![]()
Александр Невский и Кольский Север В исторической науке закрепилось еще со времен Петра I представление о том, что деяния святого благоверного князя Александра Невского были связаны с Невой, Чудским озером, псковско-новгородскими коллизиями и смутами. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан делится своими оригинальными размышлениями о том, как имя князя Александра Ярославича связано с историей Крайнего Севера. Как благодаря его дипломатическим и военным усилиям эти северные земли стали данниками Новгородской Руси, а спустя столетия, уже при московских князьях, часть Лапландии отошла к Российской державе, став впоследствии русским Кольским Севером, а ныне Мурманской областью. PDF-версия.
24 февраля 2021 г. 17:00
Эра милосердия Пандемия коронавируса перевернула налаженную жизнь. По данным социологических исследований1, у более половины населения сократились доходы, каждый третий испытывал угрозу потери или же потерял работу, две трети отметили повышение цен на товары и услуги. С введенными ограничениями передвижения практически каждый пятый испытал сложности с оказанием помощи родным и близким. Это сильнее всего отразилось на наименее защищенных: инвалидах, одиноких пожилых людях, малообеспеченных и многодетных семьях, бездомных. Эпидемия стала временем испытаний не только для государственной системы социального обеспечения и экзаменом на эффективность благотворительных организаций, но и для Церкви. PDF-версия.
28 января 2021 г. 16:00
Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века Пожалуй, нет в сибирской истории фигуры, более известной миру и в то же время овеянной множеством легенд, чем Ермак. О нем и его сибирском походе с «единомысленною дружиною» уже в конце XVI — начале XVII века слагались устные предания. Почти через 40 лет после похода первый сибирский архиерей Киприан (Старорусенников) в своем стремлении увековечить память о Ермаке и его дружине создает Синодик Ермаковым казакам. Историк Алексей Конев объясняет, на чем основывалось желание владыки канонизировать Ермака как героя и почему даже местные князья считали его «человеком Божьим». PDF-версия.
12 января 2021 г. 15:00
Посвященная 100-летию Великого исхода конференция ученых-историков состоялась в Издательском Совете Русской Православной Церкви Событие прошло вчера, 26 октября, под эгидой Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и собрало нескольких представителей научного сообщества, принявших участие в форуме в очно-дистантном формате. После вступительного слова главы Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента с сообщением об участии в эвакуации из Одессы и Геленджика и в исходе из Крыма представителей белого казачества в 1920 году выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
27 октября 2020 г. 17:00
Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо актуализация перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных таинствах.
2 октября 2020 г. 19:50
На приход — по приговору Полвосьмого утра в коридоре келейного корпуса Христорождественского архиерейского подворья в деревне Надкопанье, что в Волховском районе Ленинградской области, поднялся сильный шум. Строгий голос беспрестанно и настойчиво спрашивает: почему еще не все собраны и по какой причине позволяют себе опаздывать «молиться Богу». В конце концов голос грозно предупреждает: через пять минут корпус закроют, и машина уедет без лентяев. Так подопечные Центра социально реабилитации подростков святителя Великого в организованном порядке отправляются на Божественную литургию в соседний поселок Паша, на приход прп. Александра Свирского — один из возглавляемых игуменом Антонием (Кузнецовым).
25 сентября 2020 г. 10:20
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
В Беслане молитвенно помянули погибших при теракте в школе №1 1 сентября архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил заупокойную литию по погибшим в Бесланском теракте. Шестнадцать лет назад боевики захватили школу в Североосетинском Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 человек заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.
1 сентября 2020 г. 19:01
Протоиерей Виктор Горбач: «Пандемия проверила на эффективность систему церковной онлайн-коммуникации». Пандемия коронавируса охватила все регионы России. Не стал исключением и остров Сахалин. На день публикации этого материала в Сахалинской области зарегистрировано 147 заболевших. О том, что изменилось в работе епархии в условиях карантина, какие полезные уроки преподнесла эпидемия и чем православные добровольцы помогли региону, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель миссионерского и молодежного отделов Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач. Материал будет опубликован в 5 номере "Журнала Московской Патриархии".
5 июня 2020 г. 10:50
|
![]()
ЖМП № 4 апрель 2019 /
22 апреля 2019 г. 15:40
Епископ Барышевский Виктор: Не бойтесь ничего, будьте с Богом, и Бог будет всегда с вамиГлава Представительства Украинской Православной Церкви при европейскихмеждународных организациях об отстаивании прав верующих на Украине — Ваше Преосвященство, наш первый вопрос закономерен — как чада Украинской Православной Церкви воспринимают ситуацию, связанную с предоставлением так называемой автокефалии, а по сути с легализацией раскола? — Верующие люди хорошо понимают, что эта ситуация скорее связана с политикой, чем с вопросами веры. Поэтому сегодня все усилия, которые предприняты и властями Украины, и Константинопольским Патриархом, не принесли ожидаемого результата. Цель уврачевать разделение и привести к единству не достигнута. Более того, такие действия Константинополя на Украине еще более усугубили пропасть, которая разделяет многих людей, живущих в нашей стране. Совсем недавно на это же указал Синод Кипрской Православной Церкви, который констатировал, что вмешательство Константинопольского Патриарха в дела другой Поместной Церкви не принесло ожидаемого единства, хотя сам Константинопольский Патриарх оправдывал свои действия именно этим. А Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в своем докладе о ситуации с правами человека на Украине в преддверии выборов констатировало, что автокефалия обострила противоречия между православными, поставила под удар исключительно Украинскую Православную Церковь. — Из Украины приходит много противоречивой информации о том, насколько болезненно идет разделение Православной Церкви. Какой информацией обладаете вы? Сколько приходов перешло в ПЦУ? — Прежде всего я хотел бы акцентировать внимание на том, что разделения Православной Церкви не происходит. Украинская Православная Церковь продолжает оставаться единым сообществом верующих, которые остаются верными Господу Богу и своему Предстоятелю — Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию. И хотя украинские СМИ заявляют о том, что уже более 500 храмов Украинской Православной Церкви перешли в так называемую ПЦУ, эта информация не соответствует действительности. На сегодняшний день (25 марта) нами зафиксировано 43 случая изменения конфессиональной принадлежности наших приходов, в которых действительно принимали решения члены религиозной общины, в том числе некоторые клирики заявили о своем переходе в ПЦУ. И мы об этом говорим открыто, ничего не скрывая. Однако практически во всех этих случаях есть верующие, которые с такими решениями не согласны, — поэтому нельзя говорить о том, что это были полноценные переходы всех членов общин, так как никто не может сегодня с точностью сказать, насколько собрания, рассматривавшие вопросы о переходе в ПЦУ, были правомочны. При этом 62 храма были захвачены рейдерским путем, а в 137 случаях территориальная община проголосовала за переход, но религиозная община изъявила желание остаться в Украинской Православной Церкви, хотя и такие случаи входят в названную раньше цифру 500. Более того, если жители села еще только начали обсуждать эту тему, храм, якобы, уже оказывается в ПЦУ. — Но, кроме «процедурных решений», есть же и насильственные случаи захвата храмов, преследований священников? — Как уже было упомянуто выше, 62 храма захвачены с помощью силы. Добавлю только, что насильственные захваты часто сопровождаются жесткими противостояниями, избиением настоятеля и прихожан, как это было, например, в селе Гнездичное Тернопольской области. Также в городе Барановка Житомирской области произошел вопиющий факт захвата храма с избиением наших прихожан в присутствии сотрудников правоохранительных органов. Многочисленные столкновения между верующими наших общин и представителями радикальных организаций, поддерживаемых представителями власти, происходят в Винницкой, Волынской, Ровенской, Тернопольской, Хмельницкой и других областях. Это десятки случаев, которые достаточно подробно описаны на информационных ресурсах нашей Церкви. Также на наших священников оказывается систематическое давление со стороны определенных госструктур. Еще в декабре прошлого года около 20 священников Ровенской и Полесской епархий (Ровенская область) были вызваны в Службу безопасности Украины на допросы по надуманному делу о государственной измене. Одному священнику Украинской Православной Церкви — протоиерею Виктору Земляному — уже предъявлено официальное обвинение в совершении преступления по статье 161 Уголовного кодекса (УК) Украины, предусматривающей ответственность за разжигание религиозной вражды, и по статье 300 УК Украины за распространение литературы, пропагандирующей культ насилия и жестокости. Считаем, что эти обвинения не только необоснованные, но и свидетельствуют о попытках использовать государственный аппарат для запугивания наших клириков, занимающихся правозащитной деятельностью. — Как же в сложившейся ситуации удается договариваться с украинским руководством? — Вначале скажу несколько слов о принятом 17 января 2019 года Верховной Радой законе Украины № 2683 (законопроект № 4128-д). Первая его редакция содержала такие определения, которые никак не вписывались в европейский принцип автономии религиозных организаций, не говоря уже о нормах национального законодательства. Но после активного обсуждения и справедливой критики многих общественных институтов внутри страны, а также на международном уровне предыдущий законопроект № 4128-д был кардинально переписан. Из текста были исключены понятие «самоидентификации члена религиозной общины», которым при желании мог стать каждый впервые переступивший порог храма, и указание на «право территориальной общины» решать вопрос о смене подчиненности религиозных организаций. Согласно уже действующему закону такое право принадлежит исключительно религиозной общине в случае наличия две трети голосов ее членов. Нужно отметить, что на руководство Украины оказывает влияние международная реакция на факты нарушений прав верующих нашей Церкви. Так, с 2015 года общины, верующие и официальные представители Украинской Православной Церкви, а также неправительственные правозащитные организации в рамках различных процедур подают информацию, жалобы и заявления в международные организации, такие как ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), СПЧ (Совет по правам человека) ООН, УВКПЧ (Управление Верховного комиссара по правам человека) ООН, Специальным тематическим докладчикам ООН, в комитеты и комиссии Совета Европы и Европарламента. В результате информация о нарушениях прав верующих публикуется на сайтах ООН, включается в отчеты и документы УВКПЧ ООН, внесена в базу данных ОБСЕ. В октябре 2018 года по инициативе Специального докладчика ООН по свободе религий и убеждений правительству Украины было направлено обращение с описанием нарушений прав верующих граждан и религиозных организаций Украинской Православной Церкви. В этом документе, который уже есть в свободном доступе, перед Украиной были поставлены вопросы, касающиеся конкретных фактов нарушений прав человека в стране в связи с захватами наших храмов, попытками срыва Всеукраинского крестного хода в 2016 году, нападениями радикальной группировки С14 на Десятинный монастырь и офис Союза православных журналистов, а также другими фактами. Таким образом, на представителей государственной власти Украины уже оказывается давление со стороны международных структур по фактам нарушений прав верующих нашей Церкви. Несмотря на то, что ситуация остается тяжелой, мы можем констатировать, что международная правовая система признала факт существования нарушений прав верующих на Украине. Это, несомненно, имеет значение для дальнейших переговоров с государственной властью. — Не могли бы сказать, какие рекомендации дает священноначалие Украинской Православной Церкви духовенству: как вести себя в случае давления со стороны властей и сторонников «автокефалии»? — Каждый православный верующий, как гражданин Украины, имеет гарантированные национальным законодательством права и свободы. Поскольку в отношении наших верующих и общин на протяжении последних лет систематически совершаются правонарушения, мы призываем противодействовать нарушителям и защищать свои права исключительно законным методом, используя возможные юридические механизмы. В ряде дел такая активность помогает нашим прихожанам защитить свои храмы, опираясь на закон и юридические методы работы. К сожалению, политическая позиция представителей высших эшелонов государственной власти препятствует эффективности такой работы, однако все-таки она необходима, так как, несмотря на трудности, современное право и государственное устройство позволяет защищаться и в таких сложных условиях. Немаловажным элементом защиты является также информационная работа и взаимодействие со СМИ, так как случаи правонарушений должны получать широкую огласку. Такую работу выполняют как церковные информационные ресурсы, так и многочисленные сообщества в социальных сетях, создаваемые прихожанами самостоятельно. В результате международные организации и СМИ могут получать постоянную информацию о фактах нарушений прав верующих на Украине, а также о результатах юридического рассмотрения жалоб и обращений общин Украинской Православной Церкви в национальную правовую систему. Так как нашим общинам оппонируют государственные чиновники высокого уровня, мы вынуждены использовать комплексные методы защиты, опираясь на международное право, и все доступные методы правовой и информационной работы. — Вам часто приходится бывать в разных странах и служить на зарубежных приходах. Как верующие украинцы воспринимают то, что происходит с Церковью на их Родине? — Они очень переживают. Каждый раз, когда встречаю выходцев из родной Украины в тех или иных странах Европы, вижу горячую любовь, переживание за Родину, их горячую молитву за умиротворение всех происходящих разрушительных процессов на Украине. Люди передают свою молитвенную поддержку, и хотя многие оказались вдали от Родины, они чувствуют боль от того, что происходит на родной земле, ведь практически у всех дома остались родители и родственники, друзья и близкие, с которыми они поддерживают отношения. — Ваше Преосвященство, вы — представитель Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях. Как воспринимают позицию священноначалия ваши партнеры за рубежом? — В последние годы за рубежом мы вынуждены информировать о нарушениях прав и свобод человека на Украине. Для европейского законодательства соблюдение прав человека — это очень важный постулат, которого европейцы пытаются придерживаться. Поэтому когда мы говорим о том, что права верующих граждан в Украине нарушаются, то европейское сообщество слышит нас. Конечно же, нам хочется, чтобы мы могли решить все наши проблемы внутри своей страны путем сотрудничества с государством, которое обязано обеспечить право на свободу вероисповедания каждого человека, каждого гражданина Украины. И тогда на международном уровне мы делились бы нашим историческим наследием и богатством, современными достижениями церковно-государственных отношений и реальной религиозной свободы в нашей стране. Но, к сожалению, сегодня ситуация вынуждает нас больше искать защиты и поддержки за пределами Украины. Но даже несмотря на это, в прошлом году мы провели ряд мероприятий в городах Европы, посвященных 1030-летию Крещения Киевской Руси. Международная деятельность Украинской Православной Церкви не сразу видна, но она имеет накопительный эффект, потому что все наши обращения собираются в документальных базах ОБСЕ и СПЧ ООН. Как уже было сказано выше, такие обращения в европейские институции мы подаем регулярно начиная с 2015 года. Теперь для каждого правозащитника, чиновника или политика ознакомиться с этим вопросом будет очень просто — достаточно зайти в сетевые хранилища документов, где наличествуют все заявления относительно проблематики соблюдения прав православных верующих граждан Украины. — Недавно вы обращались в ООН и другие международные организации. Сможет ли это привлечь более пристальное внимание мирового сообщества к проблеме ущемления прав верующих на Украине? — Мы на это надеемся. Благодаря проделанной работе за последние три года у нас уже накопился определенный опыт. Есть все основания полагать, что европейское сообщество обратит еще более пристальное внимание на все наши заявления и продолжит оказывать свое результативное влияние на утверждение демократических принципов в нашем государстве и обществе с целью обеспечения равных прав и религиозных свобод для всех без исключения граждан Украины. — Как в этой непростой ситуации действует Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий? Какие мысли он высказывает относительно «автокефалии» и к чему призывает верующих? — Молитва и терпение — вот неизменные наставления Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, к упражнению в этих добродетелях наш Предстоятель всегда призывает свою паству. Главное — не отпасть от Церкви в это лукавое время испытаний, ибо Церковь без нас будет жить, а мы без нее тотчас погибнем. Верующий народ всегда идет за Христом, присутствие Которого чувствует каждое ищущее Бога сердце, которое нельзя обмануть. Поэтому и храмы Украинской Православной Церкви переполнены, а в этом году крестные ходы в больших городах Украины собрали на праздник Торжества Православия значительно большее количество верующих, чем в прошлом. «Не бойтесь ничего, будьте с Богом, и Бог всегда будет с вами!» — этими словами можно определить призыв Предстоятеля Украинской Православной Церкви к православному верующему народу Украины. — Некоторые представляют предыдущего Предстоятеля Украинской Православной Церкви Владимира (Сабодана) сторонником автокефалии. Верно ли такое суждение? — Лично я никогда не слышал от Блаженнейшего Митрополита Владимира таких высказываний. В своих суждениях он всегда незыблемо стоял на канонических принципах жизни Церкви Христовой. И этому есть недвусмысленные подтверждения в сохранившихся статьях, докладах, аудио- и видеозаписях владыки. — В этом контексте позвольте и личный вопрос. Вы — племянник покойного Блаженнейшего Митрополита Владимира. Как он повлиял на ваше становление? — Это был очень глубокий человек очень доброго сердца. Помню мое первое впечатление о нем, когда увидел 50-летнего митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира в его родном селе Марковцы на Хмельнитчине, — жизнерадостный, всегда улыбающийся, компанейский и веселый человек. Блаженнейший часто прогуливался по лавре, и во время таких прогулок к нему подходили самые разные люди. Каждому человеку он уделял внимание, сопереживал, сострадал всякой болезни и горю. Я это видел своими глазами и сердцем чувствовал его неподдельную искреннюю любовь к каждому страждущему. И поскольку мне посчастливилось нередко быть свидетелем воплощения в личности настоящих человеческих качеств, то считал очень важным для себя подражать именно таким движениям души приснопамятного Блаженнейшего Митрополита Владимира. — Какие наставления он давал вам? — Наверное, самое важное наставление Блаженнейшего, девиз всей его жизни: «Я никогда ничего не просил и ни от чего не отказывался». Этот важный урок я пытаюсь воплощать и в своей жизни. — Как вам удается совмещать ваше основное служение с окормлением прихода храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» села Плюты? — Благодаря этому храму я получил незаменимую практику церковноприходской жизни. Расскажу, как мне пришлось стать его настоятелем. В 1943 году храм пострадал от боевых действий. Оставшиеся свидетельства говорят о том, что в храм влетело несколько снарядов, после чего он сгорел до основания. Прошло ровно 100 лет с начала возведения первого храма, когда с Божией помощью в 2011 году мы вновь начали здесь строительство. Но уже на следующий день ко мне подкрались сомнения. Думаю, как же я смогу совмещать строительство храма за городом с ежедневным послушанием ученого секретаря и преподавателя академии, на которое уходила большая часть времени. Немедля я пришел к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру за советом. А он мне сказал: «Если ты принимаешь это как волю Божию в твоей жизни, не отказываешься от нее, значит, Господь тебе непременно поможет, но имеешь возможность и решить по-другому, проявить свою волю». После этих слов все сомнения развеялись. Получив благословение Блаженнейшего, мы в ближайшее же время начали строительство. Милостью Божией с 2013 года регулярно совершаются богослужения в нижнем храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В этом году планируем закончить верхний храм, главный престол которого будет, как это было в прошлом, освящен во имя апостолов Петра и Павла. Епископ Барышевский Виктор (Коцаба), викарий Киевской епархии
22 апреля 2019 г. 15:40
Ключевые слова:
Украина
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Вышел в свет №2 «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
17 марта 2021 г. 14:00
Игумен Дионисий (Шленов). Традиция Масленицы или Сырной седмицы в Византии Считается, что Масленица на Руси является своеобразной контаминацией христианских и языческих традиций. При этом акцент делается, как это ни парадоксально, на языческой обрядовой стороне. Вспоминают и про гуляния, и про блины, которые являются отголоском культа солнца. Вспоминают про культ Волоса, скотья бога, и его отражение в народных обычаях, связанных с памятью уже христианского святого Власия (11 февраля по ст. ст.). Исследователь XIX века И. Н. Божерянов достаточно характерно писал: «Итак, Масленица есть чисто русское детище…». PDF-версия.
8 марта 2021 г. 15:00
Памяти митрополита Филарета (Вахромеева), Патриаршего экзарха всея Беларуси 12 января 2021 года на 86-м году жизни отошел ко Господу почетный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев). 20 февраля 2021 года исполнилось 40 дней со дня кончины архипастыря. PDF-версия.
19 февраля 2021 г. 18:35
Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре. PDF-версия.
17 февраля 2021 г. 15:00
|