iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Интервью
Иларион, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
ЖМП № 5 май 2012 /  15 мая 2012 г. 12:10
версия для печати версия для печати

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион: Мы удостоились благословенного мира и благодатной радости

Пять лет назад, 17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя подписан Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. О духовных плодах воссоединения, задачах церковной жизни и предстоящем прзадновании 400-летия Дома Романовых размышляет Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион

- Ваше Высокопреосвященство, воссоединение двух частей Русской Церкви Вы недавно назвали "величайшим благом". Какие плоды воссоединения Вы считаете важным отметить в первую очередь? Что изменилось в жизни Зарубежной Церкви за прошедшие пять лет?      

- Невольно вспоминаются слова первых тропарей канона на Торжество Православия: "Плещуще с веселием днесь вернии возопиим: коль чудна дела Твоя, Христе, и велика сила, наше единомыслие и согласие соделавый". И еще: "Превелие благодеяние видяще, руками восплещим: разстоящияся уды Христовы, совокуплены во единство, и Бога похвалим мир подавшаго". Первые плоды – это единомыслие, согласие, мир и радость о совершившемся чуде Божием. Интересно отметить, что первое слово, с которым Господь обратился к Своим последователям, восстав от мертвых, это было "радуйтесь". Вторым словом было «"мир вам". Этого благословенного мира и благодатной радости мы и удостоились, по милости Божией, восстановив полноту братского общения внутри нашей дорогой Матери – Поместной Русской Православной Церкви.     

Совместное служение Божественной литургии и приобщение Богу – это самый главный плод восстановления единства. За Божественной литургией мы слышим слова: "И даждь нам единеми усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепие имя Твое". Это говорит о том, что за Божественной литургией наши молитвы и мысли должны быть благоговейно сосредоточены на одном. Таковое состояние совершителей богослужения, сослужащих и верующих сильно объединяет его участников. Слава Богу, в этот поток объединяющей и укрепляющей молитвы входят и все чада Русской Православной Церкви.     

А результатами всего этого стали взаимопонимание, братское сотрудничество и взаимодействие в добрых делах, которые значительно облегчают наш общий крест спасительного служения Богу и людям.     За прошедшие пять лет архипастыри, клирики и чада нашей Церкви стали активно выходить из той изоляции, в которой они жили в годы разобщения, и делиться со всеми богатейшим наследием, переданным нам нашими отцами, скромно носившими крест изгнанничества в рассеянии и сохранявшими Русскую Церковь за пределами ее канонической территории, возвещая правду о ее страданиях и мучениках. В результате многие не только заинтересовались историей, наследием и миссией Русской Зарубежной Церкви, но и перешли в наши ряды. Мне особенно отрадно было принимать клириков и приходы из различных раскольничьих образований, которые устали от фарисейства, политики, озлобления и противостояния, которые ищут евангельской жизни во Христе и приобщения духу благочестия и святости Русской Православной Церкви.          

- Какие задачи, связанные с воссоединением Вы считаете еще не решенными и требующими внимания?   

-Пастырского внимания требуют как те, которые сомневаются в пользе восстановленного единства, но продолжают пребывать в Церкви, что весьма похвально, так и те, которые отвернулись от Церкви, примкнув к раскольникам.      

Последних необходимо с любовью и добрым сердцем приобщать истине, красоте и пользе церковного единства. Ведь существует довольно большая разница между ересиархами и расколоучителями и их последователями. Простите, но первые, по гордости и прочим смертным грехам, вряд ли принесут покаяние, отказавшись от своих новых званий, наград и т.д. А вторые просто заблуждаются, не владея правильной информацией или не находя сил, необходимых для преодоления каких-то психологических преград. Вот с этими людьми мы должны работать. А как работать? Слава Богу, и моему недостоинству, и многим клирикам и мирянам канонической Русской Зарубежной Церкви удается на бытовом уровне общаться с людьми, которые не приняли единства Русской Православной Церкви. Евангельский подход к ним, снисхождение, готовность к диалогу и трезвые слова как о радостях нынешней ситуации в Церкви, так и о проблемах будут способствовать сближению.     

Что же касается тех, кто остался в недрах Церкви, но сомневается в пользе совершившегося единства, то их становится все меньше и меньше. К ним необходимо так же подходить, как и к отошедшим, но хвалить их за их святоотеческую верность единству Христовой Церкви.     

Вообще-то, мы должны всегда помнить, что Церковь – это Богочеловеческий организм. Здесь все призываются к приобщению Богу. Здесь мы можем Его встретить и развить с Ним личные отношения через молитву, посты, таинства и церковную жизнь. Здесь мы также можем встретиться с недостатками, страстями и ошибками человеческими, которые могут оттолкнуть слабых в вере. В любом случае, все будет полностью благополучно только в Церкви Торжествующей, т.е. Небесной, где уже все преодолено. А в Церкви земной мы должны любовью и терпением бороться с нашей падшей человеческой природой, преодолевая зло, гордость и разделения во взаимоотношениях служителей и чад Церкви.          

- Как Вы понимаете задачи укрепления и развития церковной жизни? Что Вы вкладываете в это понятие?     

- Для того, чтобы приступить к укреплению и развитию церковной жизни, необходимо сначала организовать служение, управление и проповедь, а затем активизироваться, деятельно совершая «апостольское хождение в народ», по выражению святителя Феофана Затворника. На данном этапе истории мы должны сосредоточиться на просвещении и оцерковлении людей, т.е. приобщении их к богатствам духовной культуры Православия, Церкви и Святой Руси. Правильно поступает Святейший Патриарх, подчеркивая необходимость этой работы, ибо это – вопрос жизни и смерти!      

"Оцерковить свою жизнь, – пишет приснопамятный архиепископ Аверкий (Таушев; +1976 г.), предшественник митрополита Лавра по настоятельству в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, – это значит сделать себя живым членом Церкви, сознательно участвующим в общей жизни Церкви, как Тела Христова, как единого цельного духовного организма, и строить свою жизнь в полном согласии с таким сознанием". А расцерковление, конечно, неизбежно ведет к тому, что "соль обуевает" и, по слову Христа Спасителя, становится ни к чему негодной, как только к тому, чтобы выбросить ее на попрание людям (Мф. 5, 13).     

Посему мы, служители и миряне Церкви, всем сердцем желая ее укрепления и развития, должны организоваться и активизироваться, добрым словом и примером своей красивой жизни воцерковляя своих ближних, чтобы они получили уготованное благостью Божиею вечное спасение и обогатили духовный опыт народов русского мира.          

- В прошлом году в Русской Православной Церкви состоялась большая дискуссия о языке богослужения. На каких языках сегодня совершается богослужение в приходах и монастырях Зарубежной Церкви? Какую роль играет церковнославянский язык, и на каких языках проповедуют священники Зарубежной Церкви? Кого из проповедников Вы могли бы особо отметить?       

- Надо сказать, что в рассеянии очень бережно относятся не только к церковно-славянскому, но и к русскому языку, т.к. многие, находясь вдали от Родины, стремятся к сохранению своих корней, к живой связи с возрождающейся Отечественной Церковью. Мы стараемся и детям прививать любовь к церковно-славянскому и русскому языкам, к богослужению и традициям Русской Православной Церкви. В домах наших верующих, например, родители говорят со своими детьми по-русски, соблюдают русские православные обычаи, а при церквах работают церковно-приходские школы. Поэтому есть приходы, в которых богослужения совершаются только на церковно-славянском языке, а проповедь и вся церковная деятельность ведется на русском. Таковых очень много, конечно, т.к. это имеет огромное воспитательное значение, но многочисленны и те приходы, где существует необходимость совершать богослужения и проповедовать на двух языках – на церковно-славянском и местном. В недрах нашей Церкви существуют и миссионерские общины, где вся жизнь ведется на местном языке. В любом случае, все зависит от обстоятельств и состава монашествующих или прихожан.     

Что же касается проповедников, то я никого не собираюсь выделять. Каждый священник, по мере своих сил, старается доносить до людей Слово Божие и вносить свой вклад в дело служения Церкви. Одни хорошо проповедуют с церковных амвонов и на духовных собеседованиях со своими прихожанами, другие умеют утешать и поддерживать своих пасомых, наставляя их на исповеди, третьи собственным примером воодушевляют людей на праведную жизнь.         

-     Ряд епископов и священников Зарубежной Церкви принимают участие в работе комиссий Межсоборного присутствия. Как Вы оцениваете участие представителей Зарубежной Церкви в этой работе?      

- Радуюсь о том, что в этой важной работе принимают участие представители нашей Церкви. Это свидетельствует о том, что опыт нашего служения в сложных заграничных условиях может оказаться полезным при составлении столь ответственных церковных деяний.          

- В 2013 году исполняется 400-летие Дома Романовых. Планируются ли какие-либо связанные с этим торжества в Зарубежной Церкви? Как Вы видите связь этой даты с почитанием святых Царственных страстотерпцев?     

- Русская Зарубежная Церковь совершила канонизацию святых благоверных Царственных страстотерпцев вместе со всеми Новомучениками и Исповедниками Российскими в 1981 г. Верю, что вскоре после этого начались положительные перемены в жизни России именно по молитвам ее мучеников, чья кровь является «семенем Церкви». Посему в наше тяжелое время необходимо, наверное, соединить приближающееся празднование 400-летия Дома Романовых с достойным прославлением подвига и памяти Царственных страстотерпцев, дабы укрепить и обновить силы Церкви и народа.      

Думаю, надо воспользоваться этой возможностью, чтобы каждое чадо Русской Православной Церкви лишний раз заинтересовалось своей многоназидательной историей и вдумалось в эти неповторимые личности. Для этого собираюсь предложить Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви совершать поминовение Царственных страстотерпцев на отпустах всех богослужений, совершаемых в следующем году; обязательно отмечать эту дату и подвиг последней Царской Семьи на всех совещаниях духовенства и съездах молодежи, в церковно-приходских школах и специальных мероприятиях, посвященных этой знаменательной дате.       

Память о мучениях Царственных страстотерпцев должна пробудить в сердцах всех русских людей то восторженное поклонение, которое удержит их от каких бы то ни было уступок врагам Церкви и Святой Руси, а тем более от измены Православию, мученикам же сплетет венец вечной славы и здесь на земле и в Царствии Небесном перед престолом Божиим.                         

 

15 мая 2012 г. 12:10
Ключевые слова: РПЦЗ
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00