Иконы-складни царской семьи и шедевры из частных коллекций В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылись сразу две интересные выставки — «Иконописные редкости» и «Иконы-складни императорской семьи». PDF-версия.
2 февраля 2024 г. 13:00
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
«С благоговейным умилением соорудили мы сей оклад...» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Модерн в русской иконе». Выставка уникальная, поскольку впервые в одной экспозиции собраны памятники религиозного искусства (около 130 предметов), выполненные в стиле модерн, большинство из которых ранее не выставлялось. В выставке участвуют: Музей христианского искусства Московской духовной академии, Музей русской иконы имени М. Абрамова и частные коллекционеры. Кураторы выставки: директор Музея имени Андрея Рублева М. Б. Миндлин, главный научный сотрудник С. В. Гнутова, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Ж. Г. Белик. PDF-версия.
20 июня 2023 г. 13:00
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Зима в российских музеях Крест преподобномученицы, автографы петроградских святых и государевы вклады в Троице-Сергиеву лавру. PDF-версия.
14 декабря 2022 г. 14:00
Свет в звуках Завершился II Патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов». В этом году он был посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В фестивале приняли участие хоровые коллективы из 51 епархии Русской Православной Церкви. Впечатлениями о состязании хоров и его итогах с обозревателем «Журнала Московской Патриархии» поделился член жюри профессор Московской духовной академии и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов РФ Николай Денисов. PDF-версия.
4 декабря 2022 г. 15:00
Россия в иконе, Петр Великий и редкие образы Николая Чудотворца Несмотря на относительное летнее затишье в культурной жизни, российские музеи продолжают радовать интересующуюся церковной историей публику. К услугам посетителей — беспрецедентная по масштабу выставка московского собирателя икон Игоря Сысолятина, «Духовный регламент» Петра I в публичной экспозиции и «Никола Мокрый» в Третьяковке. PDF-версия.
23 августа 2022 г. 15:00
Помочь подняться к Небу Весной этого года в Большом театре прошла торжественная церемония вручения высоких государственных наград работникам культуры. Ордена «За заслуги в культуре и искусстве» удостоился и Олег Овчинников, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского митрополичьего округа. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с Олегом Николаевичем о том, как он нашел свое призвание, в чем заключается главная задача певчих во время богослужения и о чем должны помнить начинающие регенты. PDF-версия.
6 июля 2022 г. 12:00
|
ЖМП № 12 декабрь 2011 /
22 июня 2012 г.
Слышит ли Бог человека? Режиссер Андрей Прошкин о фильме "Орда"На днях зрителей ждёт премьера фильма, который — мы очень на это надеемся — станет важной вехой в культурной жизни России и, возможно, всего христианского мира. На экраны выходит фильм "Орда". Это фильм-притча, который ставит трудные, порой мучительно трудные вопросы, и дает на них ответы. Какой должна быть молитва? Что есть предстояние перед Богом и что такое чудо? Как соотносятся святость и святительское служение? Кроме того, создатели фильма постарались с максимально возможной точностью воспроизвести быт и нравы той давно ушедшей эпохи.Режиссер картины — Андрей Прошкин, генеральный продюсер — руководитель Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Сергей Кравец. Монтаж "Орды" закончен осенью, и нашей редакции посчастливилось быть в числе первых, кто посмотрел этот фильм. На страницах ЖМП мы начинаем его обсуждение. Режиссер Андрей Прошкин о мифах, исторической достоверности и прекрасной игре якутских актеров — Андрей Александрович, сколько времени продолжалась работа над фильмом «Орда»? О чем этот фильм? — Работа над фильмом "Орда" (его рабочее название "Святитель Алексий") продолжалась два с лишним года, с лета 2009-го. Замечательный сценарий написал Юрий Николаевич Арабов, взявший за основу один эпизод из жизни святителя Алексия, митрополита Киевского, — его поездку в столицу Золотой Орды Сарай с намерением излечить жену хана Тайдулу от слепоты. События, отраженные в фильме, происходят в середине XIV века. Это масштабное постановочное кино, и много времени ушло на подготовку съемок, подбор актеров. Всё приходилось создавать своими руками — строить декорации, шить костюмы. Ведь у нас не было фактически ничего. Дело в том, что до нашего времени дошли очень скудные сведения о жизни в 1357 году, и многое в процессе работы над фильмом — характеры, отношения людей, антураж — приходилось додумывать или создавать с нуля. Таким образом, "Орда" не столько историческое кино, сколько фильм — миф, основанный на житийном сюжете. Это не социальная или бытовая история — это картина вообще о человеке, о Боге. Это метафора о том, слышит ли Бог человека и что кажется человеку на этот счет? Хотя, конечно, мы стремились, чтобы происходящее на экране выглядело достоверным. Я очень не люблю говорить о смысле фильма, потому что каждый зритель во время просмотра находит в картине что-то свое. И очень часто режиссеры потом бьют себя кулаками в грудь и говорят, что снимали одно, а у зрителей в результате сложилось совсем другое ощущение. И картина начинает жить своей жизнью. — Тем не менее в чем, на ваш взгляд, заключается актуальность той эпохи для нас? Какие уроки можно извлечь нам сегодня из событий более чем 600-летней давности, чему, может быть, поучиться у наших предков? — Вы знаете, мне не нравится слово «поучительность». В советское время в нас вбивали такую странную идею — об утилитарности искусства. То есть что искусство обязательно что-то должно: должно что-то нести, учить и так далее. Мне кажется, это несколько упрощенная точка зрения. Я не знаю, в чем поучительность картины, но менее всего хотел бы кого-то учить и не считаю себя вправе это делать. Впрочем, на основе изученного нами материала — исторических документов, свидетельств — можно проследить какие-то параллели, которые, вероятно, связывают наше общество с тем обществом. Я говорю о Золотой Орде, поскольку там происходит основное действие фильма. То, что как-то связывает ту эпоху с сегодняшним днем, наверное, уверенный, твердый прагматизм в жизни, ощущение абсолютной самодостаточности и прочности этого общества, его основ. Излишняя самонадеянность, непонимание истинного положения вещей. Продолжая тему исторических уроков и параллелей, как вы оцениваете личность святителя Алексия? Какие черты этого человека вы хотели бы видеть в Максиме Суханове, который снялся в роли святителя? — Поскольку, как я уже сказал, сведения о том времени крайне скудны, мне сложно дать исчерпывающую оценку жизни и деятельности митрополита Алексия. Однако можно представить, что это была выдающаяся личность для той эпохи. Это был интеллектуал, очень образованный для того времени человек, очень умный и волевой. Кроме того, что был пастырем, он, конечно, являлся выдающимся администратором — как церковным, так и государственным. Святитель Алексий был главным воспитателем малолетнего князя Дмитрия Донского и оказывал довольно сильное влияние на его политику, особенно в начале княжения. И нам хотелось прежде всего отразить ум и мощь этого человека. Кроме того, что Максим замечательный артист, оказалось, что его индивидуальность ложится на характер нашего героя; по крайней мере таково мое мнение. — Кроме Максима Суханова, кто еще участвует в фильме? — Князя Ивана играет Виталий Хаев, слугу святителя Алексия Федьку — Александр Яценко, истопника Василия — один из моих любимых актеров Алексей Шевченков. В фильме представлены ордынские ханы Джанибек (играет Иннокентий Докояров), Бердибек, ханша Тайдула — это реальные личности. Тайдула, например, была женой могущественного ордынского хана Узбека, при котором Золотая Орда достигла наивысшего расцвета и который исламизировал ее, во многом огнем и мечом. Сама Тайдула была очень волевая женщина. Сохранилась даже монета с ее профилем, что свидетельствует о ее колоссальном политическом влиянии. Кончина ее, правда, была довольно трагической — ее разорвали лошадьми. Тайдулу играет, на мой взгляд, выдающаяся актриса Роза Хайруллина. Роза — легенда нестоличного русского театра, долгое время играла в Казани, Самаре, а теперь — в Театре-студии Олега Табакова. Знаю, что уже второй год она репетирует роль короля Лира, и уверен, у нее это отлично получится. Ордынских персонажей мы собирали практически по всем бывшим советским республикам. У нас снималась команда совершенно потрясающих якутских актеров. Актерская школа в Якутии была для меня открытием — там, оказалось, совершенно "шекспировские" ребята, такой степени органики, мощи! — В процессе подготовки картины что было вами прочитано, изучено, какие материалы, исторические свидетельства? — Это и русские летописи, и знаменитый двухтомник В.Г. Тизенгаузена — сборник письменных материалов о Золотой Орде того времени. Мы очень скрупулезно изучали историю монгольского общества после Чингисхана. Наиболее интересными для меня как режиссера были записки путешественников, попадавших в Орду, потому что сторонний глаз более выпукло обнаруживает какие-то вещи и доносит до нас. Это и "Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Гильома Рубрука", и записки европейских послов, купцов, бывавших в Орде. Стоит отметить и подробные записки известного марокканского путешественника Ибн Баттуты. Читая его, понимаешь, насколько отличается взгляд на те или иные явления европейца и мусульманина-марокканца. Какие-то вещи, которые у европейцев вызывали оторопь, для него, наоборот, были признаком благочестия. На все эти свидетельства мы опирались в процессе подготовки картины. Кроме того, много консультировались с учеными-историками, изучали музейные экспозиции, живопись того времени, историю костюма, планы археологических раскопок. — Где проходили съемки? — Павильоны мы строили на "Мосфильме", и к нам даже экскурсии ходили! Я считаю, что у нас был очень талантливый художник Сергей Февралев, новая звезда в своей профессии. Человек, который умеет не только придумать, но и воплотить свои идеи в жизнь, сделать. У нас были сложные декорации и с бассейнами, и с горящими печами. Для одной из декораций, например, были сделаны специальные облицовочные плитки. Причем Сергей заставил каждую плитку расписать и сделать вручную, а потом покрыть лаком. Декоратор ему говорил, что это всё ерунда и это давно делают машины. Но именно потому, что это было сделано руками, и складывалось полное ощущение реальности происходящего. Потом мы построили настоящую древнюю Москву на Клязьме, во Владимирской области, и достаточно масштабную декорацию золотоордынской столицы Сарая — в Астраханской области, всего в нескольких километрах от села Селитренного, где сейчас проводятся раскопки Сарая. В плане воссоздания исторического облика той эпохи была проделана очень большая работа. В "Орде" довольно много внутрикадровой музыки. Это различные ордынские мотивы, звучащие на улицах города, с использованием национальных инструментов. Всю музыку к фильму написал композитор Алексей Айги. — С какими трудностями сталкивались во время съемочного процесса? — Трудностей было много, но я бы не стал их выпячивать. Ну, например, жара. Она была очень сильная во время съемок, и некоторые актеры очень переживали по этому поводу. Но мне кажется, на таких вещах не следует зацикливаться. Нужно просто всегда держать в голове, что съемки — это такое дело, к которому полгода или год готовишься, чтобы потом за короткий период быть готовым выжать из себя все соки, и на это время о комфорте лучше вообще забыть. — В СМИ были сообщения, что якобы в фильме очень негативно представлен образ Орды и по этому поводу вначале было даже некое непонимание с продюсером — компанией "Православная энциклопедия", хотя потом компромисс был найден. — Нет, это не совсем точно сказано. Да, у нас были какие-то недопонимания, местами довольно острые, но это всё совершенно нормально, так сказать, рабочий процесс, и в итоге мы пришли к единому мнению. Что касается образа Орды, то, наоборот, моя жена Наташа, монтажер фильма, как-то заметила: "Что они у тебя все такие милые?" У меня никогда не было цели сделать из монголо-татар монстров. Другое дело, что некоторые сцены могли быть довольно острыми и какие-то человеческие проявления вызывали у продюсеров непонимание. Но когда картина уже была смонтирована, по крайней мере "ордынские" вопросы все отпали. — Почему решили назвать фильм именно "Орда"? — Мы с самого начала понимали, что название "Святитель Алексий" — рабочее. Все-таки по нему нельзя точно определить, о чем картина. Название "Орда" появилось где-то в середине съемок. Продюсеры показывали часть отснятого материала на Первом канале, и там им предложили такое название. И действительно, все основные события разворачиваются в Орде. У нас нет такого емкого портрета Руси, просто по сюжету не предусмотрено. Название "Орда" все сразу приняли. Арабов даже сказал: "Жаль, что не я придумал". — Фильмы такого рода, на ваш взгляд, пользуются популярностью в России? Если нет, то в чем причины? — Пожалуй, самым успешным фильмом из затрагивающих духовно-религиозную проблематику в России был "Остров". Хотя его кинопоказ, с точки зрения кинобизнеса, не был таким оглушающе успешным, можно сказать, что картина состоялась благодаря телевидению. Когда фильм вышел на телеэкраны, он вызвал большой интерес и споры. Безусловно, отношение к нему было разное, но "Остров" мало кого оставил равнодушным, это факт. Вообще, я бы не стал обобщать подобные вещи, говоря о популярности тех или иных фильмов. Один яркий пример: в свое время все прокатчики отказались от фильма Петра Буслова "Бумер", аргументируя тем, что это очень пессимистичная история, в которой все герои в финале терпят поражение и погибают; что такая история никому не нужна и никто ее не будет смотреть. В итоге же, как известно, картина пользовалась огромным успехом у зрителей. Поэтому что-то прогнозировать сложно. — В одном из интервью, которое цитировали информагентства, вы сказали, что фильм, профинансированный государством как социально значимый проект, может не дойти до зрителя. Якобы государство не выделяет средств на поддержку фильма в прокате и не помогает ему выйти в свет. — Дело в том, что сейчас очень тяжело попасть в широкий прокат, не имея серьезных средств на рекламу. К сожалению, государство не обязано выделять средств еще на продвижение фильма. А прокатчики сами не особенно рвутся покупать картину, в которой рефреном проходит тема чуда и святости, если, конечно, это не фэнтези с драконами и воздушными замками. В нашем случае все деньги — а бюджет фильма составляет порядка 380 млн рублей — уже вложены в производство, в декорации, костюмы, технику, пленку. Да, это очень дорогая картина, зрелищная. Но сейчас нужно найти возможности еще оповестить людей, заинтересовать зрителя. Увы, сейчас ситуация такова, что, если не предпринимать серьезных усилий по продвижению фильма, он заранее обречен остаться где-то на периферии в сознании зрителей. Исключение составляют лишь картины, сделанные телеканалами либо с привлечением медийных ресурсов. Так что очень важно, найдут ли продюсеры дополнительные силы и возможности для продвижения "Орды".
22 июня 2012 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Вышел в свет №3 «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год Пятнадцатилетие Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — важнейшая историческая веха в жизни мирового и отечественного Православия.
25 марта 2024 г. 16:00
«Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-версия.
14 марта 2024 г. 15:00
Святая бригада В условиях активных военных действий помощь врачей и сестер милосердия в больницах и госпиталях Донбасса оказалась неоценимой. Ирина Худякова, сестра милосердия госпитального отделения Свято-Димитриевского сестричества при Первой градской больнице, побывала на новых территориях уже несколько раз. По роду деятельности она — социальный работник, ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. О духовной миссии сестер милосердия в военных госпиталях в Донбассе и о том, почему она стала добровольцем, Ирина рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
12 марта 2024 г. 13:30
Священник Владимир Суханов: «Военным госпиталям не хватает сестер милосердия» Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов. PDF-версия.
5 марта 2024 г. 14:00
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения. Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.
1 марта 2024 г. 16:00
|