на Ближнем Востоке, так и в других странах, в том числе в самой Европе, где христиане нередко становятся жертвами маргинализации и дискриминации. Папа Бенедикт XVI последовательно отстаивал интересы гонимых христиан на международной арене и в этом отношении был для нас хорошим союзником.

Во время понтификата Бенедикта XVI произошло значительное улучшение отношений между Римско-католической Церковью и Русской Православной Церковью. В качестве председателя Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) несколько раз встречался с кардиналом Ратцингером и участвовал вместе с ним в работе Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-католической Церковью. Митрополит Кирилл присутствовал на его интронизации в качестве римского понтифика и имел с ним беседу. Ну а после того, как я стал преемником Святейшего Патриарха Кирилла на посту главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, эстафета таких встреч перешла ко мне. Я имел возможность трижды встречаться и беседовать с Папой Бенедиктом XVI. Он всегда производил на меня впечатление очень мудрого, рассудительного человека, с большим уважением относящегося к Православной Церкви и заинтересованного в развитии добрых отношений между православными и католиками.

— Что сегодня сближает позиции Русской Православной и Римско-католической Церквей? Какие здесь могут быть перспективы сотрудничества?

— В последнее время всё более очевидной становится необходимость сотрудничества православных и католиков в деле отстаивания традиционных христианских ценностей в современном секулярном обществе. По многим проблемам современного мира — таким как процессы либеральной секуляризации, глобализация, размывание семейных ценностей, подрыв норм традиционной морали— позиции Православной и Католической Церквей совпадают. И православные, и католики выступают против абортов, эвтаназии, медико-биологических экспериментов, не совместимых с нравственным принципом уважения человеческой личности, и т.п.

Всё более актуальной становится проблема христианофобии — ущемления прав христиан из-за их религиозной принадлежности — и даже открытых гонений на верующих во Христа. Особенно тревожная ситуация в этом отношении складывается в странах Ближнего Востока и Северной Африки, которые захлестнула волна военных конфликтов. Перспективы православно-католического сотрудничества по защите прав христиан обсуждались во время визита Святейшего Патриарха Кирилла в Сирию и Ливан в 2011 году, в ходе моей поездки в Рим на Синод католических епископов в октябре 2012 года и, наконец, совсем недавно, в феврале 2013 года, — в рамках визита в Москву Патриарха Маронитской Церкви кардинала Бешары ар-Раи. В этой сфере обе Церкви совместными усилиями могли бы сделать многое для сохранения христианского присутствия на Ближнем Востоке.

К сожалению, проявления откровенно антихристианской позиции мы наблюдаем и в современной Европе, где определенные политические силы стараются вытеснить религию из общественной сферы в область исключительно личной жизни. И здесь согласованная позиция Православной и Католической Церквей может иметь большое значение.

Православно-католическое сотрудничество может развиваться в различных формах. Это могут быть совместные культурные проекты, общественные акции, активное взаимодействие на уровне представительств при международных организациях: ООН, Совете Европы, ОБСЕ, ЮНЕСКО, структурах Евросоюза. Надеюсь, что новоизбранный Папа Римский Франциск будет уделять сотрудничеству с Православной Церковью пристальное внимание.

— Что вы можете сказать о личности нового Папы Римского и его отношении к православию?

— Кардинал Хорхе Марио Бергольо, избранный на последнем конклаве Папой Римским и принявший имя Франциска,— это очень авторитетный и известный в Римско-католической Церкви иерарх. Он родился в семье итальянских эмигрантов в Аргентине, там вырос, получил образование, нес служение священника и в течение пятнадцати лет был архиепископом Буэнос-Айреса и примасом Католической Церкви Аргентины. Он широко известен в Южной Америке как человек, который прежде всего уделял внимание служению бедным, обездоленным, и сам всегда вел очень скромный образ жизни. И, наверное, не случайно он избрал для себя имя в честь почитаемого в Римско-католической Церкви Франциска Ассизского, который воспринимается католиками как образец евангельской бедности и служения бедным.

Папа Франциск — это человек, который не однажды засвидетельствовал свою глубокую симпатию к Православной Церкви, свое желание тесного с ней контакта. В частности, он многократно посещал Благовещенский собор Русской Православной Церкви в Буэнос-Айресе, присутствовал там на богослужениях, оставался на трапезу для общения с православным архиереем, со священниками и мирянами. Когда в 2007 году у Русской Зарубежной Церкви возникли серьезные проблемы в Аргентине в связи с тем, что некоторые приходы ушли в раскол, кардинал Бергольо по собственной инициативе, без какой-либо просьбы к нему обратился к властям Аргентины, выразив поддержку канонической позиции Русской Православной Зарубежной Церкви.

В 2012 году мы провели в Буэнос-Айресе выставку православной иконы. Выставка, организованная при поддержке Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова, имела очень широкий резонанс. Будущий Папа посетил эту экспозицию, проявил большой интерес к православной традиции иконописания и даже попросил, чтобы ему подарили православную икону.

Все эти моменты общения с кардиналом Бергольо, а теперь Папой Франциском, вселяют надежду на дальнейшее позитивное развитие отношений между нашими Церквами.

— Как вы оцениваете перспективы сотрудничества с Англиканской Церковью? Очевидно, что отношения к ней в последние годы стали значительно более прохладными, несмотря на то что предыдущий Архиепископ Кентерберийский был ярким богословом.

— История православно-англиканских отношений восходит к XVI веку, и на протяжении этого времени они были отмечены теплотой и взаимопониманием. В течение двух последних столетий наши Церкви активно сотрудничали в сферах богословского диалога, социальной работы и духовного образования.
К сожалению, новые либеральные веяния в среде англикан нарушили былое взаимопонимание. Православных верующих огорчает настойчивость англикан, выступающих за введение женского епископата, признание однополых союзов и рукоположения лиц, заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Эти опасные тенденции способствуют всё большему отдалению Церквей Англиканского содружества от предания древней неразделенной Церкви. Это ставит под угрозу православно-англиканский диалог, имеющий долгую и яркую историю.

Полагаю, что процесс либерализации вероучения и нравственности может быть остановлен и не является необратимым. Надеюсь, что Церковь Англии и Церкви Англиканского сообщества прислушаются к голосу православных и осознают свою ответственность за продолжение нашего диалога.

— В ряде европейских стран сегодня предпринимаются попытки легализации гомосексуальных браков. Христиане многих стран выступают против подобных изменений национального законодательства. Как к этому относится Русская Православная Церковь, которая также имеет свои приходы на территории этих стран?

— Процесс придания юридического статуса однополым союзам затрагивает всё больше и больше европейских государств. Недавно соответствующие законопроекты утвердили нижние палаты парламентов Франции и Великобритании. Депутатов, с энтузиазмом голосовавших за их принятие, не остановило и то, что против подобной безнравственной инициативы выступали многие тысячи граждан их стран, устраивавшие митинги и демонстрации.

Русская Православная Церковь с большим беспокойством наблюдает за тем, как постепенно на уровне норм права закрепляется искаженное представление о семье и браке. Элементарные требования личной и общественной морали, существовавшие и соблюдавшиеся столетиями, пересматриваются и заменяются новыми понятиями. На самом деле то, что либерально настроенная общественность считает современными веяниями в семейной этике, является легализаций греха и аморального образа жизни. Такая ситуация в конце концов приведет к углублению демографического кризиса, который уже серьезно затронул Старый Свет.

В странах, вставших на путь радикального пересмотра традиционной семейной этики, этот процесс уже привел к тяжелейшему демографическому кризису, который с каждым годом углубляется. Пересмотр основополагающих норм семейного права, на которых веками созидалось человеческое сообщество и которые по-прежнему сохраняются в нравственном кодексе основных мировых религий, является путем к самоликвидации целых народов.

У нашей Церкви есть паства практически во всех странах Европы, в некоторых из них Русская Православная Церковь присутствует в течение нескольких столетий. Поэтому Московский Патриархат считает своим долгом отстаивать традиционные нравственные ориентиры на Европейском континенте. Как и раньше, мы будем использовать все доступные нам средства: пастырское слово, просветительскую деятельность, работу на площадках европейских международных организаций, дабы противостоять насаждению безнравственных представлений о семье. Осуществляя эту миссию, мы готовы сотрудничать со всеми религиозными и общественными силами Европы, разделяющими традиционные семейные ценности.

— Мы мало знаем про Эфиопскую Церковь, однако и в ней избран новый Предстоятель. Как сейчас складываются с ней отношения? Продолжается ли богословский диалог?

— Традиции и культура Эфиопской Церкви, действительно, не столь известны верующим в России, однако между нашими странами и Церквами существуют давние связи. Эфиопы помнят об Ибрагиме Петровиче Ганнибале — «арапе Петра Великого», прославившемся на службе российским императорам.
Отношения между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью начали интенсивно развиваться в 1960-е годы в рамках Всемирного совета Церквей. Значительным событием в истории нашего сотрудничества был приезд эфиопских студентов на учебу в Ленинградскую духовную академию.

Эфиопская Церковь принадлежит семье древних Восточных, или дохалкидонских, Церквей, с которыми ведется богословский диалог на общеправославном уровне.

В рамках двусторонних отношений между нашими Церквами Эфиопию посещали делегации Московского Патриархата. Русская Церковь участвовала в сборе пожертвований на создание Патриаршей библиотеки и строительство музея в Аддис-Абебе. Надеюсь, что с избранием нового Предстоятеля Эфиопской Церкви — Патриарха Абуны Матфия — наши отношения приобретут новый импульс.

22 марта 2013 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
За каменной стеной
В беседе с одним из своих ближайших сподвижников — апостолом Петром — Спаситель прямо говорит: Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь мою (см.: Мф. 16, 16–18). Основываясь на богатейшем опыте ветхозаветного храмового каменного строительства, архитекторы Нового Завета использовали этот материал уже в самые первые века христианства. Библейская география практически не оставила им выбора — на Ближнем Востоке дерево встречается редко и потому довольно дорого, а все постройки в основном каменные. При этом камень почти сразу же начинает работать в храмах и как деталь интерьера: в самых ранних, еще катакомбных, церквах алтарная преграда, как правило, вырубалась как единое целое из той же скалы, что служила и стенами. Из чего вырубаются современные храмы, какие месторождения дают лучшее сырье и пол из какого камня нельзя мыть, скрупулезно выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии».
27 ноября 2017 г. 15:20