iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Срок на покаяние
По данным Российского агентства правовой и судебной информации, сегодня в России в местах лишения свободы находятся около 520 тысяч человек. В зависимости от совершенного преступления они содержатся в разных условиях, но у каждого есть возможность пообщаться со священником, исповедаться и причаститься. Как устроена в зоне духовная жизнь, повлияло ли на нее не­уклонно растущее число мусульман в тюрьмах Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), в какой момент к отбывающему наказание человеку приходит искреннее покаяние, как священнику работать с разными группами осужденных, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» на территории исправительной колонии строгого режима № 11 в Сургуте протоиерей Георгий Кошелев. PDF-верия.
19 августа 2021 г. 13:00
Документы
Всемирный Русский Народный собор
3 мая 2012 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Резолюция соборных слушаний Всемирного русского народного собора "Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству"

3 мая 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялись соборные слушания Всемирного русского народного собора "Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству". По итогам слушаний была принята резолюция.

Начало семнадцатого века стало одним из самых драматичных периодов в русской истории. В результате глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, который современники назвали Смутным временем, Россия оказалась перед угрозой утраты государственного суверенитета.

Но самую страшную перспективу представлял подрыв духовной идентичности русского народа — отказ от Православия и латинизация Руси. В то время наш народ оставался единственным православным народом, сохранившим национальную независимость: Балканы и Ближний Восток оказались под властью Османской империи, а Запад и Юг Руси стали жертвами польской экспансии. Под агрессивным давлением с Запада часть белорусского и украинского духовенства признала верховенство Папы Римского и перешла в униатство. Такая же судьба была уготована и Русской Церкви. Латинизация Руси означала бы полное разрушение цивилизационных основ нашей страны, её подчинение внешним силам. Для русского народа утрата духовной идентичности была бы равнозначна завершению его исторического бытия.

Смута была преодолена благодаря способности наших предков в едином порыве встать на защиту отеческой веры и независимости родной земли. В борьбе за возрождение государственности объединились все сословия и этносы, проживающие на территории исторической Руси. Победа ополчения под руководством Кузьмы Минина и князя Пожарского, изгнание иноземцев из Кремля и избрание новой царской династии положили начало трехвековой эпохе процветания и могущества Российского государства.

В условиях Смуты, когда власть была в смятении и утратила легитимность в глазах населения, решающую роль в сплочении народа, в координации разрозненных действий отдельных земств и воеводств сыграла Русская Православная Церковь. Образцом жертвенного героизма для всей страны стала шестнадцатимесячная оборона Троице-Сергиевой Лавры, насельники которой сражались плечом к плечу с ратными людьми и ополченцами.

Но главную роль в объединении национальных сил сыграла духовная твердость православного клира. Священство благословляло народ на сопротивление, увещевало сомневающихся, примиряло раздоры в патриотическом лагере. История хранит имена таких подвижников, как келарь Авраамий (Палицын), архимандрит Иоасаф, архимандрит Евфимий, но самый весомый вклад в организацию национально-освободительного движения внес Патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Его благословение определило выбор тысяч людей, примкнувших к ополчению. Твердая позиция Первосвятителя не позволила политической элите страны признать новым царем иноземца, отвергающего наши духовные ценности и традиции. Ни угрозы, ни длительные заключения не сломили Предстоятеля, не заставили его отречься от своего воззвания к народу. Он принял мученическую смерть в преддверии окончательной победы над врагом.

В переломные моменты истории бывает так, что воля всего народа проявляется в решительном и мужественном поступке одного человека. В годину Смуты таким человеком стал Патриарх Гермоген. Его огромный личный авторитет, твердая позиция клира и духовная мощь Русской Православной Церкви удержали Россию от неминуемой катастрофы.

Опыт патриотического служения Церкви и её иерархов, опыт деятельного участия православного священства и мирян в судьбах страны принадлежит не только прошлому. Участники Соборных слушаний подчеркивают неразрывную связь Русской Церкви с русским народом и утверждают не только её право, но и нравственный долг активно участвовать в выборе исторического пути развития нашего Отечества. Как бы ни пытались ревнители новых смут и поборники очередных "латинизаций" изолировать Православную Церковь от российской государственности, их усилия обречены на провал. Подвиг русского духовенства во главе с Патриархом Гермогеном остается руководством к патриотическому гражданскому действию как для наших современников, так и для будущих поколений.

Участники Соборных слушаний отмечают исключительное историческое значение событий 1612 года для судеб России и считают необходимым отметить 400-летие преодоления Смуты как торжество общенационального масштаба. Ещё есть время для того, чтобы подготовиться к достойной встрече этой даты, от общественного внимания к которой во многом зависит не только уровень национального и исторического самосознания, но и политическая стабильность в современной России. Необходимо увековечить образы выдающихся деятелей этого периода, в первую очередь священномученика Патриарха Гермогена, сооружение памятника которому должно стать общенародным делом. ВРНС призывает также установить в начале мая день памяти князя Михаила Скопина-Шуйского, Прокопия Ляпунова и других героев, участвовавших в преодолении Смуты, с совершением заупокойного богослужения в Архангельском соборе Московского Кремля. Собор обращается к киностудиям и телекомпаниям с предложением создать художественный фильм и телевизионный сериал о героях национально-освободительного движения XVII века. Участники слушаний предлагают Министерству образования и науки провести в связи с отмечаемой датой открытые уроки и внеклассные мероприятия для учащихся школ и студентов колледжей и вузов.

Собор поддерживает инициативы общественных организаций, планирующих организовать автобусную поездку по маршруту ополчения Минина и Пожарского с участием молодежи Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Ярославской, Ивановской, Костромской и других областей, с установлением по пути следования памятных знаков (крестов, переносных стел), проведение праздничных патриотических концертов и мероприятий с участием общественности регионов (Москва — Нижний Новгород — Балахна — Юрьевец — Кинешма — Кострома — Ярославль — Ростов Великий — Переславль-Залесский — Сергиев Посад — Москва).

ВРНС призывает также поддержать идею проведения исторической реконструкции боя ополчения Дмитрия Пожарского с войсками гетмана Ходкевича под стенами Новодевичьего монастыря с участием клубов исторической реконструкции, считает важным открыть информационный портал "1612-й", посвященный событиям преодоления Смуты и восстановления российской государственности, и издать альбом "1612-й: уроки истории".

Участники слушаний убеждены, что празднование 400-летия преодоления Смуты призвано стать ярким событием, которое запомнилось бы на века. Обращение к героическому опыту наших предков станет примером возрождения живой связи с прошлым, которая, Богу содействующу, позволит России достойно выйти из всех испытаний.

3 мая 2012 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00