выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
История
Патриарх Сергий
ЦВ № 8 (429) апрель 2010 /  29 апреля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Патриотизм и прагматика: патриарх Сергий и Сталин в годы войны

Известный писатель-фронтовик Константин Симонов в своих дневниках пишет о растерянности, которая царила в первые дни войны: командиры не знали, где находится враг, некоторые солдаты не имели понятия о том, где расположена их часть, а мирное население вообще не представляло себе истинных масштабов трагедии. Всем казалось, что немцы в их деревне или селе — нелепая случайность, Красная армия очень скоро выгонит врагов, и по-другому эта ситуация развиваться просто не может.

Реальность оказалось несколько иной. Только в очень плохих книжках и фильмах про войну говорится, что весь советский народ в едином порыве шел в атаку со словами «За родину, за Сталина!» и не испытывал ни малейших колебаний при выборе позиции в этой страшной мясорубке. На практике дело обстояло совершенно иначе. Каждый человек на оккупированной и на советской территории сам решал, как ему выживать в этих условиях. Этот каждодневный выбор не обошел стороной и Русскую Православную Церковь, которая с первого дня войны разделила все страдания своего народа.

22 июня 1941 года, в тот момент, когда высшее руководство страны еще растеряно и опасается, что народ, припомнив все ужасы коллективизации и репрессий, встанет на сторону фашистов, митрополит Сергий (Страгородский) на своей печатной машинке пишет обращение к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призывает к спасению Родины: «Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю... Но не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу».
Стоит заметить, что в первый период войны немцы пытались активно использовать советские гонения на Церковь в своих интересах: практически сразу на оккупированных территориях стали открываться храмы, немецкие военные демонстративно передавали верующим святыни и говорили о том, что Третий рейх избавит жителей СССР от власти большевиков. Такая пропаганда приносила отдельные плоды: некоторые представители русской эмиграции и клирики РПЦЗ стали смотреть на нападение фашистов как на освободительный «крестовый поход».

Почему же тогда Церковь практически сразу стала на защиту не просто Родины, но и того режима, который больше двадцати лет фактически уничтожал веру во Христа?
Такое решение очень сложно объяснить внешними прагматическими причинами. К началу войны на свободе оставались всего четыре епископа: Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский), Николай (Ярушевич) и Сергий (Воскресенский), аресты православных священников прекратились лишь спустя несколько недель пос-ле начала войны. Когда митрополит Сергий зачитывал свое послание в Елоховском соборе Москвы, когда он на свой страх и риск распространял его по православным храмам, у него не было никаких надежд на то, что Церковь в Советском Союзе может получить возможность свободно дышать, а верующих перестанут преследовать. Позже, в 1942 году, митрополит Московский и Коломенский Сергий так объяснил свою патриотическую деятельность: «Лично же для меня достаточно и одной любви к Родине и моему народу, чтобы без чьих-либо просьб и тем паче принуждений всячески противиться фашизму и порабощению им нашей страны».

Церковь последовательно «противится порабощению»: весной 1942 года из блокадного Ленинграда митрополит Алексий (Симанский) обращается к людям, находящимся на оккупированной территории с призывом помогать партизанам и бороться с фашистами.

Сейчас очень модно рассуждать, что изменение политики Советского Союза по отношению к Церкви объясняется чуть ли не личным покаянием Сталина, который якобы встречался с блаженной Матроной, после чего вспомнил о своем семинарском прошлом и начал открывать храмы и монастыри. Этот «благочестивый» миф не имеет под собой никакого основания, поскольку Сталин и до и после 1943 года относился к Церкви крайне прагматично, видя в ней лишь инструмент для укрепление собственной власти и увеличения влияния на союзников.
В этих условиях оставшиеся на свободе православные иерархи совершили настоящий подвиг, призвав верующих забыть о тех обидах, которые нанесла им власть, и встать на защиту Родины, а не советского правительства.
Позиция митрополита Сергия — это развитие той модели церковно-государственных отношений, которая была заложена еще святителем Тихоном, патриархом Московским. Независимо от отношения советского правительства к православию верующие, священники, епископы и миряне имеют право быть выше личных обид и защищать свою «гражданскую родину» не за страх, а за совесть.

Такая позиция не сразу привела к положительному результату. В середине октября 1941 года больного митрополита Сергия власти практически насильно эвакуировали в Ульяновск, где он и находился до сентября 1943 года. Но постепенно ситуация начала меняться. У Церкви появился счет в банке, на который перечисляли пожертвования для советских войск, епископы и священники получали награды за помощь в борьбе с фашистами, и, наконец, произошла та самая встреча, которая позволила Русской Православной Церкви выйти из периода гонений и после почти двадцатилетнего перерыва избрать себе патриарха.

Поздним вечером 5 сентября 1943 года Сталин и Молотов приняли в Кремле митрополитов Сергия, Алексия и Николая. Церкви разрешли избрать патриарха, открыть курсы по подготовке священников. После этой встречи начинает регулярно выходить «Журнал Московской Патриархии», Патриархии передается здание в Чистом переулке в Москве, выделяется несколько автомобилей, а митрополит Сергий сможет получать продукты по государственным ценам. Во время этой беседы Сталин также проинформировал православных иерархов о том, что создан Совет по делам Русской Православной Церкви, который будет решать вопросы, связанные с церковно-государственными отношениями, а также фактически контролировать деятельность Церкви.

Можно ли считать эту встречу наградой за патриотическую деятельность православных верующих, и каковы были ее последствия? На первый взгляд ответ очевиден: православные христиане в Советском Союзе наконец-то смогли вздохнуть спокойно, поскольку получили возможность ходить в храм, молиться за своих родных и близких, которые в это время воевали с фашистами. Да и сейчас в некоторых статьях можно прочитать, что с этого момента началось возрождение Русской Церкви. Но на практике все было далеко не так радостно: советское правительство готовилось к Тегеранской конференции, на которой решался вопрос об открытии второго фронта, и легализация Православной Церкви была лишь одним из способов добиться положительных результатов на этих переговорах. В любой момент ситуация вновь могла измениться в худшую сторону, и это понимали многие священники и миряне, полагавшие, что после победы над немцами гонения опять возобновятся, а потому продолжавшие смотреть в будущее с большой опаской.

Встреча Сталина с православными иерархами не была победой Церкви, не была наградой за ее подвижническую деятельность во время войны. Но она не была и ее поражением, как считают некоторые критики Московской Патриархии, заявляя, что она «безблагодатна», поскольку РПЦ МП «основал» Сталин, а ее иерархия не имеет ни апостольского преемства, ни права считать себя христианами. Такая точка зрения не просто является недостоверной с исторической точки зрения, но она, по сути, пытается лишить смысла подвиг новомучеников, поскольку они тоже «перестают быть христианами», так как значительная их часть поддерживала деятельность митрополитов Сергия и Алексия.

С момента этой встречи прошло больше 65 лет, давно уже нет в живых ее участников, но в нашей стране по-прежнему бушуют страсти вокруг фигур Сталина и митрополита Сергия (Страгородского). Миф о величии Сталина, которого митрополит Волоколамский Иларион недавно назвал «духовным уродом и чудовищем», продолжает влиять на умы россиян, и у нас есть реальный шанс увидеть в Москве портреты этого тирана по случаю юбилея Великой Победы. Портретов же патриарха Сергия мы точно не увидим в эти дни на улицах Москвы, а его фигура для некоторых людей, называющих себя «верующими», оказывается куда более неоднозначной, чем личность «эффективного менеджера», загубившего миллионы собственных граждан. В чем же причина подобного парадокса, и почему настоящий христианин и патриот оказывается в тени кровавого тирана?

Патриарх Сергий в годы войны делал выбор не между прекрасным и отвратительным, а между плохим и очень плохим. При столь ужасной альтернативе, в которую Церковь попала сразу после Октябрьского переворота 1917 года, неизбежны были ошибки, которые кажутся очевидными, если смотреть на них из нашего времени. Мы с необычайной легкостью готовы осудить православных иерархов за восхваление «богоданного вождя Иосифа Сталина», за то сотрудничество, на которое ради физического сохранения Русской Церкви пошли православные иерархи советского времени. Мы охотно вешаем на давно почившего патриарха ярлык основателя «сергианства», но не хотим встать на позицию святителя Тихона, патриарха Московского. В то время гонения на Церковь со стороны большевиков только начинались, и как-то один из собеседников святителя сказал, что он хотел бы умереть за Церковь. Патриарх Тихон ответил, что в этих условиях гораздо тяжелее не умереть за Церковь, а жить за нее и служить ей в этих условиях. Митрополит Сергий (Страгородский), при всей неоднозначности его фигуры, в полной мере испытал это на себе.
 

Андрей Зайцев
29 апреля 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00